Математическое развитие детей средствами литературы и фольклора
презентация к занятию по математике (старшая группа) на тему

Сочнева Ольга Юрьевна

Презентация рассказывает о использовании литературы и фольклора, при ознакомлении дошкольников с математическими понятиями и представлениями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 200 Математическое развитие детей средствами литературы и фольклора Учитель-дефектолог Сочнева Ольга Юрьевна Первая квалификационная категория

Слайд 2

совершенствует общую культуру мышления приучает детей логически рассуждать воспитывает точность и обстоятельность высказываний способствует приобретению рациональных качеств мысли и её выражения требует воображения и интуиции Математика универсальный и мощный метод познания

Слайд 3

Широкие возможности для формирования математической культуры представляет ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами

Слайд 4

Малые фольклорные формы - пословицы - потешки -прибаутки -поговорки -скороговорки -считалки -загадки -сказки

Слайд 5

Содержательные линии математического образования -Арифметическая и алгебраическая(«Количество и счёт) -Геометрическая(«Величина» и «Ориентировка во времени» - Величинная («Форма» и «Ориентировка в пространстве») -Алгоритмическая(программа «Детство»)

Слайд 6

Произведения детских писателей и малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками - как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, понятием) - как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания (правила) -как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста

Слайд 7

В работе по формированию ЭМП могут быть использованы загадки следующего содержания -связанные с понятием числа и цифры - со сравнением множеств, величин, чисел: больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, уже - шире -с временными представлениями и понятиями: части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года -с пространственными представлениями -с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур - особенно эффективно использование загадок на закрепление пройденного материала, где дети должны найти и показать угаданную цифру или геометрическую фигуру

Слайд 8

Загадывание загадок на занятиях по математике и в повседневной жизни детей, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах, но и обогащению словаря, развитию речи, логического мышления, слухового и зрительного внимания

Слайд 9

При формировании ЭМП используются пословицы и поговорки при ознакомлении с числом последовательностью дней недели временами года частями суток

Слайд 10

Кроме того пословицы и поговорки будут способствовать развитию логического мышления, умению понимать скрытый смысл простых выражений, строить элементарные умозаключения

Слайд 11

Использование считалок с целью закрепления умения вести счёт в прямом и обратном порядке для формирования временных представлений умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки развивать память, зрительное и слуховое внимание закреплять и отрабатывать математические термины, слова и обороты речи связанные с числами

Слайд 12

Сказки и стихотворения при ознакомлении детей с числами и цифрами при решении арифметических задач при формировании представлений о величине предметов пространственных и количественных отношений с временными представлениями при ознакомлении с геометрическими фигурами

Слайд 13

Пальчиковые игры и физкультминутки помогут усвоить понятия «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад» способствуют развитию счёта на слух будут развивать мелкую и общую моторику сформируют внимание и память помогут усвоить порядковый и количественный счёт

Слайд 14

Использование русских народных и литературных сказок Сказка «Колобок» поможет сформировать количественный и порядковый счёт, геометрические представления( круг, шар) -На что похож колобок?(На шар.) -Нарисуйте Колобка. Какую фигуру вы изобразили?(Круг.) -Кто встретился колобку первым? -Кто вторым? -Кто третьим? -Кто четвёртым? -Сколько всего животных встретил колобок? -Посчитайте животных по порядку. -Теперь пересчитайте их в обратном порядке.

Слайд 15

Воскобович Основные принципы технологии Игра плюс сказка Принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Слайд 16

Сенсомоторная развивающая среда - Фиолетовый лес

Слайд 17

Загадки, пословицы, поговорки, считалки, стихи и сказки могут быть использованы не только на занятиях по математике, но и в играх детей, повседневной жизни с целью закрепления пройденного материала. Работу с детьми по разучиванию загадок, пословиц, поговорок, стихов математического содержания можно предложить и родителям

Слайд 18

Таким образом, устное народное творчество и произведения детских писателей играют существенно важную роль в обучении детей математике. Использование фольклора и литературных произведений поможет сформировать не только математические представления, но и приобщит детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, разовьёт активность, наблюдательность, смекалку, научат делать умозаключения, строить высказывания, суждения, быстроту реакции

Слайд 19

спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие речи детей средствами малых форм фольклора

перспективное планирование работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»

Опыт работы по развитию речи дошкольников средствами малых форм фольклора...

Консультация "Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в области математического развития детей средствами игр В.В. Воскобовича"

       Консультация "Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в области математического развития детей средствами игр В.В. Воскобовича" адресова...

Дидактическая игра на тему: "Развитие музыкально - математических способностей детей средствами музыкального фольклора"

В дошкольном образовании широкое применение имеет использование коллажа в развитии речи ребенка. Эта технология не только способствует развитию связной речи ребенка, но и активизирует познавательные п...

«Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в области математического развития детей средствами игр В. В. Воскобовича»

Развивающие игры В. В. Воскобовича многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. В силу универсальности игра длитель...