Сообщение на ПЕДСОВЕТЕ на тему "Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии на современном этапе"
консультация (средняя группа)

Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Именно речевое развитие рассматривается сегодня как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.

Очень важную роль в развитии речи дошкольников играет и культура речи педагога. Не случайно считается, что речь человека – это его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи. Речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная, в речи необходимо использовать разнообразные образцы речевого этикета.

Важную роль в речевом развитии детей дошкольного возраста играют и родители – общение с ребенком должно начинаться еще до его появления на свет. Комфортное пребывание ребенка с родителями способствует его успешному развитию, в том числе и речевому.

Каково же состояние развития речи детей на современном этапе?

XXI век – век компьютерных технологий. Казалось бы, у детей, есть все для развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- Плохая дикция.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

В целом уровень речевого развития у современных дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема на сегодняшний день является актуальной. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

При реализации задач по речевому развитию можно использовать сразу несколько инновационных педагогических технологий для развития речи детей. Каждому педагогу можно предложить определенную технологию, которую он будет применять в своей работе. В конце года подвести итоги работы по речевому развитию и определить, какая же инновационная педагогическая технология наиболее эффективна в развитии речи дошкольников.

К числу инновационных педагогических технологий можно отнести:

  • мнемотехника;
  • развивающие игры В. В. Воскобовича;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • современные игровые технологии;
  • ИКТ-технологии;
  • логоритмика;
  • фонетическая ритмика;
  • сказкотерапия.

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей;

- воспитание культуры общения и речи;

- технология должна носить здоровьесберегающий характер;

- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Теперь хотелось бы кратко дать характеристику каждой из предложенных технологий, чтобы было понятно, какая больше подходит для работы конкретного педагога. Более подробно технологии можно рассмотреть на семинарах-практикумах, мастер-классах и других формах работы, где каждый педагог расскажет о применении определенной технологии в своей работе и ее эффективности.

Развивающие игры В. В. Воскобовича. Для достижения лучших результатов речевого развития используется технология В. В. Воскобовича, которая многофункциональна, многообразна и соответствует возрастным характеристикам дошкольников.

Активное применение игр и игровых пособий В. В. Воскобовича в учебном процессе является эффективным средством развития основных компонентов речи. Ценность развивающих детских игр В. В. Воскобовича состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребенка.

Элементы проблемно-игровой методики «Сказки Фиолетового леса» способствуют совершенствованию у детей грамматического строя речи, формированию навыков коммуникативной культуры – умению слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач. Мышление детей становится более гибким, что в свою очередь развивает доказательную речь. Кроме того, использование сюжета позволяет затрагивать нравственные проблемы поведения сказочных героев в различных бытовых ситуациях, беседовать о нормах и правилах поведения, принятых в социальном обществе.

В работе по развитию речи используются различные игры В. В. Воскобовича. Играя со «Шнуром-затейником», «Конструктором букв» дети лучше запоминают графический образ букв, их характерные элементы. Конструируя буквы из своеобразных модулей у детей развивается мелкая моторика рук и координация движения пальцев, что в свою очередь способствует более быстрому речевому развитию. Игры «Читайка на шариках», «Игровизор» способствуют развитию фонематического слуха, обучению грамоте, обучение слоговому чтению, развитие мелкой моторики. В играх «Складушки», «Теремки Воскобовича», «Тысячеслов», «Забавные буквы» и других дети решают логические задачи с буквами, составляют слоги, слова, занимаются словотворчеством.

Игры В. В. Воскобовича способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребенок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Использование игровой технологии В. В. Воскобовича является эффективным средством речевого развития дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии. При использовании здоровьесберегающих технологий обучение и воспитание детей способствуют укреплению здоровья воспитанников - снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность ребенка.

В работе по развитию речи используются такие здоровьесберегающие технологии, как дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, гимнастика для глаз.

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их подвижности; укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшает напряжённость артикуляционных органов. С помощью артикуляционных упражнений ребенок учится произносить сложные звуки, его губы и язык становятся более сильными и гибкими, долго удерживают необходимое положение.

Пальчиковая гимнастика. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму.

Массаж и самомассаж рук используется для организации коррекционно-образовательного и оздоровительного процесса с детьми.

Зрительная гимнастика снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменных процессов в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век.

Использование здоровьесберегающих технологий способствует овладению дошкольниками нормами речи, формированию у них первоначальных навыков здорового образа жизни.

Современные игровые технологии. Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр (дидактических, подвижных, театрализованных и многих других). Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для развития речи дошкольника и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей. Проявление речи ребёнка наиболее ярко выступает в игре и через игру. Игра способствует развитию связной речи самым естественным образом, в игре дети последовательно и связно излагают свои мысли, учатся преодолевать стеснение.

ИКТ-технологии. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, и всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

В работе педагоги широко используются мультимедийные презентации - это программы, которые могут содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление. Использование их предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы педагога. Применение мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи интересно детям, экран притягивает внимание, которого порой трудно добиться при групповой работе с детьми.

Использование ИКТ в развитие речи расширяет представления детей об окружающем мире, обогащает их словарный запас; дети более логично и последовательно излагают мысли, более глубоко понимают значение слов, используют в речи художественные достоинства родного языка, проявляют желание самостоятельно создавать их.

Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте использования ИКТ-технологий.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога.

Логоритмика. Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, слов и движений, направленная на решение многих задач в развитии детей дошкольного возраста. Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, усиливает внимание. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь».

В логоритмике выделяют два основных направления:

1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Элементы логоритмики можно включать в музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.

Под влиянием занятий логоритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Фонетическая ритмика. Это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Суть данной технологии в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. Многократное повторение упражнений делает движения более чёткими и точными.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.

Сказкотерапия. Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с дошкольниками. Исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогики показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, использующего сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка и его развития.

Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных сказочных персонажей, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Ребенок понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

При использовании сказкотерапии в развитии речи у детей дошкольного возраста происходит развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Использование инновационных педагогических технологий в речевом развитии дошкольников позволит вывести воспитательно-образовательный процесс на качественно новый уровень. В идеале использовать несколько технологий одного направления, чтобы достичь максимально высокого результата.

И, в заключение, несколько правил для педагогов при работе по развитию речи дошкольников:

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...

Выступление на методическом объединение "Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе"

          В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследова...

Эффективность внедрения инновационных технологий по речевому развитию у детей с ОВЗ на современном этапе»

Эффективность внедрения инновационных технологий по речевому развитию у детей с ОВЗ на современном этапе»...

Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»

Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...

Сообщение на тему: " Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе".

Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе....