«Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в области математического развития детей средствами игр В. В. Воскобовича»
консультация

Довгань Наталья Андреевна

Развивающие игры В. В. Воскобовича многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. В силу универсальности игра длительное время не утомляет ребенка, т. к. ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку игры, переключаясь с одного задания на другое, а педагог может придумывать новые варианты заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detey_sredstvami_igr_v.v._voskobovicha.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Консультация для педагогов

на тему

«Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса

в области математического развития детей средствами игр

В. В. Воскобовича»

Подготовила:

Довгань Наталья Андреевна,

воспитатель (первая квалификационная категория)

Рубцовск, 2019

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации образовательного процесса в области математического развития детей средствами игр В. В. Воскобовича».

Основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей детей и дифференцированного подхода к каждому ребенку, при котором он сам становится активным в выборе содержания своего образование является субъектом образовательных отношений. Реализация этого принципа возможна при условии соблюдения идеи амплификации детской: развития и принципа возрастной адекватности дошкольного образование формируя играющее детское сообщество и создавая условия для поддержки детской инициативы, необходимо тщательно отбирать адекватны: условия, методы и технологии, соответствующие возрасту и особенностям: развития.

При проектировании образовательного пространства особую роли играет диалектическое мышление педагогов и внимание к отбору средств организации развития. Диалектическое мышление предполагает способность творчески подходить к решению задач, что позволяет устанавливать субъект-субъектные отношения и осуществлять индивидуализацию образования. Приоритет в отборе средств организации развития определяется возможностью реализовывать дифференцированный подход и учитывать индивидуальные потребности детей.

В образовательной деятельности ДОО дифференцированный подход в решении образовательных задач возможен как в организованной, так и совместной образовательной деятельности. Дифференциация прослеживается в постановке разнообразных задач перед детьми, в разноуровневом материале, а также в возможности самостоятельно дошкольникам находить пути решения задач, используя свой опыт, знания и умения.

Важным условием в этом подходе является последовательное усложнение образовательных задач. Путь от первичного усвоения до прочно сформированного навыка у разных дошкольников неодинаков, поэтому главная задача педагога — найти способы, обеспечивающие успешность ребенка в самостоятельной деятельности и в совместной деятельности с взрослым. Дифференциация, на наш взгляд, является важным условием в реализации принципа индивидуализации дошкольного

образования. И именно развивающие игры В. В. Воскобовича являются

инструментом в обеспечении условий для возможности осуществления дифференцированного подхода.

Уникальность авторских пособий Воскобовича заключается в том, что данный материал имеет несколько уровней сложности и подойдет как трехлетнему ребенку, так и старшему дошкольнику, а иногда даже младшему школьнику. Развивающие игры В. В. Воскобовича многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. В силу универсальности игра длительное время не утомляет ребенка, т. к. ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку игры, переключаясь с одного задания на другое, а педагог может придумывать новые варианты заданий.

Широкое применение развивающих игр позволяет максимально решать задачи, направленные на формирование элементарных математических  представлений у дошкольников. Опыт показывает, что ребенку интереснее играть не просто с геометрическими фигурами, а с «Нетающими льдинками» или с разноцветными паутинами Паука Юка. «Чудо- Цветик», презентуемый детям через приключения Малыша Гео, позволяет развивать мыслительные операции путем формирования первичных |представлений о дробях. Все сказочное и необычное привлекает внимание детей и способствует лучшему запоминанию.

Планируя образовательную деятельность, важно выстраивать формирование начальных математических знаний и умений так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и развивающий эффект. Для детей, которые испытывают трудности в процессе обучения математике, составляется индивидуальный план работы, направленный на развитие математических представлений, сферы познавательной активности. В ходе занятия предлагаются разные варианты дифференцированных заданий.

По уровню сложности, например, игра-конструктор «Геоконт» содержит разноуровневые задания, где ребенок, натягивая резинки на гвоздики по образцу, словесному алгоритму или собственному замыслу, создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. Эти задания вызывают интерес, большую активность у детей. Наиболее продуктивно организовывать работу с этим материалом в малых группах, создавая условия для развития коммуникативных компетенций,

навыков взаимодействия. В результате игр с «Геоконтом» у детей  развивается моторика кисти и пальчиков, формируются сенсорные эталоны (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей).

Игра «Кораблик „Брызг-Брызг“» позволяет развивать математические способности. Мачты корабля построены по цветам радуги. Играющий ребенок должен правильно прикрепить флажки. Усложнить игру можно за счет выстраивания мачт по цветам радуги в диагональном или горизонтальном направлении. Как показывает опыт, такой кораблик надолго занимает внимание малышей.

«Квадрат Воскобовича двухцветный» помогает детям развить логин и воображение. Эту игру называют по-разному: «Косынка», «Вечное оригами», «Кленовый листок». «Квадрат Воскобовича» представляет собой треугольники, приклеенные к тканевой основе. Одна сторона — зеленая, другая — красная. Квадрат может трансформироваться в другие фигуры. Помогают ребенку найти ответ в задачах «Папа Прямоугольник», «Мама Трапеция» и «Дедушка Четырехугольник». Для игр с волшебным квадратом Воскобовича можно воспользоваться книжкой «Квадратные забавы», которая включена в комплектацию и предлагает сказочную историю с 18 цветными схемами сложения разного уровня сложности.

Все игры В. В. Воскобовича обладают мощным интегративным потенциалом. Так, из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок- «Квадрата Воскобовича» ребенок создает машины, самолеты, корабли бабочек, птиц, и это не просто объекты. Он сочиняет про них историк потому что любая получившаяся фигура стимулирует воображение, и задача педагога — предоставить возможность для речевой активности ребенка.

Знание возможностей каждого ребенка помогает правильно организовать работу со всей группой, создать необходимые условия и выстроить индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Реализация индивидуального подхода в обучении детей представляет собой динамичный процесс, протекающий вместе с развитием ребенка, формированием уровня его знаний, умений и навыков, развитием склонностей и, как следствие, изменением цели, задач, содержания, приемов, подходов в образовательной деятельности.

Таким образом, построение образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода к каждому ребенку создает оптимальные условия для интеллектуального развития каждого ребенка, способствует накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность, поощряет проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровых и творческих видах деятельности.

Используемая литература:

  1. Воскобович В. В., Мёдова Н. А., Файзуллаева Е. Д. и др. «Сказочные лабиринты игры». Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. СПб., 2017.
  2. Изюмова О. А., Киричек К. Л. Роль развивающей предметно-пространственной среды в математическом развитии детей дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2016. №3
  3.  [Электронный ресурс] – Режим доступа http://web.snauka.ru/ 155иез/2016/03/65094 (дата обращения 07. 09.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое развитие детей средствами литературы и фольклора

Презентация рассказывает о использовании литературы и фольклора, при ознакомлении дошкольников с математическими понятиями и представлениями....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по сенсорно-математическому развитию детей На тему: «Наше весёлое путешествие с квадратом» для детей первой младшей группы. Разработала Янпольская Есения Валерьевна, воспитатель МБДОУ

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по сенсорно-математическому развитию детейНа тему: «Наше весёлое путешествие с квадратом» для детей первой   младшей груп...

Статья. "Реализация дошкольного обучения и интеллектуально-творческого развития детей, средствами технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Описание и реализация в новых условиях ФГОС,  технологии интеллектуально-творческого развития  В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"....

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...

Определение компетентности педагога в области математического развития детей.

Определение компетентности педагога в области математического развития детей....

Консультация "Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в области математического развития детей средствами игр В.В. Воскобовича"

       Консультация "Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в области математического развития детей средствами игр В.В. Воскобовича" адресова...

Презентация " Использование социо-игровых технологий в образовательном процессе в социально- личностном развитии детей дошкольного возраста"

Технология используется как в образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....