Консультация для педагогов "Знакомство дошкольников с народным творчеством и традициями".
консультация (подготовительная группа)

Дорофеева Татьяна Викторовна

Народную культуру человек постигает на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов можно добиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_narodnym_tvorchestvom.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ И ТРАДИЦИЯМИ.

                                     

Познавательное развитие детей и формирование патриотического воспитания -одна из важных задач дошкольного возраста. Народную культуру человек постигает на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов можно добиться.

2022 год посвящен культурному наследию народов России. Чтобы у детей сформировать устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, уважение к труду и таланту мастеров, воспитать чувства причастности детей к наследию прошлого, что позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо знакомить детей с традициями и культурой нашего народа. Важная роль в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста отводится детскому саду и семье.

Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру? Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно-нравственных качеств детей.      Одним из принципов ФГОС ДО является познавательное развитие, которое включает в себя раздел — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям – отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.

Работать начинаем с младшей группы: далее, в каждом возрасте (младший, средний, старший) работа усложняется. В младшем возрасте для этого используются потешки, песенки, колыбельные. В среднем-тетрализация, сказки, пословицы. В старшем- стихи, народные песни, чистоговорки. Для успешной работы в данном направлении в детском саду используются разные методы: беседы, НОД, праздники, индивидуальная и совместная работа, подвижные и народные игры.

Введение в практику дошкольного образования интегрированной непосредственно-образовательной деятельности на занятии используются разнообразные виды деятельности, которые интегрируют между собой, что является решением единой педагогической задачи обучения. Подготовка к занятиям по патриотическому воспитанию большая и ответственная. Важно знакомить детей не только с русскими традициями, но и с культурой других народностей. В Самарской области живут дружно разные народы: русские, мордва, чуваши, татары и другие. Их быт, культура и обычаи тесно переплелись. Из огромного количества предметов, окружающих человека, выделились общие: полотенца, самовар, кувшин.

На занятии «К хозяйке в гости» в доступной и интересной форме детям рассказали про  русские традиции. Хозяйка пригласила детей в «русскую избу» и познакомила с предметами быта русского народа. Дети вспомнили пословицы и поговорки, народные приметы. Ведь народное творчество является нашим национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Дети в русских народных костюмах с интересом рассматривали самовар и слушали рассказы «хозяйки» о том, как встречать гостей, накрывать на стол и заваривать чай в русском самоваре. «Загадки из сундука» вызвали у детей массу положительных эмоций. Дети не только отгадывали загадки, но самостоятельно доставали из сундука предметы-отгадки, а также с удовольствием лепили «угощения к столу» из соленого теста. Понравился детям и гостям веселый танец с деревянными ложками, который воспитанники исполнили под русскую плясовую. В конце занятия дети получили сладкие угощения. Воспитание на основе традиций русского народа является важнейшим направлением. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью.

На занятиях по изодеятельности дети с интересом рассматривали образцы росписей, вышивки, расшитые рушники и рассказы о быте разных народностей. Рушник или полотенце, один из самых распространенных подарков не только в настоящее время, но и на Руси. Полотенцами украшали дом к празднику, рушники дарили в подарок, они служили оберегом в доме. Прежде чем вышивать мастерицы рисовали узоры на ткани. Полотенца на протяжении столетий являются обязательным предметом быта как в повседневной жизни, так и в проведении праздников, обрядов. На рисунках детей рушники получились яркие, сочные разные совсем как самобытные традиции разных национальностей Поволжья.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. В группе оформлен уголок по патриотическому воспитанию, в котором есть: альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка» и др. Раскраски: «Матрёшки», «Хохломская роспись», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, игры. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти, взять, посмотреть, потрогать, поиграть. В уголке есть старинные предметы русского быта:самовар, горшки и кувшин, старинные расшитые рушники и деревянные ложки. Дети рассматривают, знакомятся и на занятиях по изодеятельности стараются в своих работах отобразить увиденные интересные, старинные предметы, элементы росписи.

Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение, единение детей и взрослых, мастерство человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка. Подготовка к празднику всегда вызывает интерес у детей, на основе которого формируется художественный вкус, Мы, взрослые, даём выход детским стремлениям, удовлетворяем их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала и других помещений детского сада. Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы.  К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Знакомство детей с народными календарными праздниками является в детском саду одной из форм патриотического воспитания. Для ознакомления детей с народными традициями и творчеством проводились праздники: «День России», «Весенняя ярмарка»,

«Народные игры», «Семейные традиции».                

Традиция – от латинского слова «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семейные традиции- очень ценное средство воспитания. В большинстве семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются.Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно –родственных связей и отношений, передаче культурных ценностей. Семейные традиции -это,в первую очередь, праздники,которые отмечаются всеми членами семьи и,конечно же, день рождения ребёнка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся праздничный сервиз. Это традиция сажать деревце или на Новый год выезжать за город, чтобы украшать живую ёлку. Эта традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и современные игры, поздравления родственников, традиционные походы, прогулки и пикники на природе, составление родословной своей семьи и семейных альбомов, коллекционирование и проведение семейных концертов. Своими семейными традициями поделились родители воспитанников на совместных праздниках в детском саду. Практический анализ показывает, воспитание на основе традиций нашего народа является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления.

Литература:        

  1. Артюхова И.С., Белькович В.Ю. «Играем, дружим, растём: сборник развивающих игр. Старшая группа. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015 г.
  2. Артюхова И.С., Белькович В.Ю. «Играем, дружим, растём: сборник развивающих игр. Подготовительная к школе группа. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015 г.
  3. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,ТЦ Сфера, 2010 г.        
  4. Перепелкина А.В. Нравственное-патриотическое воспитание старших дошкольников:целевой практико-ориентированный проект. ФГОС Волгоград: Учитель,2019 г.
  5. Шпикалова Г. А. Возвращение к истокам: народное искусство идетское творчество: учебно-методическое пособиеМ.: ВЛАДОС, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН на тему «Устное народное творчество и традиции казахского народа»

Сценарий проведения КВН на тему «Устное народное творчество и традиции казахского народа» работа с дошкольниками...

консультация для родителей "Русское народное творчество как средство народной педагогики"

Ознакомление родителей с народной педагогикой, различными видами устного народного творчества. Испльзование народной педагогики в воспитании ребенка....

Консультация для родителей. Устное народное творчество в жизни ребёнка.

В презентации даны определения малым формам фольклора.Ведь детские стишки с чёткой рифмой и простыми словами подходят к ритму жизни малыша, и растут всесте с ним. Я рекомендую родителям использовать р...

Народное творчество и традиции

Выставка была создана для  знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно - прикладным искусством, для расширения представления о народных игрушках (матрешки, городецк...

Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающи...

Календарно-тематическое планирование в средней группе «Народное творчество. Культура, традиции»

Календарно-тематическое планирование в средней группе «Народное творчество. Культура, традиции»...

Занятие по краеведению. Тема: «Край, в котором мы живем (народное творчество и традиции земли Липецкой; ремесла — ткачество и кузнечное дело).

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, прививать интерес к различным видам народных промыслов, формировать патриотические чувства, дать представление о ремесле ткача, кузнец...