Формирование социальных норм, традиции семьи, общества через игровую деятельность у детей дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)

Выступление из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_igrovaya_deyatelnost.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальных норм,

традиции семьи, общества через игровую деятельность

у детей дошкольного возраста.

Выступление с опытом работы.

Воспитатель первой кв. категории

Мусина Алия Мансуровна.

МАДОУ «Детский сад № 312

комбинированного вида»

Вахитовского района г. Казани

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно- историческим наследием народа.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.

В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.

Поэтому главная цель моей работы в этом направлении – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут им стать хорошим человеком и гражданином.

Свою работу я начала с создания в группе развивающей предметно-пространственной среды, в которой дети любят общаться, проявляют инициативу, самостоятельность в выборе деятельности и партнёров. Для ознакомления детей с родным краем в группе собран богатый иллюстративный, демонстрационный и дидактический материал. Создан уголок с государственной символикой (флаг, герб, гимн)и оформлены альбомы: «Наш город Казань», «Города России», «Я и другие», «Народы Татарстана», «Татарские национальные блюда»

Приобщаю детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в непосредственно-образовательной деятельности согласно календарно - тематическому планированию дошкольной организации. Традиционными стали тематические недели: «Моя Россия», «Мой любимый город»,

«Знакомство с народной культурой и традициями», «Моя семья»,

«Масленица», «Ильин день», «Иван Купала», «День пожилого человека», «Мамочка милая – мама моя», «23 февраля»,

«Международный женский день» и т. д. Тематическая неделя заканчивается большим праздником, в котором дети совместно с родителями с удовольствием принимают участие: читают стихотворения, поют песни, встречаются со сказочными персонажами, играют в разные игры.

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным

ценностям будет успешным, если обеспечивается активная

деятельность ребенка.

Основной вид деятельности ребёнка – это игра. В сюжетно-ролевых играх у ребенка проявляется самостоятельность, инициативность, умение играть рядом и т. д. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, вести ролевой диалог, договариваться, уступать друг другу, развивая сюжет игры.

В младшей группе ведущая роль принадлежит дидакт. кукле, вместе с которой дети овладевают первыми дидактическими действиями. Например, д/и «Напоим куклу чаем», «Оденем на прогулку», «Кукла заболела» и т. д. В таких сюжетно-ролевых играх происходит расширение практического и перестраивание негативного опыта ребенка.

Постепенно сюжет игр усложняется, появляются такие сюжетно-ролевые игры, как «Супермаркет», «Салон красоты», «Поликлиника», «Кафе» и д. р., в них дети отражают знания о профессиях и профессиональных обязанностей взрослых. Старшие дошкольники способны развернуть сюжет игры до нескольких дней, например, в с/р. и. «Полет в космос», «Теплоход», «Д/с», «Школа»,

«Ателье», «Театр», «Цирк», «Больница» и др. В с/р играх дети, имитируя взрослую жизнь, приобщаются к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.

Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка. Через д/и ребенок знакомится с этикетом, учится использовать нужную модель поведения в той или иной ситуации, овладевая нормами и правилами, установленными в обществе. Например, д/и «Волшебные слова», «Назови ласково», «Разрешается-запрещается», «Хорошо-плохо», «Как правильно?», «Что не так?» и др.

Дети учатся находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, в таких играх, как «Подумай, отгадай», «Ответь на вопросы» и т. д.

В процессах формирования личности и общечеловеческих

ценностей значительную роль играет фольклор. Это русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Например, народ.игры: «У медведя во бору», «Салки», «Гори-гори, ясно!», «Ходит Ваня», хоровод «Во поле береза стояла» и др.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще

всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Игры-соревнования способствуют развитию командного духа, чувства товарищеского плеча, взаимовыручки, поддержки.

Через народную игру у детей воспитывается интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Формирование общечеловеческих ценностей является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Результатом моей работы является то, что наши воспитанники раскрепощенные, общительные, участвуют во всех конкурсах различных уровней и занимают призовые места. Наши выпускники поступают в гимназии, лицеи с углубленным изучением разных языков и предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из  форм  повышения  профессиона...

Рекомендации по формированию и развитию игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Памятка для родителей.

Цель данной презентации - помочь родителям особых детей сориентироваться в большом разнообразии игрушек. Материал расположен с учётом возрастных особенностей дошкольников....

"Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста"

тема: Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста Цели: 1.Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.2.Развива...

Формирование пространственных представлений и ориентировки в игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Цель методического пособия (картотека игр) - формирование пространственных представлений и ориентировки, графических навыков у детей с нарушением зрения и предупреждение школьных трудностей в совместн...

Статья "Формирование математического мышления через игровые технологии у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"

Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры непрерывной образовательной деятельности, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы педаг...

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование навыков личной гигиены через игровую деятельность у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Перед воспитателями детского сада сто...

Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».

Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...