Проект "Путешествие в страну сказок"
проект (средняя группа)

Скурятина Анна Александровна

Проект направлен на развитие связной речи у детей 4-5 лет через использование образовательной технологии "Сказкотерапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_skazok.docx39.24 КБ
PDF icon proekt_po_skazkoterapii.pdf1.17 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9»

457017, Челябинская область, Увельский район, п. Каменский, ул. Заводская, 12

ИНН 7440006969   КПП 742401001    Тел: 8(351)-66-63-184   Email: mkdouds9@mail.ru

Проект с детьми 4-5 лет по развитию связной речи

«Путешествие в страну сказок»

 

Учитель-логопед:

Скурятина Анна Александровна

Каменский, 2023 г.

Информационная карта проекта

Актуальность:

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто незаинтерисован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы. Но что это, если не современные сказки?

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным столом, смотрим шоу по телевизору.

Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому мы считаем сказкотерапию - естественной формой общения и передачи опыта, органичной системой воспитания новых поколений.

На своих занятиях по сказкотерапии мы исследуем сказочные образы, стараемся раскрыть секреты сказкосложения. Эти рекомендации, советы будут полезны и тем, кто предпочитает работать с готовым материалом, и тем, кто любит сочинять сказки сам. Пусть Сказка, живущая внутри Вас, развернет перед вами сокровища Вашей души.

Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди.

Полное название проекта: «Путешествие в страну сказок».

Автор проекта: Скурятина Анна Александровна – учитель-логопед.

Продолжительность проекта: с 20 марта  по 20 апреля 2023 года.

Тип проекта по количеству участников: групповой.

Участники проекта: учитель-логопед, дети с ОВЗ, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.


Цель проекта: создание условий для развития у детей связной речи через изучение сказки.

Задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Познакомить детей с творчеством русского народа.
  3. Создание и использование игр по сказкам для развития связной речи

Этапы проекта:

  1. Подготовительно-информационный.
  • Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала;
  • Информирование родителей о реализации данного проекта;
  • Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок;
  • Составление перспективного плана по данному проекту
  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр, игр - драматизаций с детьми.
  • Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

2) Практический- познавательный:

  • Познавательные беседы  «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Любимый сказочный герой», «Рассказ о прочитанной сказке дома».
  • Ситуативное общение «На какого героя я хочу быть похожим», «Положительные и отрицательные сказочные персонажи», «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
  • Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
  • Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.
  • Отгадывание загадок о сказочных героях.
  • Раскраски «Любимая сказка», «Сказочные герои».
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Сказки».
  • Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов.
  • Проведение викторины «Путешествие по сказкам».

3)  Заключительный:

  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  • Оформление выставки совместных творческих работ «Моя любимая сказка».
  • Оформление выставки книжек - малышек собственного сочинения.
  • Показ инсценировки русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
  • Презентация проекта.


Проблема проекта:

В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей.

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми-дошкольниками, имеющими нарушение речи. Многочисленные исследования ученых-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Большунова Н.Я., Кабачек О.А., и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

- пересказывания сказок; 

рассказывания сказок от третьего лица;

группового рассказывания сказок; 

рассказывания сказок по кругу;

сочинения сказок.

В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости семейного чтения, подчёркиваем его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

Важным, по мнению Л.Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
• Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• Сочинить длинное и в то же время смешное слово;
• Разбирать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
• Объяснить этимологию слова;
• Произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.

Этапы работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии.
I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод - словесная игра.)

Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)

Цели: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Еженедельное планирование проекта

№ п/п

Дата

Содержание работы

Цели

1.

С 20.03.23г. по 24.03.23 г. Подготовительный этап.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, обновление и оформление книжного уголка в средней группе. Подбор развивающих игр, литературного и иллюстративного материала.

Основной этап

2.

С 27.03 г. по 30.03

Беседы с детьми о сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Загадки по сказкам.

(приложение 1.)

Расширение знаний детей о русских народных сказках. Учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям. Закрепить знания детей о русских народных сказках через загадки.

3.

С 03.04 по 07.04

Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».

Показ настольного театра «Волк и козлята».

Рассказывание сказки «Волк и козлята».

Учить детей слушать учителя-логопеда. Учить пересказывать сказку по прочитанному.

4.

С 10.04 по 14.04

Прослушивание русской народной сказки «Курочка Ряба»

Игра «Сказка на магнитах» - «Курочка Ряба».

5.

С 17.04 по 20.04

Игра «Сказка на магнитах» - «Репка».

Подведение итогов проекта.

Сбор материала. Оформление результатов в презентации.


Оснащение развивающей среды в кабинете.

  • Деревянные сказки на магнитах «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»
  • Русские народные сказки на липучках «Репка», «Колобок», «Теремок»
  • Деревянные игрушки ТОМИК  «Теремок»;
  • Сказки-пазлы «Царевна-лягушка», «Колобок», «Красная Шапочка», «Теремок»;
  • Театр на палочках по сказке «Три поросенка»
  • Сценические маски по сказке «Волк и семеро козлят»


Ожидаемые результаты:

Планируемые результаты по формированию навыков связной речи у детей с III уровнем речевого развития посредством продуктивной деятельности:

  1. Дети могут последовательно передать содержание литературного текста.
  2. Используют диалог как средства отражения выразительной и интонационной окраски речи разных героев.
  3. Умеют самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Отражают логику развития сюжета, эмоционально передают переживания действующих лиц.
  4. Могут составить рассказа по серии сюжетных картин (передавать сюжетное содержание, устанавливать и адекватно отображать действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей).
  5. Составляют рассказ на основе личного опыта, впечатлений.
  6. Могут составить рассказ на основе творческого воображения.
  7. Могут придумывать и составлять загадки путем использования приема сравнения.
  8. Легко используют навыки диалогической речи, отражая внимательное и доброжелательное отношения к ответам других детей.
  9. Выполняют синтаксического анализ (деление предложения на слова, определение количества и порядка слов, выделение предлога, составления схемы предложения без предлога и с предлогом).

Планируемые результаты по формированию навыков связной речи у детей с диагнозом: «ОНР. II уровень речевого развития» посредством продуктивной деятельности

    Особенностью коррекционной работы с детьми с диагнозом: «ОНР.  II уровень речевого развития» заключаются в развитии речевой активности и осмысленном восприятии услышанного. Основное внимание уделяется правилам грамматики и лексики –пополнению словарного запаса, соблюдению норм языка, правильному употреблению слов. Ребенок учится грамотно строить фразы. Ведется работа над правильным звукопроизношением (устранением замен звуков, коррекцией звукопроизношения).

При разработке проекта предусматриваются критерии результативности педагогической работы:

  • у ребенка достаточно развит словарный запас, сформированы лексико-грамматические категории;
  • у ребенка сформированы первоначальные навыки диалогической и монологической речи (в соответствии с целевыми ориентирами третьей ступени первого года обучения);
  • ребенок эмоционально откликается на совместное (со сверстниками и взрослыми) выполнение заданий в процессе продуктивной деятельности окружающего мира;
  • ребенок желает и умеет делиться своими впечатлениями друг с другом, с родителями и воспитателями;
  • ребенок умеет отражать полученные представления в продуктивных видах деятельности;
  • ребенок владеет навыками и техническими приемами продуктивной деятельности, в соответствии с данной возрастной группой;
  • ребенок имеет представления о способах получения и обмена информацией в современном обществе, о формах хранения информации;
  • ребенок способен использовать для составления рассказа смысловой рисунок, самостоятельно составленный «план в картинках», предметы –заместители.
  • родители проявляют интерес к диалогу с другими детьми; к книге, как к источнику информации; к совместному литературному творчеству, созданию своих книг;
  • родители активно принимают участие в реализации проекта;
  • воспитатели, специалисты повышают свою профессиональную компетентность, мотивацию и интерес к развитию связной речи посредством продуктивной деятельности.


Приложение 1.

Загадки для детей 4-5 лет по сказкам.

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба.)

В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок.)

Он сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело —
Быстро «Ам» его и съела.
(Колобок.)

Трудно бабушке и деду
Репу вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?
Отгадай-ка ты загадку.
(Мышка из сказки Репка.)

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Заюшкин а избушка.)

Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга.)

Колотил да колотил по тарелке носом —
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль.)

Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес.
(Буратино.)

Ах ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок золотой гребешок.)

По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра.
(По щучьему веленью)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
 (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Снегурочка.)

Он моторчиком жужжит
И над улицей кружит.
Он летит все выше, выше,
У него есть дом на крыше.
(Карлсон.)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...

педагогический проект "Страна сказок" (развитие речи детей через театрализацию сказок)

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, то они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом....

Интегрированная НОД в младшей группе по мотивам русских народных сказок "Путешествие по волшебной стране сказок"

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры...

Интерактивное занятие с пособием "Поляна сказок": «Путешествие Маши в стране сказок»

Преимущества пособия "Поляна сказок" : Предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста, как с нормальным речевым развитием, так и для детей с речевыми расстройствам...

Вечер сказок «Путешествие в страну сказок»

Вечер сказок «Путешествие в страну сказок»Цель: Создать у детей радостное настроение, высокий эмоциональный подъём.Задачи:Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.Формир...

Нетрадиционное занятие "Страна Сказок и страна Математики"

ull;Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет).•Упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1 и на 2.•Закреплять умение детей ори...