Проект в старшей группе "Россия - Родина моя!"
проект (старшая группа)

Чистякова Татьяна Николаевна

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к семье, детскому саду, малой Родине, родному краю, своей стране. Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rossiya.docx305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 109 «Планета детства» г. Пензы

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/11/17/k_5dd17edb0dfc0/527386_1.png

      Воспитатель: Чистякова Т.Н.

   

Пенза 2022

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

В. Гудимов

Участники: воспитатели старшей группы, дети старшей группы компенсирующей направленности, их родители

Срок реализации: с 1 сентября по 31 сентября 2022 г.

Тип проекта: среднесрочный, познавательный

Актуальность: Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к семье, детскому саду, малой Родине, родному краю, своей стране. Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми. В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:

  • Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение

Отечеству;

  • Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к

людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость,

милосердие, честь, достоинство;

  • Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство,

гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода

совести и вероисповедания.

Таким образом, применительно к ребенку 5-6 лет, патриотизм определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.

Цель проекта: Формирование у детей представления о России, как о Родине; о ее государственных символах; о Москве, как о столице России; вызвать чувство гордости за свою страну. Воспитание любви к Родине, формирование патриотических чувств к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства; развитие толерантности.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о родной стране, родном городе.
  2. Вызвать интерес к истории своей страны; формировать интерес к прошлому и настоящему Миасса
  3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней;
  4. Знакомить с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна;
  5. Рассказать о людях, прославивших Россию, о том, что Россия – огромная многонациональная страна.
  6. Знакомство детей с географическим расположением города, природными ресурсами.
  7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город.

Этапы работы:

Подготовительный этап:

1.Обогащение предметно-развивающей среды в группе:

  • пополнение патриотического уголка папками-раскладками «Наша Родина - Россия», «Москва – столица нашей Родины», «Природа Челябинской области»; костюмы народов России; лэпбук «Россия»
  • организация выставки книг о России, Москве; русских народных сказок, поговорок и т.д. в книжном уголке.

2. Подготовка презентации о родном городе, презентация «Россия – наша Родина», «Россия – многонациональная страна»

3. Скачивание мелодии гимна.

Основной этап:

Направления работы

Мероприятия

Познавательное развитие

Беседы: «Наша Родина-Россия», «Москва-столица России». Просмотр мультфильма «Россия».

Рассматривание карт России.

Рассматривание фотографий о Москве.

Речевое развитие

Беседы: «Дом, в котором я живу», «Флаг России», «Герб России», «Русские богатыри».

Чтение художественной литературы

Сказки: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка» и др.

Стихи: З.Александрова «Родина», Я.Аким «Моя родня», Ф. Глинка «Москва», В. Борисов «Москва»,

П.Воронько «Лучше нет родного краю», А.Жигулин «О, Родина!», Исаковский «Поезжай за моря-океаны…», С. Михалков «Кремлевские звезды»;

Пословицы и поговорки о Родине; загадки о родном крае.

Изобразительная деятельность

Рисование «Моя любимая сказка»

Рисование «Дома на нашей улице»

Музыкальное развитие

Разучивание народных песен, частушек;

Прослушивание гимна России, Струве Г. «Моя Россия».

Игровая деятельность детей

Игровые ситуации «В нашем доме», «Улица».

Дидактические игры:

«Узнай наш флаг (герб)», «Символика России», «Костюмы народов России».

Подвижные игры:

«Гуси лебеди», «Горелки», «Заря-заряница», «Краски», «Пятнашки». «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», хороводная игра «Веночек», «Платочек».

Спортивная игра «Крепость и защита».

Пальчиковая гимнастика «Наш дом».

Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Москву», «Русская семья».

Работа с родителями

Выставка детско-родительских рисунков на тему:

«Моя Родина – Россия»

Оформление уголка для родителей на тему патриотического воспитания детей.

Итоговый этап:

Выставка детско-родительских рисунков «Моя Родина – Россия

Оформление уголка для родителей на тему патриотического воспитания детей.

Беседа «Моя Родина – Россия»

Россия – это огромная страна! Одна из самых больших в мире! Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде нужно ехать семь суток, а на самолёте лететь сутки.

Наша Родина!

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

 Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

 И упрочено трудом!

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Россия наша Родина. Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в нашей стране. Мы все – россияне, все горячо любим свою Родину.

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Какая наша Родина!

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для нас! (В. Боков)

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Что мы Родиной зовём?

То, что в сердце бережём,

И под небом синим, синим.

Флаг России над Кремлём.

– Я вам расскажу сказку о том, как природа выбирала цвет для флага.

Встретились снег, вода и солнце.

– «Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет», – сказал Снег. И на флаге появилась белая полоска.

Вода собрала своих друзей – моря, большие и малые реки, океаны, озера.

Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появился синий цвет.

Утром встало красное солнышко. «Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет», – сказало Солнышко. И третья полоска стала красной.

Так российский флаг стал трехцветным.

У России флаг трехцветный. По-другому называется триколор.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет – это вера, верность... Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Главная песня нашей страны. Ее исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. В каждом государстве есть главный город – столица. Столица России – Москва. О Москве сложено очень много стихотворений, пословиц, поговорок.

Москва – столица России

Москва – это Красная площадь ,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России, Которое любит тебя.

"Что же такое Московский Кремль? Это одновременно и простой и сложный вопрос. С одной стороны - это старинная величественная крепость красивыми сооружениями разных эпох. Но это не окаменелое прошлое. Это сердце не только Москвы, но и всей России.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколения.

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, друзья.

Город родимый,

родная квартира,

Бабушка, дедушка, садик,

котенок …и я.

Бабочка в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

Игры и задания на тему: «Моя Родина – Россия»

1.Игра «Подбери признаки» (не менее трех признаков):                                                                              Россия?(какая?) -…                                                                        

Город (какой?) – …                                                                                                                                                                                            

2. Игра « Подбери действия»  (не менее не менее трех действий):                                                                                                        

горожане (что делают) – …                                                                          

3. Игра «Назови ласково»:                                                                                  город – городок                                      Флаг -…                                                                                          

мост — …                                               магазин — ….                                                                                                                                                                                                   улица –                                                    дом — …                                                                                                                                                                                                                                                      4.  Игра «Один – много»:                                                                                                                                                                            город – города ;  вокзал — … ;   магазин — … ;   улица – … ;   горожанин - …  ; аптека — … ;   дом — … ;   парк — … ;   Флаг -…                                    

 5. Игра «Есть – нет»:                                                                                                                                                                                          город – города;      вокзал — … ;    магазин — … ;  улица – …;     горожанин -  …; аптека — …;   дом — … ;  парк — …;    житель — …

 6. Игра «Посчитай»:                                                                                                                                                                                                                          Один город, три…, пять…                                                                                                                                                                              Одна улица, три …, пять…                                                                                                                                                            7. Ответь на вопросы:                                                                        

В какой стране мы живём?                                                                                                                                                  Какой город является  главным городом России?                                                                                                                    Как ещё можно назвать главный город нашей страны?                                                                                                                                                              

8.Игра «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, а мы живущие в России- россияне.

В Италии живут –

В Англии –

В Испании –

В Америке –

 Во Франции –

 В Германии –

В Китае –

В Грузии –

9. Ответь на вопрос. Какие 3 отличительных символа есть у любой страны,

 в том числе и у России (гимн, герб, флаг)

Физкультминутки

Моя малая Родина

«Родина»

Нет на свете Родины красивей –             (шагают на месте)

Боевой страны богатырей.                      (изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.           (шагают на месте и широко                                                                         разводят руки)

Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка, 
Занимай свои места: 
Раз - присели, два - привстали. 
Руки кверху все подняли. 
Сели, встали, сели, встали 
Ванькой-встанькой словно стали. 
А потом пустились вскачь, 
Будто мой упругий мяч. 

Физкультминутка: «Ура!» 
Раз, два, три, четыре Руки в стороны и с силой к плечам. 
Будем всех сильнее в мире. Будем мир мы защищать, Поднимают прямые руки и скрещивают 
Будем маму обнимать. над головой. 
На носочки встанем, Поднимаются на носочках. 
Солнышко достанем. 
До пяти считаем, Приседают пять раз. Дружно приседаем. Ура! Кричат, подняв руки вверх. 
Физкультминутка: «Будем мир мы защищать» 
(выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. 
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. 
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. 
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. 
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. 
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом. 
Физкультминутка: «Мы военные» 
Мы станем все военными, Шагают на месте. 
Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через 
Будем в Армии служить, стороны. Будем Родину любить. Движения повторяются. 
Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль». 
Будем мир мы защищать! Шагают на месте.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

(тема «Россия – наша Родина»)

***

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

Пальчиковая гимнастика «Москва»

Город чудный, город древний (хлопок и кулачок)

Ты вместил в свои концы…. (хлопок и кулачок)

И посады и деревни, (по очереди сгибать пальцы)

И палаты и дворцы.

На твоих церквях старинных,

Вырастали дерева.

Глаз не схватит улиц длинных,

Это матушка Москва (разогнуть пальцы)

Стихотворения о Родине

Лучше нет родного края!

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля? 
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
(П. Воронько)

Родная земля!

Холмы, перелески,
Луга и поля — 
Родная, зелёная
Наша земля. 
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей — 
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)

Наша Родина!

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Какая наша Родина!

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят. 
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
(В. Боков)

Родина

Если скажут слово «родина», 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор... 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики, 
Где недавно был каток, 
И большой соседней фабрики 
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная, 
Золотая целина... 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна!
(З. Александрова)

Гой, ты, Русь, моя родная...

Гой ты, Русь моя родная, 
Хаты — в ризах образа... 
Не видать конца и края — 
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец, 
Я смотрю твои поля. 
А у низеньких околиц 
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом 
По церквам твой кроткий Спас, 
И гудит за коcогором 
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке 
На приволь зеленых лех, 
Мне навстречу, как сережки, 
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: 
«Кинь ты Русь, живи в раю!», 
Я скажу: «Не надо рая, 
Дайте родину мою». 
(С. Есенин)

Картотека пословиц о Родине

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

У народа один дом – Родина.

Нет сына без отчизны.

Родина – всем матерям мать.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

В своём доме и стены помогают.

Дома и стены помогают.

За морем теплее, а у нас светлее.

И пылинка родной земли – золото.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Дым отечества светлее чужого огня.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

На чужой стороне и весна не красна.

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если народ един, он непобедим.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Народное братство дороже всякого богатства.

Родину-мать учись защищать.

Герой – за Родину горой.

Главное в жизни – служить отчизне.

В бою за отчизну и смерть красна.

С родной земли умри, но не сходи.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Напоролись враги на русские штыки.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Русский солдат не знает преград.

Слава русского штыка не померкнет никогда.

Знает весь свет – твёрже русских нет.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова.

Москва всем городам мать.

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.


Дидактические игры на тему «Наша Родина – Россия»

Игра «Что рассказывает карта»

 Цель: закрепить умения детей «читать» карту

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о значении каждого цвета на карте (синий – море, зеленый – леса и т.д.) («Познавательное развитие»)

Ход игры:

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением моря, леса, гор, пустыни и просит показать, как они обозначены на карте.

 

Игра «Сложи из букв название нашей страны»

 Цель: закрепить знание детей о названии нашей Родины.

Задачи:

  1. Формирование первичных представлений о Родине, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. («Познавательное развитие»)
  2. Обучение детей элементам грамоты: закрепить знания о буквах, умение составлять из букв слова. («Речевое развитие»)

Ход игры: Воспитатель показывает картинку и рассказывает детям:

Ребята идут на праздник. В руках у них флажки с буквами, из которых должно получиться название нашей Родины. Помоги ребятам составить это слово из букв: Россия.

 

Игра «Разгадай ребус»

Цель: учить детей разгадывать ребус.

Задачи:

  1. Развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации, внимания и логического мышления («Познавательное развитие»).
  2. Формировать интерес к речевой деятельности («Речевое развитие»).
  3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками («Социально-коммуникативное развитие»).

Ход игры:

Назовите первый предмет. Напишите вместе с воспитателем название предмета. Далее, воспитатель объясняет, что количество запятых, показывает сколько надо убрать последних букв в слове и потом из оставшихся букв дети с воспитателем составляют слово «Россия».

 Игра «Отбери картинку»

Цель: закрепить знания детей о президенте России.

Задачи:

  1. Формировать умение детей находить среди руководителей других стран президента России, называть его фамилию и имя («Познавательное развитие»).
  2. Учить детей подбирать слова-действия к ответу на вопрос «Что делает президент России?» («Речевое развитие»).

Ход игры: Воспитатель рассказывает:

В детском саду есть заведующая, в школе – директор, у папы и мамы на работе – начальники.  В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах – это король, в других – королева, а в третьих – к примеру, султан. Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент.  Вот и у нас в России свой Президент. А теперь посмотри на картинки и скажи, где тут король, где царь, где султан, а где президент. Назови его имя, фамилию. Расскажи, что делает президент для России.

 Игра «Раскрась российский флаг»

Цель: закрепить знания детей о расположении последовательности цвета на российском флаге.

Задачи:

  1. Закрепить умение находить российский флаг среди флагов других стран. Развивать зрительное восприятие. Закреплять навыки количественного счёта. («Познавательное развитие»).
  2. Реализация самостоятельной изобразительной деятельности детей, умение детей закрашивать флаг,  не заходя за контуры предмета, соблюдая последовательность цвета каждой полосы флага. («Художественно-эстетическое развитие»)

 Игра «Найди и покажи флаг России»

Цель: закрепить знания детей о государственном символе России – флаге.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о том, что обозначают три цвета. Развивать умение находить российский флаг среди флагов других стран. («Познавательное развитие»).
  2. Учить детей рассказывать о значении каждого цвета флага. Развивать речевое творчество. Обогащать активный словарь детей. («Речевое развитие»).

 Ход игры:

Воспитатель показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг. Воспитатель просит рассказать, что обозначают каждый цвет флага.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

 

Музыкальная игра «Отгадай торжественную песню России»

 Цель: закрепить знания детей о государственном символе России – гимне.

Задачи:

  1. Учить детей узнавать гимн России, закрепить знания о том, что гимн – это торжественная, главная песня России. Знать поэта, который сочинил гимн (Сергей Михалков) («Познавательное развитие»).
  2.  Учить детей рассказывать о том, когда звучит гимн страны (на праздниках, важных событиях, на соревнованиях и т.п.); давать определение к слову гимн. («Речевое развитие»)
  3. Закрепить умение детей определять музыкальный жанр и характер песни гимна. («Художественно-эстетическое развитие»).

Материал: диск с записью гимна России.

 

 Игра «Покажи птицу, которая изображена на гербе России»

 Цель: закрепить знания детей о государственном символе России – гербе.

 Задачи:

  1. Учить детей находить птицу, которая изображена на гербе России («Познавательное развитие»).

История возникновения:

Однажды (это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост.  Мы, белки, живем почти во всх лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!». Тут вперед вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живете и ничего кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко  в небе летаем, с высоты  всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас  король птиц – орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево.  Он всегда знает, что в разных концах страны делается.  Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.

 Игра «Найди и покажи герб России»

 Задачи: развивать у детей умение находить Российский герб среди других гербов.

 А также, показывать герб своего города. («Познавательное развитие»)

  1. Учить детей рассказывать историю возникновения герба России (почему изображен орел с двумя головами, кто изображен в центре герба и почему, и т.д.) («Речевое развитие»).

 Игра «Найди и покажи герб России»

 Задачи: развивать у детей умение находить Российский герб среди других гербов.

 А также, показывать герб своего города. («Познавательное развитие»)

  1. Учить детей рассказывать историю возникновения герба России (почему изображен орел с двумя головами, кто изображен в центре герба и почему, и т.д.) («Речевое развитие»).

 Игра «Расскажи гостям о столице нашей Родины и её достопримечательностях»

 Цель: закрепить знания детей о главном городе столицы России – Москва.

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о том, что такое столица, о достопримечательностях Красной площади. Учить определять на иллюстрации местоположение сооружений относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. («Познавательное развитие»).
  2. Развитие речи как средство общения. Развитие связной речи детей. Обогащение активного словаря детей наречиями и определениями. («Речевое развитие»).
  3. Формирование в детях уважительного и доброжелательного отношения к гостям России. («Социально-коммуникативное развитие»).

 Игра «Найди и покажи, где находятся эти сооружения на Красной площади». «Кто быстрее найдёт сооружения на Красной площади»

 Цель: закрепить знания о сооружениях Красной площади.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о сооружениях Красной площади. Развивать зрительную память и быстроту реакции. Учить детей знать название сооружений Красной площади (Храм Василия Блаженного, Мавзолей В. И. Ленина, Сенатская башня, Спасская башня) («Познавательное развитие»).

 Игра «Народы России»

Цель: закрепить знания детей о том, что Россия – страна многонациональная, воспитать в них чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о национальностях России, чем они отличаются друг от друга (цветом кожи, формой глаз, обычаями). Знать и называть несколько национальностей России. («Познавательное развитие»).
  2. Учить детей описывать национальный костюм народов России. Развивать речевое творчество. («Речевое развитие»).

Ход игры:

Воспитатель читает детям стихотворение и просит детей выбрать и показать национальность, которую услышал в стихотворении. Описать его национальный костюм. Также воспитатель просит детей рассказать, чем отличаются люди разных национальностей.

А у нас в стране живут

Русский, коми и якут,

И нанаец, и мордвин,

И калмык, и осетин,

И тувинец, и бурят –

Все они дружить хотят!

Кабардинец и чуваш,

В хоровод вставайте наш!

Адыгеец и хакас,

Вместе пустимся мы в пляс!

И татарин, и башкир –

Все за счастье, все за мир!

Игра «Угадай, кому какая вещь принадлежит»

 Задачи: Учить детей находить элементы одежды и других предметов к национальным костюмам народов России. Развивать внимание. («Познавательное развитие»).

Ход игры:

Детям предлагаются куклы в национальных костюмах и карточки с изображением вещей.  Предлагает ребёнку угадать, кому какая вещь принадлежит.

 Игра «Отгадай три важных слова»

 Задачи:

  1.  Учить выделять звуки из слов, обозначать звуки буквами. («Речевое развитие»).
  2. Закрепить знания порядкового счета. Учить отгадывать ребусы. («Познавательное развитие»).

Ход игры:

Составь, пожалуйста, и запиши три очень важных слова. Посмотри на картинки: из каждого слова, которое они обозначают, надо взять по одной букве – первую, вторую или третью (смотри на цифры под картинками) – и из этих букв составить слова.

 

 

Итог: в процессе реализации проекта дети рассуждали о том, что такое Родина, знакомились с историей нашей страны и узнавали о том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена.

Беседа с детьми на тему:

«Русский народный костюм – хранитель истории».

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0544/00000543-ac9e182c/img7.jpg

Цель: 

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

2.  Дать представление о костюме, как об элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

3.  Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.

Русский народный костюм - хранитель истории. 

- Сегодня мы отправимся с вами в историю русской одежды. А встречает нас девица - красавица! (Выходит девочка, облаченная в русский народный костюм)

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем  мы растить     невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

- Ребята, где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? (в музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках)

Теперь садитесь поудобнее, сейчас мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.

- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда?  (демонстрационный материал, на котором изображены русские рубашки.) 

- Чем рубашки отличаются друг от друга? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой? (длинная и короткая, женская и мужская).

Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубашка. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубашка доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с  поясом.

Женская рубашка отличалась от мужской длиной, она доходила до щиколотки,  шилась из льняных тканей и украшалась вышивкой.  Носили рубашку с нешироким поясом.

- А что же еще носили с рубашкой?

Поверх рубашки  замужние женщины обычно надевали понёву – юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поневы женщин-крестьянок Воронежской губернии были самыми красочными из всех. Они были в клетку, размер которой указывал много или мало земли имеют крестьяне в селе. Поверх понёвы повязывали передник – одежда, которая защищала перед платья от грязи во время работ. Как мы узнали, передник тоже немаловажная часть женского костюма.                    

- Как вы думаете, почему передник именно так называется? (потому что надевается спереди).

А вот красивый и удобный наряд – сарафан.  Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан-это распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии, одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя душегрея более длинная, на зиму же шили утепленную,  и более короткую.

- А что же носили мужчины?

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся книзу и доходящие до щиколоток. В Воронежской губернии, например,  порты были синего цвета, в полоску.

 - А для чего нужен был кушак? Кушак был тоже обязательной частью костюма, а не просто аксессуар. Кушак или пояс – это лента, шнур, ремень для завязывания по талии. Он оберегал хозяина, так как  обычно изготавливался только индивидуально, преимущественно для близких людей, украшался вышивкой, которая носила определенный смысл оберега. К нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун – это русский крестьянский кафтан из грубого, толстого сукна. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.

- Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп). Кафтан – это старинная мужская долгополая верхняя одежда. Его надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носили  все: и мужчины, и женщины, и дети.

Два сапога – пара, и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.

- Какая еще обувь вам знакома? (лапти, валенки)

« В дорогу идти - пять пар плети»,- говорили в народе, ведь носились лапти очень не долго. Почему?

- О чем эта загадка?

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! (колпак)

 Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и мальчики, и при встрече было принято снимать головной убор.

- А как называется фуражка с козырьком? (картуз)

- Что вы можете рассказать о женском головном уборе?

Во  внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными  в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.

«По одежке встречают!»  По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все.  Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.

Ценилась одежда в старину очень высоко, потому что она всегда была сшита на заказ, по индивидуальным меркам, не шаблонно. Ткань была дорогой, не было промышленных масштабов ее изготовления, ткань очень трудно доставалась. Поэтому одежду берегли, многократно чинили.

Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках, так как в них был особый микроклимат, который подходил для хранения. Одежда переходила по наследству из поколения в поколение и являлась предметом богатства дома. Некоторую одежду, сшитую из дорогих тканей, доставали лишь по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм в старину был показным.

 По степени изношенности одежду разделяли на  ветшалое  платье (старое, изношенное), вседневное (повседневное - на каждый день) и лучшее (нарядное).

- Как вы думаете, что значит чинили? (исправлять, делать одежду годной к носке)

Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Чинить означало привести одежду в порядок, почистить, поштопать, а если необходимо, то постирать.

- Как вы думаете, где и как стирали белье? (корыто, кадка).

Стиральных машин тогда не было. Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось. Затем складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а после этого полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.

На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубелем называли катальную палку, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубель - два неразлучных друга.

- Давайте отгадаем загадку и перейдем к следующему приспособлению для глажения белья:

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход:

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать. (утюг)

Утюги появились  позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был полностью из чугуна или бронзы, и разогревался на открытом огне.

- Давайте покажем, как стирали и гладили белье.

Имитация движений   «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили).   

- Ребята, отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!

Из лыка свито дырявое корыто. (лапти)

Дуйся не дуйся, а через голову суйся. (рубаха)

По дороге шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл. (порты)

Надену - ободом сведет, сниму - змеёю упадет. (пояс)

Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?»

- Давайте сравним рубаху с рубашкой, народный сарафан и современный.

Пословица - недаром молвится. Не поносишь старого – не носить и нового! Как вы ее понимаете?

Беседа «Богатыри земли русской»

Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

  • Дать детям представление об отдельных эпизодах истории страны.
  • Развивать интерес к героическому прошлому русского народа, её великих, могучих богатырях – защитниках земли Русской.
  • Познакомить с понятием «богатырь», какими качествами они обладали.
  • Познакомить детей одеждой (доспехами) и оружием богатырей.
  • Формировать коммуникативные навыки детей, умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую речь, расширять словарный запас детей.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

   Словарь: Богатырь, кольчуга, шлем, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава - палица, копьё, топор,  лук и стрелы, ножи,кинжал.

Материалы: Песни про богатырей, раскраски «Богатыри», карта России, мультимедиа, презентация «Богатыри земли Русской», книга с былинами.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Звучит музыка русская народная.)

       -Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами живём. Как можно одним словом назвать всех людей живущих в России? (подходят к карте России).

       -Много разных стран на Земле, но для нас Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная, как отец и мать.

       -Посмотрите, какая она, Родина  Россия? (Наводящие вопросы (в случае затруднения)).  

       -Как вы думаете, что нарисовано зеленым цветом, коричневым,  голубым?

Россия самая большая страна в мире. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса.

      - Но когда-то, давным  -  давно она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.  

       -Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

    - Кто защитит народ от врага лютого? Кто сохранит Русь  великую?

     - Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами.. Жили среди  русичей  богатыри - защитники нашей Родины в древности. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины, прословляющие  удаль и силу богатырскую.  Былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин являлся народ. Они не имеют авторов, как художественные произведения. В былинах говорится  о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов.

    -  Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

     - В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

   - Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

        - Кто же такие богатыри? Мы  с вами узнаем, только для этого нужно попасть в прошлое, а поможет нам волшебный экран. Усаживайтесь поудобнее.

Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю,
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!

С кем только не приходилось сражаться богатырям русским.  С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем, с татарами.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Кто же они, герои народных былин?

Интересная на нем одежда, и незнакома нам.  Вот посмотрите это кольчуга . Это железная одежда из металлических колец в бою надежно защищает от копья. Шлем  (железная шапка)служит для того что бы оберегать голову то ран в бою. А это древние русские щиты. Щиты делали круглые из железа .Это колючее оружие называется сулица. Это  кистень -он очень прост металлическая гирька на цепи которая наматывается на руку или крепится на палке .Вот каким оружием воевали русские воины на Руси.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков:

(Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,

(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

-  Собираясь, на подвиг ратный, богатыри просили благословения у отца, и матери. Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву.

       -  В древней Руси родовым деревом считался дуб. Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков.

Физкультминутка:

1,2,3 – Мы теперь богатыри

Руки вверх мы поднимаем

На заставу мы шагаем       

Богатырская застава

Смотрит влево, смотрит вправо .

Ни в морях,   

 Ни в небесах  

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу   

Пусть уходит враг с дороги…

Вот и познакомились мы с русскими богатырями.  

Понравился вам рассказ о богатырях?

Какие были русские богатыри?

Кого мы можем назвать богатырём?

Ребята, а как вы думаете, в наше время существуют богатыри?

Что необходимо делать для того чтобы стать богатырём?

Конспект занятия

по художественно- эстетическому развитию

в старшей группе компенсирующей направленности

на тему «Моя Родина — Россия»

Задачи:

Образовательные: закреплять знания о природе страны, продолжать учить отражать в рисунке красоту своего края, всей России: пейзажи, сюжеты.

Развивающие: развивать творческие способности, воображение, память.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство любви к Родине и интерес к красоте природы, которая нас окружает.

Материал: Физическая карта России, иллюстрации с символикой; иллюстрации с изображением природы России; белые листы, цветные и простые карандаши, ластики.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: читает отрывок из стихотворения Н. Забилы «Наша Родина»:

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

2. Основная часть.  Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с видами своего края и с изображением природы России, карту России, символику, которые она выставляет на доску по ходу своей беседы. Ребята, мы с вами живем в большой стране. Как она называется? (ответы детей). В России много городов. А еще в России очень красивая природа: моря, леса, реки, горы, степи. Рассуждает с детьми о том, на какой территории все это может находиться и подводит к выводу о том, что наша страна очень большая.

Вопросы детям: Где мы живем? Что интересного в нашем крае? Что вам больше всего нравится в своем городе? Какие интересные события можете вспомнить в вашей жизни? Где мы видим на прогулке? и т. д.

3. Игра: «Угадай по цвету»

Воспитатель, показывая цветные карточки, просит детей сказать, что означает данный цвет на карте: голубой – моря, реки; зеленый – лес; коричневый – горы; темно желтый и желтый – степи, пустыни.

4. Физкультминутка

 Раз - подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

 (Интернет-источник)

5. Рисование по замыслу.

Воспитатель: Предлагает детям нарисовать природу своей страны: пейзажи, сюжеты и т. д. Уточняет представление детей о том, что все сюжеты могут быть связаны между собой.

Воспитатель в процессе рисования контролирует, напоминает о распределении своего замысла и сюжета по всему листу.

6. Рефлексия.

-Что мы сегодня узнали?

-Чем мы сегодня занимались?

-Что вам больше всего понравилось?

7. Выставка творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект для старшей группы "Защитники Родины"

Тема«Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень актуальна и сложна....

Проект для старшей группы "Россия-Родина моя"

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства  патриотизма любви к малой Родине, через пр...

Педагогический проект в старшей группе "Моя малая Родина"

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь  к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источник...

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста...

Проект "С чего начинается Родина" по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение ПРОЕКТ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»Патриотическое воспитание  детейстаршего дошкольного возраста Разработала:воспитатель ...

Проект в старшей группе "Родина моя - Краснодарский край!"

Проект в старшей группе "Родина моя - Краснодарский край!"...