"Организация проектной деятельности в ДОУ"/консультация.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Черкашина  Елена Владимировна

Консультация раскрывает аспекты и этапы проектной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx60.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

«Организация проектной

деятельности в ДОУ

как интегрированный метод обучения и воспитания»

(проектная деятельность педагога в ДОУ

-этапы работы над проектом)

C:\Documents and Settings\МВД\Рабочий стол\p11_photo.jpg

Подготовила и провела заместитель заведующего по УВР

Черкашина Е.В.

с. Мильково

октябрь, 2020год

 Слайд №1

Использование педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Сегодня технология проектной деятельности в работе с дошкольниками – это оптимальный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в системе дошкольного образования. Он позволяет педагогам, расширить образовательное пространство, придать ему новые формы.

  1. Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?

 Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, направленный на решение какой-либо проблемы (практической задачи) и завершающийся созданием творческих работ.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Слайд №2

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 6 «П»:

Проблема;

Проектирование (планирование);

Поиск информации;

Продукт;

Презентация;

Портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

2. Классификация тематических проектов в ДОУ.

Слайд №3

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

1. По доминирующей в проекте деятельности:

- Исследовательско – творческий;

 -Ролево – игровой;

- Информационно-творческий - (практико-ориентированный);

2. По предметно - содержательной области:

- Монопроекты (когда проект реализуется в одной образовательной области);

- Интегративные (когда проект реализуется в двух и более образовательных областях);

Слайд №4

3. По характеру контактов:

- С воспитанниками одной группы;

- С воспитанниками нескольких групп;

- С воспитанниками всего ДОУ;

 4. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог): 

- Краткосрочные (1 – 3 недели);

- Средней продолжительности (до месяца);

 -Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев);

Слайд №5

5. По тематике:

- Творческие;  

- Информационные;

- Исследовательские;

 - Игровые;

Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей литературного произведения, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

6. По составу участников:

- Индивидуальные;

- Групповые;

- Фронтальные.

Основные требования к использованию метода проекта в детском саду: 

  • В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
  • обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;
  • развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.Разработка плана достижения цели (сбор, накопление материала, включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности, привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта, обсуждение плана с родителями, домашние задания для самостоятельного выполнения).

3. Презентация проекта, открытое занятие.

Вопрос? 

1. С какого возраста целесообразно организовывать технологию проектной деятельности?

2. Ребёнок раннего возраста сможет ответить воспитателю триаду вопросов?  

Ответ на это вопросы, мы можем найти в литературе (научные статьи, прохождение курсов  повышения квалификации по теме, с помощью общения с коллегами  в социальных сетях, сообществах).

Слайд № 6 планирование проекта по возрастам.

3.Основные этапы работы над проектом.

Слайд № 7

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на три этапа.

Слайд № 8

Мы рассмотрим эти этапы на примере проекта «Зимующие птицы». -Я буду говорить от своего имени, так как реализовывала этот проект сама.

Слайд №9

1 этап – подготовительный, воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается версия, гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в ходе познавательной деятельности.

Введение в проблему, например,

-Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад услышала, что кто – то стучит тихонечко в окошко. Я подошла к окошку и увидела воробышка. Он сидел на карнизе окна и тихонечко стучал клювом. Он маленький, перышки взъерошены, нахохленный.

 -Ребята, как вы думаете, почему воробышек постучался к нам в окно?

Дети предлагают варианты ответов (ему было холодно, он хотел кушать).

- Как вы думаете, ребята, почему птицам сложно переживать зиму? Дети предлагают варианты ответов. Воспитатель обобщает, подводит итог (потому что зимой очень сложно добывать себе корм).

- Кто может помочь птицам пережить зиму? (человек: взрослые и дети)

Слайд №10

Актуальность проекта: Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Слайд №11

Далее проводится общее обсуждение, здесь я применяю «Модель трёх вопросов», или по другому её называют триада вопросов. Благодаря этой модели я получаю первичную информацию о запасе знаний, представлениях детей по теме. Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, воспитатель задаёт детям три вопроса:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Как узнаем об этом (Как нам найти ответы на наши вопросы)?

Первый вопрос: «Что вы знаете о птицах» По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Слайд №12 в первом вопросе ответы детей определяют проблему и цель проекта.

Проблема проекта:

Недостаточное представление у детей о зимующих птицах.

Цель проекта:

Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать? Дети предлагают варианты ответов. 

 Слайд №13 Ответы детей определяют задачи и направления деятельности. 

Обучающие:

Дать представление детям о зимующих птицах родного края;

Расширять и закреплять представления о внешнем виде, частях тела и повадках птиц;

Познакомить детей с зимующими птицами нашего посёлка; Учить узнавать птиц;

Воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;

Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе;

Способствовать формированию интереса к окружающему миру;

Развивающие:

Развивать творческие способности в продуктивной деятельности;

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как узнаем об этом»? Дети высказывают своё предположение, воспитатель продолжает, записывает их ответы на большом листе бумаги.

Сейчас продемонстрирую модель трёх вопросов, на которые отвечали дети средней группы «Незабудка».

Слайд №14 

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как узнаем об этом?

1.Птицы летают Алёна Б.

2.У них есть перья, крылья, клюв Полина К.

3.У них есть голова, ноги, глаза Даниил Ю.

1.Какие птицы зимуют в наших краях? Амалия В.

2.Как различать птиц по окраске? Руслан А.

3.Что едят птицы зимой?  Марьяна С.

4.Как сделать кормушку? Варя К.

1. Спросить у родителей. Алёна Б.

2. Посмотреть в журнале Катя О.

3.Посмотреть в книге Артём Н.

4. Посмотреть в планшете Рома С.

5. Посмотреть в компьютере Полина С.

6. Будем смотреть на улице  Оля Я.

Здесь я ввожу любого героя, который будет с нами реализовывать проект: играть, давать разные задания, наблюдать, рассказывать. В нашем проекте это ворон Кар – Карыч.

Слайд №15

Затем, на основании сформулированных цели и задач воспитатель составляет план проекта.

Слайд №16

План строится на принципе интеграции образовательных областей.

Вопрос: Давайте определим, какие ОО нам помогут в реализации данного проекта?

Так, например, образовательная область «Речевое развитие», что здесь можно планировать?

Нажать для анимации. Планируются беседы, НОД, ознакомление с художественной литературой.

Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», Сухомлинского «О чём плачет синичка». Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

«Социально - коммуникативное развитие», что здесь можно планировать?

 Нажать для анимации. Различные трудовые поручения Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах, экскурсии, сюжетно - ролевые игры.

 «Познавательное развитие», что можно запланировать?

Нажать для анимации. Просмотр познавательных презентаций и видео для детей по теме проекта, познавательно - исследовательская деятельность, прослушивание аудиозапись «Голоса птиц».

Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест», Узнай по голосу», «Что едят птицы».

Настольно-печатные игры: «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».  Театрализация: «Где обедал воробей».  

Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Вороны и собачка». 

«Художественно - эстетическое развитие» здесь планируются все, что связано   с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация); Слушание, разучивание, исполнение музыкальных произведений.

Лепка «Учимся лепить птиц», Аппликация «Снегирь» Раскрашивание по шаблону птиц.

Здесь в наш проект подключается музыкальный руководитель: Музыкальное воспитание: разучивание песен, танцев, на данную тематику, музыкально - дидактические игры «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой, музыкальная игра «Воробушки и автомобили» Игра-драматизация «Где обедал воробей»?  разучивание песни «Воробей», музыкально – ритмические движения «Птички летают».

«Физическое  развитие», что можно запланировать?

Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Вороны и собачка», спортивные праздники и развлечения.

Слайд №17 третье «П» Поиск информации.

Вопрос: Подумайте уважаемые коллеги, при помощи каких материалов, средств мы можем подобрать необходимую информацию для реализации проекта?

Нажать после ответов. (Воспитатель, опираясь на план проекта, подбирает наглядно - дидактические пособия, литературу, оформляет РППС в приёмной и в группе).

Слайд №18

После составления плана начинается 2 этап работы над проектом –  основной (практический). Реализация проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, речевую, игровую, экспериментальную, продуктивную).

Слайды №19-28

Беседы, рассматривание иллюстраций, книг, малоподвижные игры проводятся в первую половину с утра; во вторую половину дня планируются продуктивные виды деятельности, театрализованная деятельность, игровая деятельность, сюжетно – ролевые игры, Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Среда вокруг ребенка должна быть незаконченной, незавершенной, чтобы ребёнок смог додумать, попробовать, догадаться, доделать.

Слайд №29-37

Реализация любого проекта не возможна без участия родителей. Работа с семьями воспитанников организуется на уровне сотрудничества. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения.

Родители становятся активными участниками всех мероприятий. В данном проекте родители были привлечены:

Вопрос: Как вы думаете, какие формы можно предложить родителям для участия в проекте? Нажать после ответов.

  • К оказанию помощи в организации развивающей среды;
  • Приняли активное участие в конкурсе стихов о птицах «Птичий базар»;
  • Приняли участие в выставке поделок «Крылатые фантазии»
  • Изготавливали совместно с детьми кормушки для птиц;
  • Пополняют запасы корма для птиц (по настоящее время);

Слайд № 38

3 этап – заключительный. Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта (итоговое мероприятие/событие).  Она может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта (итоговые занятия, серия игр, викторины, развлечение и др.).

В основе презентации должен быть материальный продукт, имеющий ценность для детей. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

Слайд № 39-40

Мы наш проект «Зимующие птицы» презентовали в виде игры -  презентации «Уроки от Кар – Карыча».

Слайд № 41-43

В заключение проекта все наработанные материалы (паспорт проекта, фотографии видов деятельности, рисунки, альбомы, и др.)  мы собрали в   шестое «П»- портфолио, «Зимующие птицы».

Заключение

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что технология проектной деятельности способствует созданию атмосферы психологического комфорта в детском саду. По моему мнению, проектная деятельность является одним из методов всестороннего развития детей и развития креативности и повышения компетентности педагога. Благодаря её направленности на конкретный конечный результат и планированию практических действий она помогает повысить качество образования.

Презентовать книгу «Проектная деятельность дошкольников» автор Вера Александровна Деркунская. Написана данная книга в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Подумать над данной технологией, это прекрасный опыт работы, тема работы по самообразованию, поле деятельности которого имеют необъятные просторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

Консультация для воспитателей "Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми".

Консультация предназнвчена для воспитателей и окажет помощь  в проектной деятельности....

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...

Консультация для педагогов "Организация проектной деятельности в ДОУ"

Представленная консультация рассказывает о методе проектирования, как о технологии, активизирующей познавательный процесс у детей. Здесь представлена классификация  проектов, их содержание и мето...

Консультации для родителей по организации проектной деятельности в домашних условиях

1. Консультация для родителей по организации проектной деятельности в домашних условиях2. Памятка для родителей по созданию проекта с дошкольником в домашних условиях...

Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности...