Конспект образовательного занятия «Русская изба»
методическая разработка (старшая группа)

Макарова Анастасия Андреевна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, которое знакомит с народными обычаями и бытом крестьян на Руси. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_zanyatiya.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

Сценарий образовательного занятия «Русская изба»

Цель тематического занятия: формирование знаний детей о народных промыслах и предметах быта.

Задачи:

  1. Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):

- формировать у детей желание узнать больше о народных промыслах и предметах быта русского народа:

- Формировать и расширять педагогические знания по данному направлению, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

2. Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т. ч. речи:

- развивать воображение, фантазию, творческое восприятие через самостоятельную деятельность;

- развивать и обогащать словарный запас, мышление, память, речь, внимание и активность.

3. Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств):

- воспитывать любовь к народному декоративно прикладному искусству, умение действовать согласованно, сообща;

- способствовать воспитанию основ духовно – нравственного развития личности ребёнка, патриотических чувств.

Средства, оборудование, материалы:

1. наглядные (демонстрационный материал):

- предметы народного промысла (предметы национального быта «русской избы».

2. музыкально-литературные:

- стихи-загадки, пословицы, поговорки.

Ход занятия

Педагог:

Ребята, мы находимся в музее избе народной старины.

I ИЗБА (Красный угол, обеденный стол)

Несколько веков назад на Руси люди строили себе жилища из бревен, без одного гвоздя, которые отапливали с помощью печи, такие дома называли избами, этот период длился с 14 по середину 19 века.

В избе считали святым местом красный угол, он занимал почетное место в доме, здесь хранились старинные книги, иконы и горела лампада, эта полка украшалась нарядным полотенцем (рушником).

Всякий гость входящий в избу первым делом глазами находил красный угол, снимал шапку (мужчина) и осенял себя крестным знамением, кланялся образам и только после здоровался с гостями.

Обеденный стол всегда ставился в красном углу, за столом вся семья принимала пищу, стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка и лежал каравай хлеба. Хлеб и соль были символами благополучия и достатка семьи. Вечерами на стол выставлялся самовар, вокруг которого собирались все члены семьи и пили горячий чай.

Загадка: «Выпускает жаркий пар древний чайник» - Самовар

II ИЗБА (Семья, люлька, послушания)

На Руси в старину детей в семьях было много, в одной семье было пятеро, а в другой и до 15 доходило. Жили дружно, друг другу старались помогать.

Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых деток.

Самые маленькие, младенцы, спали в колыбели, которые были и подвесные и качалки. Мы видим люльку, которая подвешена к потолку, в которой укачивали детей. Младшие девочки могли нянчить младенцев, пока их родители были заняты.

С малых лет у детей были свои послушания, младшие в утренние часы мели пол в избе и сенях, обучаясь простой, но необходимой работе. Веник становился едва ли не первым трудовым инструментом в руках ребенка.

Детей учили почитать старших, выполнять поручения отца и матери, прививали такие качества как милосердие, трудолюбие.

В русской избе под одной крышей жили и вели общее хозяйство несколько поколений рода, деды, отцы и сыновья, внуки. Дети никогда не оставляли ни отца, ни матери на старости лет одних.

Родителей чти – не собьешься с истинного пути

III ИЗБА (Музыкальные инструменты, печь, посуда, сундук)

Гармонь и балалайка – два музыкальных инструмента, которые стали символом русской культуры.

Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В 18-19 веке была она, самым распространенным народным инструментам. Под нее плясали во время праздников, пели песни за столом, складывали сказки.

Неотъемлемой частью жилища являлась печь, которая в свою очередь хорошо держала тепло и обогревала избу. На ней спали старики, а на полати дети.

Педагог: Ребята, Чем могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи пекли хлеб, пироги, варили каши, щи, тушили мясо, все получалось удивительно вкусным.

У печи стоял ухват и деревянная лопата. Пищу варили в чугунках.

Педагог: Ребята, В какой посуде готовили обеды хозяйки?

Слушайте загадку: «Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?»

Дети: Чугунок.

Он (чугунок) был незаменим в хозяйстве, сделан из чугуна (особого вида металла, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Педагог: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

Слушайте следующую загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет».

Дети: Ухват.

Посуда крестьян была простая и удобная из дерева и глины. Из дерева делали ложки и черпаки. Глиняной утвари в доме было очень много.

Загадка: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая» - ЛОЖКА.

Педагог: Кто знает, почему ложки были такие глубокие?

Дети: Ими ели щи, супы и каши.

Свою одежду крестьяне хранили в сундуках. В крестьянском доме сундук всегда стоял на самом видном месте, как свидетельство о достатке хозяина. Лучшими считались дубовые сундуки обитые полосками железа, сундук закрывался на массивный замок.

Особое убранство имела кровать, одеяла, вышитые наволочки.

Мы видим много разных предметов (прялки, железные утюги, глиняные сосуды) все это важные памятники старины и каждый из вещей это часть нашей истории.

IV БЫТ (дойка,стирка, глажка, ходили поводу, веретно)

Быт наполняли предметы, которые помогали обеспечивать жизнь всем необходимым.

С раннего утра хозяйка уже была на ногах, много дел надо успеть сделать за день, поэтому за работу принимались с восходом солнца. Первым делом она шла на утреннюю дойку коровы, чтобы напоить своих деток парным молоком.

Женскими обязанностями были домашние работы: приготовление пищи и выпечка хлеба, уход за скотом, а также домашние ремесла.

Девицы следили за чистотой в доме, корыто использовалось для стирки белья, вместо утюга использовались два предмета для глажки – получившие название валек и рубель. Белье выполаскивалось, наматывалось на валек и рубелем раскатывалось. Существовала еще одна разновидность утюгов – литые чугунные, разогреваемые в горячей печи.

А также девицы помогали матери, в том числе ходили поводу, поэтому важным предметом сельского быта считалось коромысло.

Коромысло - это толстая и изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Коромысло ложилось удобно на плечи и ведра почти не качались при ходьбе.

Загадка: «висят на одной дуге, а достать друг друга не могут» (Коромысло)

Девицы любили заниматься домашними ремеслами, они шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники.

По вечерам крестьянка при свете керосиновой лампы пряла пряжу.

Гребень-чесало использовался для очистки шерсти от мусора. Перед прядением её "били" специальными приспособлениями на деревянных решётках.

Педагог: Ребята, как вы думаете, для чего предназначалась прялка?

Дети: Правильно, на прялке пряли нитки.

Педагог: Пряли и с помощью другого приспособления. Попробуйте отгадать загадку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь» - веретено.

Хозяин тоже с раннего утра уже на ногах, до заката солнца ему предстоит и в поле поработать и коня подковать и дров нарубить. В свободное от полевых работ время хозяин занимался ремеслом (кузнечным, гончарным, плотницким.)

Педагог: Ребята, а вы знаете, как называли мастера работающего с металлом?

Дети: Да, кузнецом!

Педагог: А как в старину называли мастера работающего с глиной?

Дети: гончаром.

Педагог: Ребята, может быть, вы знаете, как назывался ремесленник, занимающийся изделиями из дерева, постройкой деревянных зданий.

Дети: Плотник.

Практическая часть

(лепка глиняного горшка из пластилина)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством - гончарным.

- учить детей лепить пластилином, с натуры глинянный горшок, закрепляя приемы лепки: раскатывание, расплющивание, отщипывание.

- расширять словарный запас детей, активизировать в речи слова: гончар, глиняная посуда, горшок, ярмарка.

- учить оценивать свою работу.

Материал:

пластилин; клеенки.

Ход занятия

Педагог:

Ребята, из какого материала мы видели с вами посуду в музее избе народной старины?

Дети: из глины.

Педагог:

Посуда сделана из глины, значит вся эта посуда как называется?

Дети: глиняная посуда.

Педагог:

Верно, глиняная. А как называют мастера, который делает глиняную посуду?

Дети: мастер, который делает посуду из глины - гончар.

Педагог:

Дети, приглашаю вас слепить из пластилина глиняный кувшин.

(Дети садятся за стол, педагог объясняется детям способ лепки из пластилина. Дети внимательно слушают, затем приступают к лепке горшка).

Когда дети заканчивают лепку, педагог предлагается оценить свою работу.

Педагог:

Молодцы, ребята, хорошими гончарами вы сегодня были. Глиняный горшочек получился у вас красивый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русская изба"

Продолжать  знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), ...

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Конспект познавательного занятия "Русская изба"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....

Конспект образовательной деятельности "Русская изба"

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...

Конспект образовательной деятельности «Русская изба» (старшая подгруппа)

Тема: «Русская изба»Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира посредством ознакомления с жизнью, бытом русского народа, обогащать речь детей существительными...