Современные здоровьесберегающие технологии
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Хафизова Снежана Владимировна
Методическая разработтка Современные здоровье сберагающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задача:
1. сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности.
2. Создание адекватных условий для развития, обучения и
оздоровления детей.
3. Создание положительного эмоционального настроения и снятия психоэмоционального напряжения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования         здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии.

Главный принцип нейрогимнастики — постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.

Цели нейрогимнастичеких упражнений:

  •  синхронизация развития полушарий;
  •  развитие мелкой моторики;
  •  развитие координации, ловкости;
  •  развитие памяти, внимания;
  •  развитие речи и мышления.

Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:

— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;

— нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды,        которые ранее оставались незамеченными;

— следует менять привычные маршруты выполнения движения;

— необходимо выполнять упражнения регулярно.

Немаловажное достоинство нейрогимнастики - отсутствие противопоказаний.

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Для детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А ребёнок познаёт этот мир не через взрослых, как кажется, а с помощью движения.

Если у ребенка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга.

Дело в том, что при выполнении определённых физических действий, и образуются эти связи, соответственно, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут как раз нейродинамические упражнения.

1. Упражнения и игры с мячом (мяч – это самое универсальное оборудование)

С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные, парные, так и командные, общие.

Они могут быть разными: кидать мяч двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой; сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и т.п.

Мячи, чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса  использовать, тем больше  условий для развития ребёнка.

2. Балансир для детей

Развитию ловкости и равновесия способствуют такие приспособления, как балансиры. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память, речь и равновесие.

Такой тренажер многие используют для отработки основных движений в серфинге и сноуборде. Детям будет интересно и весело балансировать на платформе. К тому же, это очень полезно для здоровья ребенка. При выполнении даже несложных движений, приходится напрягать самые мелкие мышцы тела для удерживания равновесия.

Балансир может быть деревянным или пластиковым.

Польза от занятий на балансире:

  •  развивается координация;
  •  укрепляются все мышцы тела;
  •  улучшается мозговая деятельность;
  • вырабатывается чувство равновесия.

3.Доска Бильгоу - это простой, но эффективный тренажер баланса

При помощи упражнений на этом тренажёре осуществляется мозжечковая стимуляция.

Мозжечковая стимуляция — серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.

У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.

КАКУЮ ПРОБЛЕМУ ЭТО РЕШАЕТ?

  • восприятие устной, письменной речи
  • навыки механического чтения
  •  математические способности
  •  все виды памяти
  •  спортивные навыки, координацию
  •  навык балансирования
  •  общую моторику
  •  осознание схемы собственного тела
  •  эмоционально-волевую сферу
  •  концентрацию внимания.

4. Нейроскакалка

Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. Нейроскакалка это также и отличный кардиотренажер, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию и внимательность, тренирует равновесие, координацию движения и вестибулярный аппарат.

5. Моталочки

Эти игры координируют попеременное движение рук, что способствует межполушарному взаимодействию, повышает игровую мотивацию детей, происходит одновременно самомассаж пальцев рук, что способствует развитию мелкой моторики. Вырабатывается соревновательный дух, скорость, реакция, развивается ловкость и глазомер, развивает координацию движений.

6.Ходунки

Использование такого инвентаря позволяет улучшать координацию движений рук и ног. Ребенок учится находить баланс и удерживать его. Непоседы совершенствуют свою физическую подготовку и загораются любовью к активному досугу.

7. Координационная лестница это – тренажёр, позволяющий развивать основные виды движений, скоростные навыки, силу, выносливость, координацию движений.

При работе с координационной лестницей используются 3 основных двигательных навыка:

– упражнения в ходьбе;

– упражнения в беге;

– упражнение в прыжках.

Регулярное включение упражнений нейрогимнастики в занятия по физкультуре, в различные формы работы, в перерывах между занятиями, в комплексы утренней оздоровительной гимнастики способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний.

Су-Джок

Метод Су - Джок - это ультрасовременное направление, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа. Создатель метода Су-Джок - южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву.

 В основе его метода лежит система соответствия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. С помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.

Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

 Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. В работе воспитателя можно использовать су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Форма работы с шариком Су-Джок

Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Рассмотрим подробнее приёмы работы с шариком:

  • удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки сжимать шарик в кулачок,
  •  надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек.
  •  каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки.
  •  надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика
  • сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки.
  • захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу, двигаться по поверхности стола.
  •  вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки
  •  прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти.
  • круговые движения шарика между ладонями
  • перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони
  • вращение шарика кончиками пальцев,
  •  сжимание шарика между ладонями,
  • сжимание и передача из руки в руку,
  • подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д. Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Современные здоровьесберегающие технологии

Консультация для воспитателей.  Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования ...

«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...