План по самообразованию
учебно-методический материал (младшая группа)

Минлигареева Татьяна Владимировна
План по самообразованию воспитателя Минлигареевой Т.В. 2023-2024 учебный год. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 86» города Оренбург.

             

 

 

 

 

 

 

План по самообразованию воспитателя  Минлигареевой Т.В. 2023-2024 учебный год.

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии» 

 

 

                                                       

                           

                                                       

                            

 

 

 

 

 

г. Оренбург, 2023 г.

Актуальность выбранной темы Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я решила использовать в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологии.  Я выбрала эту тему по самообразованию, так как эта она очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни наших воспитанников.  Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями, что  благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
  3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
  4. Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей младшего возраста.
  5. Содействовать нормализации речевой функции.
  6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность через нетрадиционные технологии.

 

п/п 

 

Срок  реализаци

и 

        Активная         форма

работы, тема 

Цель 

Ответст венные 

1

Сентябрь 1 неделя

 

 

  1. неделя

 

 

 

 

  1. неделя

 

 

 

Изучение методической литературы.

 

Игры с крупой.

 

 

 

 

Разучивание

        пальчиковой         игры

«Осень».

 

Расширять знания по

 

 

Познакомить видами круп гречневая, пшенная.

 

Развивать память.

теме.

        детей         с

– манная, рисовая,

внимание,

 

Воспита

тель

 

Воспита

тель

 

 

 

Воспита

тель

2

Октябрь 1 неделя

 

 

 

2-4 неделя

 

 

«Я – художник» рисование на манной крупе.

 

Составление картотеки «Самомассаж рук».

 

Развивать моторику рук.

 

 

Подобрать         и картотеку.

мелкую

оформить

 

Воспита

тель

 

 

Воспита

тель

3

Ноябрь 1 неделя

 

 

 

 

3 неделя

 

 

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи».

 

        Пальчиковый         театр

«Теремок»

 

Расширять родителей.

 

 

 

Развивать активность и моторику пальцев рук

знания

речевую мелкую

.

 

Воспита

тель

 

 

 

Воспита

тель

 

4

Декабрь

1 неделя

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

«Чудесный         мешочек» дидактическая игра.

 

 

«Весёлые ёжики» лепка.

 

Развивать умение узнавать на ощупь разные предметы, называть их.

 

Развивать мелкую моторику при помощи лепки, используя пластилин и спички.  

 

Воспита

тель

 

 

Воспита

тель

 

 

 

5

Январь 2 неделя

 

 

 

 

«Веселые шнурочки» дидактическая игра.

 

 

 

Развивать усидчивость, целеустремленность, мелкую моторику.

 

 

Воспита

тель

 

 

3 неделя

«Волшебные бусы» дидактическая игра.

Развивать         усидчивость, целеустремленность,

мелкую         моторику, фантазию.

Воспита

тель

6

Февраль 1 неделя

 

 

 

2 неделя

 

 

 

Разучивание

пальчиковой         игры:

«Ёлка».

 

Аппликация «Бусы на ёлку».

 

Развивать памя активность.

 

 

Упражнять чередовании цвету.

ть, речевую

детей в бусин по

 

Воспита

тель

 

 

Воспита

тель

7

Март

1-3 неделя

 

 

 

4 неделя

 

 

«Пуговичные узоры» дидактическая игра».

 

 

Пуговичный массаж.

 

Развивать мелкую моторику, память, внимание, воображение.

 

Стимулировать подвижность рук.

 

Воспита

тели

 

 

Воспита

тель

8

Апрель 1 неделя

 

 

 

 

3 неделя

 

«Филин» (нетрадиционное рисование).

Ладошковая живопись.

 

«Одуванчики»

аппликация         в

нетрадиционной

технике         с использованием ватных палочек.

 

Развивать мелкую моторику кистей рук.

 

 

 

Воспитывать у детей любознательность, интерес к аппликации, бережное отношение к природе.

 

Воспита

тель

 

 

 

Воспита

тель

9

Май 1 неделя

 

 

 

 

2 неделя

 

Рисование

праздничного салюта с использованием коктейльной трубочки.

 

Изготовление буклета  

«Пальчиковая гимнастика дома»

         

Развивать         правильное дыхание.

 

 

 

Рекомендовать родителям пальчиковые игры для развития речи ребенка.

 

Воспита

тель

 

 

 

Воспита

тель

 

 

 

 

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи».

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».    

              В. А. Сухомлинский      Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

     Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

     Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

     Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

     Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.      Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

 Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.      Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

     Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – ребёнок  изображает действия, затем читаете следующую строчку – ребёнок изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

     Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите детей даже за самые маленькие успехи.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

      Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

     Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

    Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

     При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.      Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

     Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.      Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

     Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами

индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

  1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  2. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
  3. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  5. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,
  6. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека массажа пальцев рук с детьми 3-4 лет

   Массаж кистей рук «Мышка»   Мышка маленькая в норке   Тихо грызла хлеба корку. (Поскрести ногтями по коленям.)   «Хрум, хрум!» - что за шум?

(Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)    Это мышка в норке

    Хлебные ест корки.

Потереть ладони друг о друга.

 

Массаж пальцев «Рукавицы» Вяжет бабушка Лисица  Всем лисятам рукавицы:

(Поочерёдно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.)

 Для лисёнка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисёнка Коли,

Для лисички Оли,

(Поочерёдный массаж пальцев левой руки, начиная с большого(при повторении массировать пальцы правой руки). А маленькие рукавички Для Наташеньки – лисички.

В рукавичках - да – да – да!- (Потереть ладони друг о друга.) Не замёрзнем никогда!

 

Массаж рук «Строим дом»

Целый день тук да тук,

(Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.)            Раздаётся звонкий стук.

(Похлопывание ладонью по правой руке.)

Молоточки стучат,

(Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.) Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

(Поколачивание кулачком по правой руке.) Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

(Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.)  Этот дом для зайчиков,

(Растирание кулачком правой руки.)

Этот дом для девочек,

(Быстро пробежаться пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.)

Этот дом для мальчиков.

(Пробежаться пальцами по правой руке.)

Вот какой хороший дом,

(Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу)

Как мы славно заживём,

(Погладить ладонью правую руку.)

Будем песни распевать,

(Скользящие хлопки ладоней друг о друга(тарелочки) Веселиться и плясать.

 

Массаж пальцев «Мухи»

На паркете восемь мух

(Соединить пальцы правой и левой руки постукивать подушечками.) Польку танцевали,

Увидали паука – В обморок упали.

(Разжать пальцы, расслабить кисти, резким движением опустить руки) Праздник завершается, Гости разъезжаются.

(Помахать кистью правой и левой раки.)

 

  Массаж (самомассаж) «Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5-й строчки — смена рук.

Поднял ушки бурундук. (мизинец)

Он в лесу услышал звук: (безымянный)

-Это что за громкий стук,(средний)

Тук да тук, тук да тук? (указательный)

-А пойдём, — сказал барсук, — (большой)

Сам увидишь этот трюк: (большой)

Это дятел сел на сук, (указательный)

И без крыльев, и без рук(средний)

Ищет он, где спрятан жук, —(безымянный)

Вот и слышен перестук! (мизинец)

 

 

 Упражнение «Колечки»

Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки: от большого до мизинца. Затем — смена рук. На каждую строку осуществляется надевание «колечка» на один палец.

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали, Улетев в какие дали, Холода пережидали.

— Что, пернатые, клевали?

Гнёзда где свои свивали?

Где вы яйца отложили?

Как вы бури пережили? Сколько вы в конце концов В гнёздах вывели птенцов?

 

Массаж пальцев «Поиграем» Один, два, три, четыре, пять!

(Поочерёдно загибать пальцы в кулачок.) Вышли зайки погулять.

Прыгают.

Зайки спрятались за ёлку.

(Приседают, закрывают лицо ладонями.) Нет ли здесь лисы иль волка? (Выглядывают из-за ладоней.) Один, два, три, четыре, пять! (Встают и хлопают в ладоши.) Можно весело играть.

(Прыгают или кружатся на месте.)

 

                Массаж пальцев «Считалка»

Я – зверёк, и ты – зверёк,

(Поочерёдно массировать пальцы на левой руке, начиная с большого.

При повторении считалки массировать пальцы на правой руке.) Я – мышонок, ты – хорёк, Ты хитёр, а я умён.

Кто умён, тот вышел вон.

 

Массаж пальцев «Праздник» Добрый доктор Айболит, Он мышонку говорит:

Дети поочерёдно массируют пальцы сначала на одной руке, при повторении – на другой. «Правила движения,  все, без исключения, знать должны зверюшки:

барсуки и хрюшки, зайцы и тигрята, мышата и котята».

Посмотрело солнце вниз –  Все на праздник собрались!

(Похлопать в ладоши.)

 

Массаж пальцев «Матрёшки

 

Мы – красавицы Матрёшки

(Прижимают ладони друг к другу и делают ими вращательные движения.)

Разноцветные одёжки.

Раз – Матрёна, два – Малаша, Мила – три, четыре – Маша, Маргарита – это пять.

(Поочерёдно массируют пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, при повторении – на другой.) Нас не трудно сосчитать: (Сжимать и разжимать пальцы.) Раз, два, три, четыре, пять!

(Поочерёдно загибать пальцы на руке.)

 

Массаж пальцев «Этот пальчик»

(Русская народная потешка)

(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца.)

«Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.

 

Массаж пальцев «Капли»

(Поднять ладошки вверх.)

«Стало солнце пригревать,

(Указательным пальцем правой руки ударять по ладони левой руки.)

Стали капельки стучать. Капля – раз, капля – два, Капли медленно сперва.

(Хлопать в ладоши.) Поскорее, поскорее, Все быстрее и быстрее. А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Поглаживание ладоней. Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!».

 

  Массаж для рук и ног «Себе помогаю» «Я в ладоши хлопаю, Хлопать в ладоши.

И ногами топаю. Топают ногами. Ручки разотру, Тепло сохраню.

Растирание ладоней. Ладошки, ладошки, Утюжки - недотрожки. Вы погладьте ручки, Чтоб играли лучше.

(Ладонью противоположной руки поглаживание предплечья и плеча.) Вы погладьте ножки, Чтобы бегали по дорожке.

(Поглаживание голени и бедра ладонями обеих рук».)

 

Массаж «Вышли детки погулять»

Погладим ладошки обеих рук, затем перебираем каждый пальчик сначала на одной руке, потом на другой. Начинаем с большого пальца, разминаем его между своими пальцами, массируем и говорим: Вышли детки погулять, Стали детки всех считать:

Раз – телёнок,

Два –козлёнок,

Три задиристый – утёнок,

А четыре – пёс Барбос, Пять – пушистый кот Матрос Буклет

 

Задачи пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками

-способствует овладению навыками мелкой моторики;  

  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность; - снимает тревожность.

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сорокубелобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи. 

В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.

Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности. 

 

 

 

Функции пальчиковой гимнастики

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

  • способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
  • активизируют речевые центры;
  • развивают внимание, память, воображение;
  • создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

Кроме         того,         специалистами-рефлексологами         отмечается         связь         между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца. Массирование точек на пальцах и ладонях благоприятно сказывается на работе  

 

 

 

 

 

пальчиковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...