Программа кружка "Математические ступеньки"
рабочая программа по математике

РАХМАТУЛЛИНА АЙГУЛЬ РАФИСОВНА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematicheskie_stupenki.docx71.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАСМК РБ

     Принято на заседании                                            УТВЕРЖДАЮ

     Педагогического совета                                         Заведующий МАДОУ д/с № 11

     Протокол № 1 от__________                                 Ю.В. Климина_____________      

                                                                                       Приказ № 194 от 22.08.2022 г.

 С учетом мнения

     Совета родителей

     Протокол № 1 от ___________

Дополнительная образовательная программа

«Математические ступеньки».

                                                                Руководитель кружка: Рахматуллина А.Р.

г. Нефтекамск, 2022 г

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.  

В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения,  часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность. Поскольку игровая деятельность является  ведущей   в дошкольном возрасте, у нас возникла идея создания кружка «Математики». Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.            Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов.  Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. И дети, и родители с удовольствием принимают участие в математических праздниках, викторинах и конкурсах, оформляют газеты, книги-раскладушки на математические темы. Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка. Работа кружка   «Математики»  осуществляется под руководством педагога. Основой для разработки рабочей программы по интегрированному формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста стали:

Основная цель программы:

- сформировать у ребенка простейшие математические представления;

- научить различать и называть геометрические фигуры, цвета;

- развить логическое мышление, пространственное воображение, память;

- развитие внимания и воображения.

Задачи программы:

Образовательные:

- формировать общее представление о множестве и числе;

- формировать навыки количественного и порядкового счета в  пределах  20;

- знакомить с составом числа;

- учить детей решать простейшие арифметические задачи;

- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- учить сравнивать множества;

- знакомить с математическими знаками.

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;

- развивать мелкую моторику, глазомер;

- развивать  инициативу.

Воспитательные:

- воспитывать внимание;

- воспитывать организованность;

- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

Место реализации: МАДОУ детский сад № 11 «Русалочка».

Название программы: «Математические ступеньки».

Руководитель кружка: воспитатель.

Тип программы: интегрированное развитие элементарных математических представлений.

Вид программы: развивающая, обучающая

Направление деятельности программы: формирование элементарных математических представлений.

Сроки реализации программы: 9 месяцев.

Количество и периодичность НОД: 1 НОД в неделю, 38 НОД в год.

Количество детей: 22 человек.

Возрастная категория: дети 6 – 7лет.

Форма организации деятельности кружка: групповая.

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

Методы организации работы кружка.

- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).

- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы).

- Практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).

- Наглядный метод (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото).

- Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения).

- Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

- Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.

Методы работы: - традиционные; - комбинированные; - практические занятия; - игры, конкурсы.

Форма работы кружка: тематическая совместная деятельность детей и педагога.

Формы подведения итогов  реализации дополнительной образовательной программы:

- диагностика вначале и в конце учебного года;

- итоговое занятие для родителей.

Работа с родителями и педагогами:

Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.

Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для  реализации программы: 

- цветные счетные палочки;

- цветные счетные палочки Кюизенера;

- математические наборы;

- шаблоны из геометрических фигур;

- раздаточный материал (цифры);

- рабочие тетради;

- зеленые тетради в крупную клетку;

- цветные и простые карандаши;

- танграм.

     

Учебно-тематический план работы

программы «Математические ступеньки» 6 – 7 лет.

Тема занятия

Кол-во

часов

Вид занятия

1.Число и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >, работа со счетными палочками, квадрат, прямоугольник.

2

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

2. Знаки =, ≠, +, –, математические задачи, величина, ориентировка на листе бумаги.

2

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

3. Счет по образцу и названному числу, независимость числа т пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.

2

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

4. Знаки <, >, =, ≠, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа шесть из двух меньших, логическая задача,  геометрические фигуры.

2

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

5. Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

6. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

7. Порядковый счет, счет по названному числу, логическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

8. Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

9. Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентировка во времени.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

10. Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

11. Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

12. Отношения между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

13. Число 13, математическая задача, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

14. Решение примеров, знаки +, –, соответствие между цифрой и количеством предметов.

Величина, логическая задача, геометрические фигуры.

2

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

15. Число 14, ориентировка во времени, логическая задача.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

16. Счет ни образцу и названному числу, арифметический задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

17. Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

18. Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

19. Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

20. Математическая загадка, знаки +, –, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

2

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

21. Число 17.

Решение примеров, счет но образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

22. Число 17.

Ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

23. Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

24. Число 18.

Решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

25. Число 19, состав числа из двух меньших чисел, величина, логическая задача.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

26. Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

27. Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

28. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

29. Знаки +, –, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

30. Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

31. Соответствие между количеством предметов и цифрой, ориентировка в пространстве, логическая задача.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

32. Задачи-шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки.

1

Опрос. Теоретическая-

практическая работа.

ВСЕГО:

38

«Математические ступеньки» 6 – 7 лет.

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >, работа со счетными палочками, квадрат, прямоугольник.

- закрепить знания о числах от 1 до 10;

- закрепить умение писать цифры от 1 до 10;

- закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Знаки =, ≠, +, –, математические задачи, величина, ориентировка на листе бумаги.

- закрепить знания о знаках =, ≠.

- закрепить умение писать их;

- продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ;

- продолжать учить пользоваться знаками +, –.

Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.

- закрепить умение считать по образцу и названному числу;

- закрепить умение преобразовывать неравенство в равенство, понимать отношения между числами;

- закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов.

Знаки <, >, =, ≠, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа шесть из двух меньших, логическая задача, геометрические фигуры.

- закрепить умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков <, >;

- закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Октябрь

Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени.

- закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой;

- учить составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них, записывать цифрами результат счета.

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве.

- продолжать учить понимать отношения между числами;

- закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Порядковый счет, счет по названному числу, логическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

- продолжать учить различать количественный и порядковый счет в пределах 10, правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету;

- продолжать учить воспроизводить количество предметов по названному числу.

Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.

- продолжать учить решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- учить измерять линейкой, записывать результаты измерения.

Ноябрь

Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентировка во времени.

- закрепить знания о числах и цифрах от 0 до 10;

- закрепить умение устанавливать соответствие между числом и цифрой.

Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

- продолжать учить понимать независимость числа от величины предметов;

- продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение.

Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры.

- познакомить с образованием числа 12 и с новой счетной единицей – десяток;

- продолжать учить определять время на часах.

Отношения между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени.

- учить понимать отношения между числами 11 и 12;

- учить как из неравенства можно сделать равенство;

- продолжать учить составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение задачи с помощью цифр и знаков.

Декабрь

Число 13, математическая задача, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры.

- познакомить с образованием числа 13 и с новой счетной единицей – десяток;

- учить записывать число 13;

- продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись.

Решение примеров, знаки +, –, соответствие между цифрой и количеством предметов.

Величина, логическая задача, геометрические фигуры.

- учить составлять примеры, читать записи;

- закреплять умение правильно пользоваться знаками +, –;

- закреплять умение различать понятия выше, глубже.

Число 14, ориентировка во времени, логическая задача.

- познакомить с образованием числа 14 и с новой счетной единицей – десятком;

- учить писать число 14;

- объяснить то, что в двух неделях 14 дней.

Счет ни образцу и названному числу, арифметический задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

- продолжать учить считать по образцу и названному числу;

- продолжать учить составлять арифметическую задачу;

- записывать и читать решение задачи.

Январь

Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.

- познакомить с образованием числа 15 и с новой счетной единицей – десяток;

- учить записывать образование числа 15, читать запись.

Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры.

- учить понимать отношения между числами в числовом ряду;

- учить решать примеры в пределах второго десятка;

- закреплять умение решать логическую задачу.

Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача.

- познакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком;

- учить писать число 16;

- продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по результатам измерения.

Математическая загадка, знаки +, –, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

- продолжать учить отгадывать математическую загадку;

- записывать решение загадки;

- учить определять, какой математический знак надо написать в примере (+ или –).

Февраль

Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени.

- познакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком;

- учить писать число 17;

- учить решать примеры в пределах второго десятка.

Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры.

- продолжать знакомить с образованием числа 17;

- закреплять умение записывать число 17;

- учить анализировать узор и продолжать его по образцу.

Число 18, состав числа восемь из двух меньших, счет до названному числу, логическая задача, геометрические фигуры.

- познакомить с образованием числа 18;

-учить писать число 18;

- закрепить умение составлять число 8 из двух меньших.

Число 18, решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

- закрепить знания об образовании числа 18;

- закреплять умение записывать способ образования числа 18;

- продолжать учить решать примеры с числами второго десятка.

Март

Число 19, состав числа 10 из двух меньших чисел, величина, логическая задача.

- познакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей – десяток;

- учить писать число 19;

- закреплять умение составлять число 10 из двух меньших чисел.

Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача.

- продолжать знакомить с образованием числа 19;

- учить дорисовывать квадраты до знакомых предметов;

- продолжать учить измерять линейкой и записывать результаты.

Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи.

- познакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей – десятком;

- учить писать число 20;

- учить решать примеры в пределах второго десятка.

Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку

- продолжать учить решать арифметическую задачу;

- продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка;

- продолжать учить измерять линейкой;

- учить решать логическую задачу.

Апрель

Знаки +, –, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой.

- закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +, –;

- продолжать учить измерять с помощью линейки, записывать результаты измерения;

- закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать решение.

Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры, работа в тетради в клетку.

- закрепить умение соотносить количество предметов с числом;

- закрепить знания о последовательности дней недели;

- продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка.

Соответствие между количеством предметов и цифрой, ориентировка в пространстве, логическая задача.

- закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- закреплять умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе, другому человеку.

Задачи-шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки.

- учить решать задачи-шутки с математическим содержанием;

- закрепить знания о весенних месяцах: март, апрель, май;

- продолжать учить решать примеры, читать запись.

Май

Повторение.

Закрепление понятий  <, >. Развитие моторики. Решение логических задач.

Повторение.

Закрепление знаний о числе 10 – 15. Закрепление навыка + и –. Ориентировка в пространстве. Развитие моторики.

Повторение.

Закрепление понятий «раньше», «позже». Развитие моторики.

Повторение.

Закрепление знаний о числе  15 – 20. Закрепление навыков + и –. Ориентировка в пространстве. Развитие моторики.

Содержание программы 6 – 7лет.

Количество и счет.

На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на 1.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.

Познакомить с составом второго пятка из единиц.

Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе).

Величина.

Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения.

Делить предмет на 2 – 8 равных частей путем сгибания, правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.

Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.

Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.

Способствовать развитию глазомера.

Геометрические фигуры.

Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар.

Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).

Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.

Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол).

Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

Ориентировка во времени.

Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться в речи словами – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Учить определять время по часам с точностью до часа.

Ориентировка в пространстве.

Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).

Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка, плана.

Логические задачи.

Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

Ожидаемые результаты:

1. Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

2. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Перспективный план работы  с родителями по ФЭМП.

Сентябрь

1. Родительское собрание «Задачи на учебный  год».

2. Консультация  для родителей «Зачем детям математика».

3. Информация на сайте детского сада.

Октябрь

1. Анкетирование родителей по ФЭМП.

2. Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП».

3. Помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

Ноябрь

1. Консультация для родителей «Математические игры».

2. Статья «Простые способы обучения ребенка счету» http://agushkin.ru/razvitie/kak-nauchit-rebenka-schitat.html.

3. Привлечь родителей в изготовлении дидактических игр «Узнай цифру» (принести цифру изготовленную из мелких предметов: ракушек, пуговиц, крупных семян, приклеенную или пришитую на картон).

Декабрь

1. Тематическая консультация «Право и лево. Как научить ребенка не путать стороны».

2. Приглашаем родителей в математическую библиотеку.

3. Информация на сайте детского сада.

Январь

1. Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических  форм).

2. Папка передвижка.

3. Индивидуальное  консультирование.

Февраль

1. Участие родителей в фотовыставке «Изучаем математику дома».

2. «Графические диктанты – средство интеллектуального развития дошкольников».

Март

1. Статью для ознакомления «Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр?»

http://mdou231.edu.yar.ru/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsii_uchitelya_minus_defektologa/kak_pomoch_rebenku_zapomnit_grafiches_59.html.

2. Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду».

Апрель

1. Памятка «Значение занимательного математического материала для умственного развития детей»

2. Предложить дома посетить сайт с интерактивными играми http://www.teremoc.ru/game/obuchalki.htm для обучения и закрепления навыков счёта у детей.

Май

1. Знакомство с результатами диагностики в индивидуальных беседах с последующими рекомендациями по работе с детьми на летний период.

2. Итоговое занятие для родителей.

Используемая литература.

1. Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой; СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013 г.

2. Колесникова Е.В. «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М. 2008 г.

3. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007 г.

4. Петерсон Л.Г.,  Холина Н.П. «Математика для дошкольников» М.,1993 г.

5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе», Ювента, М., 2011 г.

6. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

7. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи», 2008 г.

Приложение 1

Картотека.

Логические задачки.

- Ты да я, я мы с тобой. Сколько нас всего?

Ответ детей: 2.

- Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?

Ответ детей: 4.

- В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось. Как это получилось?

Ответ детей: одна девочка взяла яблоко с вазой.

- Тройка лошадей пробежало 5 км. По сколько километров пробежало каждая лошадь?

Ответ детей: по 5 км.

- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет, весит курица, если будет, стоят на двух ногах.

Ответ детей: 2 кг.

- У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

Ответ детей: 4.

- Надо разделит пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине.

Ответ детей: одна должна, взят яблоко с корзиной.

- Может ли дождь идти два дня подряд?

Ответ детей: не может ночь, разделяет дни.

- Росло четыре березы. На каждой березе по 4 большой ветке. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?

Ответ детей: ни одного, на березе яблоки не растут.

- На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе?

Ответ детей: 4.

- Одного человека спросили, сколько у него детей? Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, и у каждого есть сестра».

Ответ детей: 7.

- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

Ответ детей: у круга.

- Как можно сорвать ветку не спугнув с нее птичку?

Ответ детей: нельзя, улетит.

- На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

Ответ детей: 3.

- В комнате зажгли три свечи. Потом одну из них погасили. Сколько свечей осталось?

Ответ детей: одна, две другие сгорели.

- Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждал каждый?

Ответ детей: 3 часа.

- Вова уехал к бабушке в понедельник, а вернулся в понедельник на следующей недели. Через сколько дней он вернулся?

Ответ детей: 7.

- У мальчика и девочки было одинаковое количество орехов. Мальчик отдал девочке 3 ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика?

Ответ детей: на 3.

- В первой коробке 10 карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке?

Ответ детей: 10.

- Света уехала в лагерь в субботу. Мамам обещала приехать к ней через 5 дней. В какой день недели приедет мама к Свете?

Ответ детей: пятница.

- В графине была вода. Когда вылили из него 5 стаканов, остался один стакан воды. Сколько же воды было в графине?

Ответ детей: 6 стаканов.

- У Леши было 4 красных флажка, ему дали еще один синий флажок. Сколько флажков стало теперь у Леши?

Ответ детей: 5.

- На дереве сидело 6 птичек. Пришел охотник и убил одну птичку. Сколько птиц осталось на дереве?

Ответ детей: ни одной все улетели, испугались.

- В вазе лежала одна конфета. К вечеру ее не стало. Кто ее взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и моль?

Ответ детей: дедушка.

- Если съесть одну сливу, что останется?

Ответ детей: косточка.

- В Москву одновременно прибыли два поезда – скорый и пассажирский. Пассажирский ехал медленней. Какой поезд выехал раньше?

Ответ детей: пассажирский.

- По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц?

Ответ детей: 2.

- С елки белка кинула в мишку шишкой и попала ему по лбу. Сколько шишек стало?

Ответ детей: 2.

- Аня, Маша и Даша живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая девочка, если известно, что Аня живет не на втором, Маша не на втором и не на третьем?

Ответ детей: Маша на первом, Даша на втором, Аня на третьем.

- Три мальчика шли по дороге, и нашли три рубля. Сколько нашел бы каждый из них, если бы шел один?

Ответ детей: 3.

- Три, три, три, три, три – что будет?

Ответ детей: дырка.

- Два друга играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый?

Ответ детей: 4.

- На озере плавало 5 уток, охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось?

Ответ детей: ни одной все улетели.

- Сколько ушей у трех мышей?

Ответ детей: 6.

- На машину можно погрузить только четыре бревна. Сколько раз надо съездить в лес, чтобы вывезти девять бревен?

Ответ детей: 3.

- У пяточка было девять шариков. Пришел Кенга и отнял четыре шарика, потом пришел, Крошка и отнял пять шариков. Что осталось у пяточка?

Ответ детей: 0.

- В комнате стояла 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться?

Ответ детей: уступили.

- Скворчиха несла каждый день по одному яичку. Сколько она снесла за 7 дней?

Ответ детей: 7.

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

Ответ детей: одна внучка Маша.

- У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек?

Ответ детей: возможно ни одной.

- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее!

Ответ детей: 5, остальные рыбы.

- Горело 7 свечей, две свечи погасло. Сколько свечей осталось?

Ответ детей: 2, остальные сгорели.

Приложение 2

Дидактические игры по формированию математических представлений.

1. Игры с цифрами и числами (количество и счет).

«Считай не ошибись!»

Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете.

Оборудование: мяч.

Ход: Перед началом игры детям сообщается, в каком порядке они будут считать (в прямом или обратном). Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большому количеству детей принять в ней участие.

«Кто быстрее».

Цель: закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд, находить предыдущее и последующее число. Оборудование: карточки с цифрами.

Ход: Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором рубашкой кверху лежат карточки с цифрами. В зависимости от количества детей в командах числа на карточках могут быть такими: 1, 3, 5, 7 – у одной команды и 2, 4, 6, 8 – у другой команды (либо 1, 2, 3, 5, 6, 7 и т.п.).

По сигналу воспитателя дети каждой команды должны построиться по порядку. Команды могут располагаться напротив друг друга.

Каждой команде задается вопрос:

- Каких чисел не хватает в другой команде?

- Почему вы считаете, что не хватает, например числа 4?

Ответ детей: Потому что за числом 3, идет 4, либо потому что между числами 3 и 5 должно стоять число 4, либо перед числом 5 должно стоять число 4.

«Разложи лекарства».

Цель: закрепить порядковый и количественный счет до (например 8), закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи.

Оборудование: фигуры разной формы, цвета и размера.

Ход: Дети садятся за столы, на которых для каждого имеются геометрические фигуры, лежащие вперемешку.

Воспитатель рассказывает, что девочка, которая любит играть в больницу, поручила детям выдать больным куклам таблетки.

Воспитатель, показывает детям карточку с цифрой 4, говорит:

- Возьмите вот столько не желтых таблеток.

Дети выбирают 4 фигуры желтого цвета, но разной формы.

Воспитатель показывает карточку с цифрой 7, говорит:

- Возьмите столько же не квадратных таблеток.

Дети выбирают 7 фигур разного цвета и разной формы.

Воспитателем могут задаваться вопросы следующего содержания:

- Сколько всего кукол-пациентов находиться в больнице, если каждой кукле доктор прописал по 1 таблетке? (показывает цифру 8)

- Сколько таблеток треугольной формы надо для 3 больных кукол?

2. Игры путешествие во времени (ориентировка во времени).

«Живая неделя».

Цель: закрепление названий дней недели и их последовательности.

Оборудование: кружки разного цвета (цвета радуги).

Ход: Для игры к доске вызываются 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели.

«Было – будет».

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени.

Ход: Дети слушают стихотворение и определяют, о чем в нем говорится словами было или будет.

1. Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой… (было)

2. Уронили мишку на пол, –

Оторвали мишке лапу… (было)

3. На улице две курицы

С петухом дерутся,

Две маленькие девочки

Смотрят и смеются… (есть)

Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет.

Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было). Завтра у нас будет елка.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

«Продавцы».

Цель: закрепить знания о свойствах предметов. Закрепить знания о направлениях «право», «лево».

Оборудование: геометрические фигуры разного цвета и размера. На доске нарисованы полки магазина.

Ход: На столах детей наборы геометрических фигур.

«В магазин завезли товар и продавцам нужно расставить его на полках так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар.

- На полку справа поставьте желтые предметы, на полку слева – красные.

- Назовите все, что поставили на полку справа (слева).

- На верхнюю полку поставьте большой квадрат, слева от него большой круг, справа – большой треугольник.

Детям даются разные задания расстановки фигур используя слова «право», «лево».

«Соседи».

Цель: закрепить пространственные представления.

Оборудование: Рисунок 3-х этажного дома, по 3 окна на каждом этаже. Изображения 9 сказочных героев на магнитах.

Ход: Крокодил Гена и Чебурашка построили дом для друзей, помогите им найти свои квартиры.

- Незнайка живет в квартире, которая находится на 2 этаже в центре. Дети находят окно и прикладывают изображение Незнайки к окну.

- Красная шапочка живет в квартире над квартирой Незнайки.

- Винни Пух – в квартире под квартирой Незнайки.

- Пятачок – слева от Винни Пуха и т.д. Пока не заполнятся все квартиры.

«Сделай коврик цветным».

Цель: закрепить умение ориентироваться на плоскости (на листе).

Оборудование: прямоугольный лист бумаги, на котором нарисованы контуры геометрических фигур в углах и в центре.

Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами будем раскрашивать коврик.

- Фигуру, которая нарисована в правом верхнем углу раскрасить красным цветом;

- фигуру, в левом нижнем углу раскрасить желтым цветом;

- фигуру, в правом нижнем углу раскрасить синим цветом;

- фигуру, в центре – зеленым;

- фигуру, в левом верхнем углу – оранжевым цветом.

 «Найди игрушку».

Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве по заданию.

Оборудование: письмо от Карлсона с инструкциями, игрушки.

Ход: Воспитатель: Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетел Карлсон и принес подарок. Но он любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти.

Далее воспитатель читает инструкции из письма. «Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо и т.д.» Дети выполняют задание и находят игрушку.

Игра может усложняться тем, что в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.

4. Игры с геометрическими фигурами.

 

«Геометрическая мозаика».

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения.

Оборудование: наборы фигур.

Ход: Дети делятся на команды в соответствии с уровнем умений и навыков. Командам даются задания разной сложности.

Например:

- Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу).

- Работа по условию (собрать фигуру человека).

- Работа по собственному замыслу.

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

«Разложи по коробкам».

Цель: повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки.

Оборудование: коробочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Карточки с нарисованными предметами.

Ход: Детям раздаются карточки с нарисованными предметами. Дети определяют форму предмета и кладут карточку в коробку с подходящей фигурой.

5. Величина

«Сок на завтрак».

Цель: закрепить сравнение предметов по высоте, закреплять умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила.

Оборудование: столбики разной высоты и цвета (стаканы сока), 2 одинаковых круга (подносы).

Ход: В детском саду готовят завтрак, наливают сок в стаканы.

Например: красный – морковный, желтый – апельсиновый, зеленый – яблочный, синий – сливовый.

Воспитатель просит поставить стаканы на 2 подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.

- Как вы будете это делать?

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

- Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан – на другой поднос.

- Чем отличаются стаканы?

Ответ детей: цветом и высотой.

- Какие стаканы можно назвать одинаковыми?

Ответ детей: стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота.

- Как будем сравнивать стаканы по высоте?

Ответ детей: поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край, если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепление знания цифр 1 - 4, понятия многоугольника, числового отрезка....

Занятие №24 по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Формирование умения соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками. Закрепление умения разбивать группу ...

Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Раз - ступенька, два - ступенька» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ 15 МБДОУ 72 г.ХОТЬКОВО

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет. Образовател...