Сюжетно - ролевые игры в средней группе. Картотека.
картотека (средняя группа)

Мельникова Анжелика Викторовна
Сюжетно - ролевые игры учат внимательному и доброжелательному отношению друг к другу; развивают речь, обогащают словарь ребенка; способствуют развитию навыков коммуникабельности, уверенности в себе; формируют умение детей готовить обстановку для игры, подбирать атрибуты; развивают умение договариваться, планировать, обсуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno_rolevye_kartoteka.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевая игра № 1 (Сентябрь).

Тема: «Детский сад»

Цель: Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада.

Задачи: Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Роли

Ролевые действия

Развитие ролевого диалога

Создание развивающей среды

Интеграция

Медицинская сестра.

Взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни.

- Воспитатель: А кем будет работать Вика?

Вика: Я буду медсестрой! (выбирает себе атрибуты).

куклы, мебель, мед. инструменты, одежда для медсестры: градусник, шприц, вата, витаминки

Рассказ воспитателя о профессии «Медицинской сестры», о его работе.

Воспитатель.

Принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры...

- куклам после занятия пора собираться на прогулку, а кукле Оле идти к медсестре на прививку и т. д

тетрадь для записи детей, куклы, мебель, одежда для воспитателя

Чтение стихотворения: «Ленинградский почтальон», беседа по содержанию стихотворения.

Младший воспитатель (няня).

Следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду…

Какие профессии людей работающих в детском саду вы знаете?

- Кем вы сегодня были?

куклы, мебель, наборы для уборки, одежда для няни.

Отгадывание загадок связанных с почтой. Изготовление квитанций, бумажных денег.

Повар.

Готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.

Что сегодня на обед? Суп с картошкой.

куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, одежда для повара.

Рассказ воспитателя о профессии «Повара», о его работе.

Сюжетно – ролевая игра № 2 (Октябрь).

Тема: «Семья»

Цель: Формировать  знания  о  семье.

Задачи: Закреплять  представления детей  о  семье, об обязанностях  членов  семьи. Развивать  интерес  к  игре. Продолжать  учить  детей  распределять  роли  и действовать  согласно  принятой  на  себя  роли,  развивать  сюжет. побуждать  детей  к  творческому  воспроизведению  в  игре  быта  семьи. Способствовать  установлению  в  игре  ролевых  взаимоотношений  между  играющими. Учить действовать  в воображаемых  ситуациях,  использовать  различные  предметы – заместители. Воспитывать  любовь  и  уважение  к членам  семьи.

Роли

Ролевые действия

Развитие ролевого диалога

Создание развивающей среды

Интеграция

Мама

Собирается  на  работу,  на  работе  выполняет  свою  работу,  убирает  рабочее  место,  возвращается  домой,  помогает  накрыть  на  стол  и  убрать  после  ужина.

- Кто  будет  играть  роль  мамы?  

-Где  будет  работать  мама? (в  парикмахерской)-Что  будет  делать  на  работе?

Одежда для мамы, семейные альбомы  с  фотографиями  детей  семей.

Рассказ воспитателя о семье.

Папа

Собирается  на  работу,  отвозить  детей  в  детский  сад,  едет  на  работу,  ремонтирует  машины, забирает  детей  из  детского  сада, везёт  домой, помогает  по  дому,  играет  с детьми,  укладывает  их  спать.

- Кто  будет  играть  роль  папы?  

-Где  будет  работать  папа? (в автосервисе).

 -Что  будет  делать  на  работе?

атрибуты  для  оборудования «автомастерской»,  

Беседы:  «Моя  семья», «Кто,  кем  работает?»,

Дети

Встают  и  идут  в  детский  сад;  в детском  саду  занимаются,  гуляют, играют;  возвращаются  из  детского  сада, поздравляют  бабушку  с  днём  рождения,  ужинают,  ложатся  спать.

- Кто  будет  детьми?  

- Что  будут  делать  дети?

игрушечные  машинки,  кукла – младенец,  сумки,  игрушечная  коляска,  атрибуты  для  оборудования «детского  сада»,

Беседа: «Как  я  помогаю  маме».

Бабушка, дедушка.

Будет  внуков,  собирает  и провожает  их  в  детский  сад,  убирает  в  доме,    готовит  ужин; встречает  с  работы  папу.  маму,  внуков  из  детского  сада,  спрашивает  как  провели  рабочий  день,  приглашает  всех  за  стол.

- Кто  будет  бабушкой?  

- Что  делает  бабушка?  

- А  я  буду  бабушкой,  буду  помогать  всем  вам  

мебель,  посудка,  атрибуты  для  оборудования «дома»;

Отгадывание загадок связанных с семьей. Изготовление атрибутов для еды.

Сюжетно – ролевая игра № 3 (Ноябрь).

Тема: «Магазин игрушек»

  Цели: создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

Задачи: закреплять знания детей о продавце, учить пользоваться атрибутами для игры; продолжать учить распределять роли. Воспитывать коммуникабельность.

Роли

Ролевые действия

Развитие ролевого диалога

Создание развивающей среды

Интеграция

Продавец

Продает игрушки, дает чек, разговаривает с покупателями, рассказывает об игрушках, которые есть в магазине.

- Здравствуйте, какую вы бы хотели игрушку?

- Эта игрушка стоит, 500 рублей.

- Приходите к нам еще.

Деньги – бутафория, касса, чеки, плакаты с изображением игрушек, тетрадь, ручка.

Чтение рассказов и стихотворение об игрушках.

Рисование: «Моя хорошая игрушка».

Покупатели

Покупают игрушки, дарят их родственникам, играют с игрушками сами и др.

- Мне нужна вот эта собака! (показывает)

- Сколько стоит, вон тот медведь? (показывает)

Сумки, деньги – бутафория. Картинки с изображением игрушек, пакеты и т. д.

Изготовление из бросового материала: «Игрушки для магазина.

Просмотр мультфильма: «Игрушки».

Игрушки (дети)

Выполняют роль игрушек, выполняют те функции, которые присуще, тем или иным игрушкам.

Издают звуки животных.

Опрятный внешний вид.

Рассматривание игрушек в группе, составление небольших рассказов, из 2-3 предложений об игрушке.

Мастер по ремонту игрушек

Ремонтирует игрушки, моет игрушки, приводит игрушки в порядок, расставляет игрушки на полки.

- Нужно пришить лапу зайчику!

- Что случилось с паровозом, почему он сломался?

- Нужно в машинку поставить батарейки, и она снова станет работать.

Инструменты, нитки, схемы игрушек, табличка: «Ремонт игрушек» и т. д.

Лепка из пластилина: «Моя любимая игрушка».

Чтение стихотворения: «Мой веселый, звонкий мяч».

Сюжетно – ролевая игра № 4 (Декабрь).

Тема: «Супермаркет»

  Цель: Формирование у детей умения развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

Задачи: Учить подготавливать необходимые условия для игры. Развивать диалогическую и монологическую речь. Расширить словарь по теме «Супермаркет». Формировать умение согласовывать свои действия с действиями, воспитывать культуру общения в супермаркете, умение обращаться к продавцу, кассиру. Закреплять правила поведения в общественных местах (супермаркет).

Роли

Ролевые действия

Развитие ролевого диалога

Создание развивающей среды

Интеграция

Кассир

Продаёт, проверяет,

Вы были в супермаркете?  С кем вы были?  В каком  супермаркете были?  Что там продается?  Кто работает в супермаркете?                          

Плакат «Супермаркет»; Прилавки; Кассы; Весы; Ценники; Предметы - игрушки изображающие продукты предметы заместители; Атрибуты для продавцов кассиров.

Подбор информации о супермаркете, об обязанностях его работников.

Разработка конспекта игры «Супермаркет».

Придумывание воспитателем материала для игры: для кассира;

Охранник

Следит за порядком. Охранник предлагает взять корзины.  

- Магазин наш закрывается, 
Мы с вами все прощаемся.  
-Вам понравилось у нас? 

Шапочка с эмблемой «охранник», рация, корзины.

Придумывание воспитателем материала для игры: для кассира;

Продавцы,

Продаёт, проверяет, помогает, объясняет.

- Пришло много писем на одну улицу, сегодня нужно успеть разнести.

- Мы поможем вам в вашей ситуации.

Деньги, кассовый аппарат, рация, корзины.

Придумывание воспитателем материала для игры: для кассира; для продавцов.

Покупатели

Покупает. Покупатель интересуется, где находится тот или иной отдел в магазине.                                          Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара.

Мне нужно купить 1 грушу. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш?

Деньги, корзины.

Отгадывание загадок о работниках магазина.                                        Изготовление квитанций, бумажных денег.

Сюжетно – ролевая игра № 5 (Январь).

Тема: «Медицинский центр».

  Цели: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

      Задачи: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Роли

Ролевые действия

Развитие ролевого диалога

Создание развивающей среды

Интеграция

Регистратура

Отвечают по телефону. Записывают на прием. Показывают в каком кабинете тот или иной врач.

- На какое число вас записать?

- К какому врачу вы хотите попасть?

Телефон, ручки, журналы, тетради, халат, градусник, фонендоскоп, табличка «Регистратура», медицинские карточки и т. д.

Экскурсия в мед. кабинет в дет. саду. Рассказ мед. сестры о своей работе. Рассказ воспитателя о профессиях в мед. центре.

Главврач

Проверяет работу врачей. Принимает жалобы. Отвечает по телефону.

- Что случилось?

- Какой врач вас не принял?

- По какому адресу выехала бригада скорой помощи?

Градусники, телефон, тетрадь, ручка, спец. одежда, фонендоскоп и т. д.

Рассматривание иллюстраций о профессиях в мед. центре, о работе врачей. Рассказ детей о своем опыте при походе в мед. центр.

Врачи (педиатр, хирург, офтальмолог, стоматолог и т. д.)

Лечат больных, дают рекомендации по лечению, назначают повторный прием.

- Какой зуб у вас болит?

- Давайте померяем температуру.

- На какой строчке вы видите букву?

Спец. одежда, лекарства, медицинские инструменты, градусники, бланки для рецептов и т. д.

Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, медицинские карточки).

Бригада скорой помощи

Приезжают на вызов к больным. Уносят на носилках в машину.

- Человек отравился, едем на улицу…

- Откройте рот?, скажите ААА.

Рули, спец. одежда, мед. инструменты, лекарства, журналы и ручки, очки и т. д.

Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» на аудиозаписи.

Больные

Вызывают скорую помощь; приходят в медицинский центр за мед. помощью.

- Хочу вылечить зуб, запишите меня к стоматологу.

- Мне нужно лекарство, у меня болит голова.

Сумки, бахилы, перчатки, маски, деньги и т. д.

Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет, тонометр и т. п.)

Сюжетно – ролевая игра № 6 (Февраль).

Тема: «Салон красоты».

  Цели: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты».

  Задачи: вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

        

Роли

Ролевые действия

Развитие ролевого диалога

Создание развивающей среды

Интеграция

Администратор

Записывает клиентов, разговаривает с ними, уточняет время для клиентов, отправляет клиентов в нужный кабинет, берет деньги, дает сдачу.

- Здравствуйте, проходите в 5 кабинет…

- На какое число вас записать?

- Возьмите сдачу.

Касса, блокнот, ручка, деньги – бутафория, журналы красоты; инструкции, по технике выполнения различных причесок.

Рассматривание журналов красоты, картинок с изображением профессий в салоне красоты.

Парикмахер

Стрижет волосы, делает прическу, расчесывает волосы, красит волосы, моет голову.

- Какую вы выбрали прическу?

- Каким цветом вы хотите покрасить волосы?

Журналы со стрижками, прическами, расчески, заколки, бигуди, плойка, фен, ножницы и др.

Изготовление резинок и заколок из бросового материала.

Мастер по маникюру

Мажет руки кремом, подстригает ногти, пилит ногти, красит ногти.

- Каким цветом вам покрасить ногти?

- Какую длину ногтей вам оставить?

- Нужно руки намазать кремом, чтобы они стали мягче.

Лаки разных цветов, картинки с изображением лаков разных цветов, политра ногтей и т. д.

Лепка из пластилина: баночки лаков.

Чтение рассказов о салонах красоты.

Клиенты

Приходят в салон красоты, садятся на кресло, разговаривают с мастерами, выбирают прическу, выбирают цвет лака.

- Ногти покрасить красным цветом.

- Хочу, чтобы вы сделали, две косички.

- Спасибо, приду к вам еще раз!

Сумки, деньги – бутафория, журналы и т. д.

Рисование: «Профессия – в салоне красоты».

Дефиле причесок.

Сюжетно – ролевая игра № 7 (Март).

Тема: «Театр».

  Цели: научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми.

  Задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.

Роли

Ролевые действия

Развитие ролевого диалога

Создание развивающей среды

Интеграция

Администратор

Проверяет готовность артистов; следит за сценой, узнает, готовы ли артисты к выступлению.

- Зрители готовы? Тогда встречайте на сцене спектакль «Семья» (или др.)

Билеты, афиши, сцена, мебель, декорации, большая табличка «Зрительный зал» и т. д.

Беседы с детьми о видах театра, работниках театра. Повторение знакомых сказок.

Кассир

Продает билеты, берет деньги за билеты, сдает сдачу зрителям.

- Билет стоит 200 руб.

- На какой вы спектакль хотите попасть?

Большая табличка «Касса», бумажные деньги и т. д.

Изготовление атрибутов к игре: афиша, билеты, элементы костюмов.

Артисты

Показывают театр, играют роли, ведут диалоги.

Диалог на сцене, инсценировка и т. д.

Инсценировка сказки, напольные куклы, настольные куклы, различный театр (маски, пальчиковый и т. д.)

Чтение и рассматривание иллюстраций о театре, изготовление с детьми атрибутов к театру.

Зрители

Смотрят театр, аплодируют артистам, кричат «Браво».

- «Браво»

- В следующий раз, еще придем на спектакль в этот театр.

Букеты цветов, мягкие модули (мебель) для зрителей, платочки и т. д.

Изготовление афиши, ширмы, большие таблички, декорации.

Дидактическая игра: «Виды театра».

Буфетчица

Продает продукты на перерыве зрителям, кормит зрителей.

- Что вы хотите поесть?

- А у нас есть вкусный компот!

Модули продуктов, пасуда, игрушечные деньги, касса, весы, костюм продавца и т. д.

Рассматривание иллюстраций с продуктами питания. Изготовление и подготовка модулей продуктов.

Сюжетно – ролевая игра № 8 (Апрель).

Тема: «Автосервис».        

  Цели: обогащать и расширять знания детей о труде взрослых, а именно, работников автосервиса, слаженности, аккуратности в их работе.

  Задачи: знакомить с названиями инструментов, необходимых для работы в автосервисе; закреплять представления об основных частях автомобиля; развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

Роли

Ролевые действия

Развитие ролевого диалога

Создание развивающей среды

Интеграция

Кассир

Принимает деньги, выписывает лист на осмотр машины, дает сдачу и др.

- С вас 2 тыс руб.

- Возьмите чек.

- Приезжайте к нам еще и т. д.

Касса, деньги – бутафория; ручка, листы бумаги, плакаты и картинки с изображением различных видов машин.

Прочитать стихотворения о машинах.

Изготовление денег – бутафорию. Для игры.

Автослесарь

Ремонтирует машины, говорит, что нужно еще ремонтировать, осматривает машины и др.

- У вас сломался руль.

- Скоро нужно будет поменять стекло.

- У вас разбито зеркало, нужно ремонтировать и т. д.

Инструменты, картинки с изображением сломанных машин. Гараж, машины разных видов.

Рассмотреть иллюстрации разных видов машин.

Изготовление необходимых табличек для игры.

Заправщик

Принимает машину, заправляет машину бензином и др.

- Сколько вам налить бензина?

- В вашу машину больше не вместится бензин и т. д.

Бензоколонка, канистры, машины, бутафория – бензин.

Слепить из пластилина машину.

Отгадывать загадки, названия машин.

Шиномонтажник

Осматривает колеса у машин, накачивает колеса у машин, ремонтирует колеса и др.

- Вам нужно поставить заплатку на колесо.

- Вам нужно поменять резину на колесах и т. д.

Колеса, машины, домкрат, инструменты.

Нарисовать любимую машину.

Изготовление необходимых инструментов для игры.

Сюжетно – ролевая игра № 9 (Май).

Тема: «Спортсмены».

  Цели: дать детям знания о необходимости занятия спортом.

  Задачи: совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.

Роли

Ролевые действия

Развитие ролевого диалога

Создание развивающей среды

Интеграция

Тренер

Тренирует спортсменов, раздает спортсменам спортивные атрибуты, говорит им, как нужно тренироваться, дает задачу на тренировку.

- Вам сегодня нужно будет прыгнуть вверх 5 раз.

- На след. Тренировке будем бегать 10 минут и т. д.

Свисток, наручные часы, блокнот, ручка, атрибуты для спортсменов, секундомер.

Чтение рассказов о спортсменах.

Лепка из пластилина: «Мой любимый вид спорта».

Футболист

Играет с мячом, пинает мяч в ворота, подкидывает мяч ногой, бьет мячом об пол.

- Мне нужен новый мяч!

- Сегодня я 15 раз подкинул мяч ногой.

- Я забил 3 раза мяч в ворота.

Мяч разного размера, форма футбольная, гольфы, кроссовки для футболиста.

Рассматривание иллюстраций с изображением спортсменов, картинок с изображением различного вида спорта.

Боксер

Бьет грушу, выполняет различные махи руками вперед.

- Мне нужно тренироваться сегодня 10 минут.

- У меня хорошо получается бить грушу.

Боксерская груша, перчатки для бокса, шлем на голову, бинты под перчатки, капы, обувь – самбовки.

Рисование по трафаретам: «Атрибуты спортсменов».

Просмотр мультфильма: «Маленькие спортсмены».

Лыжник

Катается на лыжах, выбирает лыжи, меняет лыжи, проходит лыжные дистанции.

- У меня новые лыжи.

- У меня сломалась палка.

- Мне нужна новая палка.

Лыжи, палки для ходьбы на лыжах, наколенники, нарукавники, очки лыжника.

Раскрашивание раскрасок: «Зимние виды спорта, спортсмены».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно-ролевой игры "ЗООПАРК" средняя группа

В средней группе мы организовали проект сюжетно-ролевоЙ игры "Зоопарк". Мы, жители больших городов уже настолько оторваны от природы, что каждый поход в зоопарк для детей становится праздником. Мы сов...

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе: «В магазин за подарками»

1.     Продолжать знакомить детей с социальной действительностью, через закрепление представлений детей о профессиях: водителя, кондуктора, продавца.2.    Обуч...

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

Сюжетно - ролевая игра в средней группе Игра «Необычное путешествие Смешариков».

                            Сюжетно - ролевая игра в средней группе...

Картотека. Сюжетно-ролевые игры для средней группы

Сюжетно-ролевые игры для средней группы...