«Наш дом – природа»
рабочая программа (подготовительная группа)

Петрова Ирина Валерьевна

Кружок «Наш дом – природа»  имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.   Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_eeologiya.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 «Северяночка»

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете

Протокол №______

от _____________202    г.

Заведующий

МБДОУ ДС№56 «Северяночка»

________________ Т.В. Ревкова

Приказ № ____ от _______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружок дополнительного образования по

Экологическому воспитанию

Для детей 6-7лет

«Наш дом – природа»

Подготовила: Петрова И.В.

г. Нижневартовск

1.Содержание

Наименование

Страницы

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель

5

2

Содержательный раздел

6

1.2

Учебный план

6

2.2

 Учебно-тематический план

8

3

Организационный раздел

27

3.1

 Оценочные материалы

28

3.2

Методическое обеспечение

28

4

Список используемой литературы

30

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

Кружок «Наш дом – природа»  имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.   Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

 Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

 В основу содержания кружка легла образовательная (парциальная) программа С. Н. Николаевой «Юный  эколог»,  которая   предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Новизна  программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.

Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:

 -принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";

 - принцип развивающего характера обучения;

- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

Адресат программы: воспитанники старшей группы(5-6 лет)

Организация деятельности  и режим экологического кружка

 Кружок проводится 2 раз в неделю – вторник, четверг, 8 раза в месяц во второй половине дня в 15.00 – 15.30 ч. продолжительностью  30 минут.

Формы организации работы кружка:

 С детьми:

 Групповые занятия

 Экскурсии

 Выставки, конкурсы

  Просмотр мультимедийных презентаций

С родителями:

 Консультации

 Мастер – классы

 Конкурсы, выставки

 Информация на сайте

С педагогами:

 Консультации

 Мастер – классы

 Семинары для педагогов

Формы проведения:

 - игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

 -экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

 Методы проведения:

 -рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

 -труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

Срок освоения программы: один год.

1.2. Цель кружковой работы:

развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Задачи:        

Образовательные:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения
  • формировать освоение экологических представлений
  • развивать познавательные умения
  • накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
  • научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
  • воспитывать в детях уверенность в своих силах.

II. Содержательный раздел

2.1. Учебный план

№ п/п

Тематика

Общее количество учебных  часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории парка

2

1

1

3.

Куда исчезают насекомые?

2

1

4.

Что нам осень принесла?

2

1

1

5.

Вырастим цветок

2

1

1

6.

Участок детского сада

2

1

1

7.

Осенние хлопоты человека

2

1

8.

Где живут дикие животные?

2

1

9.

Жизнь домашних животных

2

1

10.

Дорога к доброму здоровью

2

1

11.

Какие разные деревья

2

1

12.

Хвойные деревья: сосна

2

1

1

13.

Птицы

2

1

14.

Как узнать птиц

2

1

1

15.

Волшебница-зима

2

1

16.

Комнатные растения

2

1

1

17.

Человек-живой организм

2

1

18.

Органы дыхания человека

2

1

1

19.

Кто такие рыбы?

2

1

20.

Весна-красна

2

1

1

21.

Для чего нужна Красная книга?

2

1

22.

Зеленая аптека

2

1

1

23.

Кто такие насекомые?

2

1

24.

Лес - многоэтажный дом. Наблюдение за деревьями

2

1

1

25.

Земля-наш общий дом

2

1

26.

Экологическая тропинка

2

1

1

27.

Кто больше всего радуется весне?

2

1

1

28.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого занятий за год

72

28

15

2.2.  Учебно-тематический план

Меся

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

«Мы друзья природы»

Закрепить знания о правилах поведения на природе.

 Учить доброму и бережному отношению к природе.

Рассматривание иллюстраций

«Что хорошо,что плохо»

Наблюдения за живой и неживой природой
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
«Разложи правильно»..
-Беседа "Юные друзья природы"
-Пальчиковая гимнастика "Осенние листочки»

«Наш дом – природа»-

экскурсия по экологической тропе.

 

Формировать у детей

представление о том, что в природе всё взаимосвязано,

создание у детей радостного настроения , воспитание

любви к природе

Объекты экологической

тропы

«Как вести себя в природе»

Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе.  Верно оценивать свои поступки и  поступки окружающих, знакомить детей с экологическими знаками

Презентация «Правила поведения в природе»

Экологические знаки

«Путешествие в страну под названием осень»

Закрепить представления детей об осени, и  её признаках.

Развить познавательный интерес к окружающей нас природе.

Воспитать любовь к окружающей нас природе.

1. Чтение

стихотворения «Осень»;

2. Беседа о

сезонных изменениях, которые бывают в окружающей нас природе.

«Гуляем в осеннем парке»

(беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях

Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Рассматривание иллюстраций «Парк осенью»
-Лепка "Деревья и кустарники»
-Опыт "Тепло - холодно"
Беседа об осени.

–Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.

– Чтение художественной литературы.

–Рассматривание почвы на клумбе.

«Ознакомление детей с

почвенным слоем»

Уточнить представления детей о почве как о верхнем слое земли: под названием «живая земля».

Объяснить детям - почему ни в коем случае нельзя загрязнять почву.

Воспитать детей к бережному отношению к окружающей нас природе.

1. Просмотр

развивающего мультфильма «География для самых маленьких»;

2. Беседа с детьми  «почему нельзя

загрязнять почву».

«Рассказ о том из чего

состоят фрукты»

Укрепить знания детей об овощах и о фруктах.

Уточнить знания  детей об уходе за овощами и фруктами.

Развить в детях

трудолюбие.

Наполнить словарный запас детей словами, обозначающими овощи, фрукты и трудовые действия.

1. Беседа с детьми  «Что

растет на грядке?»;

2. Развивающая дидактическая

игра

«Собираем урожай».

«В чем польза ягод»

Развить у детей:

-  познавательную

активность в процессе развития представлений о ягодах; о правилах их сбора, хранения и применения.

-  экологическое мышление

в процессе

исследовательской деятельности, творческое воображение.

-  пополнение

словарного запаса детей, словами обозначающими ягоды.

1. Беседа с детьми о ягодах, о их пользе для организма

Человека;

2. Просмотр

презентации о

съедобных и

несъедобных ягодах;

3. Разучивание

стихотворений.

Октябрь

«Почему лес

является живым домом»

Дать представление о том, кто живет в лесу и что там растет.

Различать 2-3 вида деревьев и кустарников.

Уточнить сезонные

изменения в жизни

растений.

Воспитать у детей любовь к окружающей нас природе.

1. Что такое лес?;

2. Рассказ о том, кто живет в лесу и что там растет;

3.Рассматривание иллюстраций «Лесные

животные»;

4. Составление

гербария из лесных растений.

Откуда пришел хлеб?

- уточнить представления детей о хлебе;

- продолжать обогащать представление детей о профессиях (пекарь);

- развить

любознательность детей, к стремлению

исследовательской деятельности;

- развить мышление,

мелкую моторику,

восприятие величины,

цвета, формы;

- обогатить словарь; тренировать в

согласовании сущ. с прил., в

классификации предметов;

- воспитать бережное

отношение к хлебу, умение дорожить им;

- воспитать уважение к

труду;

- воспитать умение

участвовать в совместных играх.

1. Просмотр

презентации «Откуда берется

хлеб?»;

2. Изучение

пальчиковой гимнастики «Украшаем

каравай»;

3. Развивающаяся дидактическая

игра - лепка из соленого теста.

Как устроен человек и его организм в целом?

Подвести к осознанию себя как живого существа,

которое имеет свои

особенности и

потребности.

Развить представление

детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

1.Разобрать энциклопедию «Тело человека»;

2. Рассказ

воспитателя о

некоторых важных органах человека;

3. Беседа «Что

полезно и вредно для человека».

«Дорога к доброму здоровью»

Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам.

Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены»

– Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом)

«Вода вокруг нас» (вода в

природе, водоемы, осадки)

Обобщить, уточнить знания

детей о воде: течёт, без цвета,

без запаха. Обратить внимание

детей на значение воды в

нашей жизни, показать, где, в

каком виде существует вода в

окружающей среде.

Глобус, иллюстрации с

изображением различных

водоёмов

Эта волшебница вода»

(разнообразное состояние

воды в природе: лед, пар)

Познакомить детей с

различными природными

явлениями (дождь, роса, снег,иней и т.д.) показать

разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек,

дождя.

Загадки о воде и

её состоянии.

«Ходит капелька по кругу»

(Круговорот воды в природе)

дать детям первые

элементарные знания о

круговороте воды в природе.

Мисочки для воды,

план – схема «Круговорот

воды в природе»

«Узнаем, какая вода»-  опыты и эксперименты

Выявить свойства воды:

прозрачная , без запаха , без вкуса

Наборы для

экспериментирования, лабораторная посуда

Ноябрь

«Жизнь домашних животных»

Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

Видеофильм »Жизнь домашних животных»
-Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.

– Чтение художественной литературы.

– Беседы о кроликах и утках.

– Рассматривание схемы-модели «Животные».

Для чего

нужны домашние животные?

Сформировать у детей

обобщенные представления о домашних животных: как за ними необходимо

ухаживать, какую пользу

они приносят, какие условия необходимы им для жизни.

1. Рассматривание

иллюстрации из

серии детских

книжек с

изображением домашних животных и их детенышей.;

2. Подвижная увлекательная игра «Кот и мыши»;

3. Развивающаяся дидактическая  игра «На нашем дворе»;

4. Изготовление

модели из бумаги “Домашние животные”.

Как и где живут дикие животные?

Продолжать формировать знания о лесных животных.

Развить у детей

представления о

последовательности событий в жизни лесных зверей.

1. Чтение

стихотворений,

творческие задания;

2. Подвижная увлекательная игра

«Зайцы и волк»;

Беседа.

Где обедал воробей?

Сформировать представление детей о

приспособлении животных к жизни в природных

условиях.

Обозначить закон

природы: все животные

живут в тех местах, к

которым они

приспособлены.

1. Просмотр

видеофильма «Животные севера»;

3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу»

Кто живёт на птичьем дворе?

Расширить представления о домашних птицах и их детенышах (названия,

особенности внешнего вида, способы передвижения,

издаваемые звуки);

обогащение, закрепление и активизация словаря по теме;

образование  существительных множественного числа;

учить оставлять небольшой рассказ о домашней птице с опорой на схему;

математические представления: вверху,

внизу;

развивать слуховое и

зрительное внимание,

память;

воспитывать любовь

и  заботливое отношение к домашним птицам;

учить внимательно, слушать собеседника.

1. Рассматривание иллюстраций с

домашними птицами.

- Чтение сказки

«Курочка Ряба»;

- Развлекательная Игра «Угадай, кто кричит» (голоса домашних птиц);

2. Что умеют птицы;

3. Пальчиковая

гимнастика «Приготовим корм птицам».

 «Воздух вокруг нас,

свойства воздуха. Ветер –

движение воздуха.

Дать представление о воздухе

как материальной среде, и о

ветре как движении воздуха

Воздушные шарики,

стаканчики с мыльной водой и соломинки.

Чистый и загрязнённый

воздух.

Дать детям элементарные

представления об источниках

загрязнения воздуха, о

значении чистого воздуха для

нашего здоровья, о некоторых

правилах экологической

безопасности.

Пылесос, картинки с

изображение автомобилей,

заводов с трубами.

Презентация о загрязнении воздуха «Экологическая тревога»

Декабрь

«Какие разные деревья»

Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы

Рассказ  Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Диафильм "Деревья»",
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди листок к дереву".

 «Хвойные деревья: сосна»

 Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

– Рассматривание иллюстраций.

– Разучивание стихов и чтение рассказов.

Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что, где зреет"

« Птицы»

Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

- Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.»

-Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание схемы-модели «Птицы».

– Отгадывание загадок.

«Как узнать птиц»

Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле; способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

– Изготовление кормушек и вынос их на участок.

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

– Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Отгадывание загадок 
-Дидактические игры:
"Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Игра "Птички-невелички"

Как помочь птицам зимой?

Учить распознавать

зимующих птиц по

внешнему облику,

поведению, издаваемым

звукам.

Показать сезонные

изменения в жизни птиц.

Закрепить названия

зимующих птиц.

Воспитать любовь и

заботливое отношение к

птицам.

1. Рассмотреть

иллюстрации «Зимующие птицы»;

2. Рассказ о жизни птиц зимой;

3. Беседа «Чем мы можем помочь

птицам».

Для чего  и кому нужна

зима?

 Растения в

зимний период.

Углубить знания детей о сезонных изменениях в окружающей нас природе, зависимость

изменений в живой

природе от изменений в неживой природе.

Развить познавательную

активность детей.

Закрепить разнообразие

видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Объяснить

детям, почему растениям под

снегом теплее.

1. Рассмотреть

иллюстрацию зимнего пейзажа;

2. Беседа «Для чего растениям нужен  снег»;

3. Наблюдение за

деревьями.

Что такое новый год? «Ёлочка -

красавица»

Расширить представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитать

бережное отношение к

растениям, стремление

заботиться о них.

Дать понятие - хвойные деревья;

2. Беседа о сосне;

3. Рассмотреть

шишки

(внести в

познавательно – исследовательский уголок).

Ледовый городок.

Уточнить и закрепить

знания детей о зимних

явлениях в неживой

природе.

Развить

способность анализировать и обобщать.

1. Дать определение понятию - зимние явления;

2. Беседа с детьми «Если на улице

сильный мороз»;

3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы.

Январь

 «Волшебница- зима»

Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой.

Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы.

Прослушивание стихов и музыки о волшебнице-зиме

Путешествие  в зимний лес

Сформировать представление детей о

жизни животных в

зимний период. Учить

распознавать следы лесных обитателей на снегу

Воспитать любовь и

сочувствие к животным.

1. Рассмотреть

иллюстрации «Лесные животные»;

2. Рассказать о

жизни диких

животных в лесу (чем они питаются зимой, способы их передвижения, места обитания);

3. Просмотр

презентации «Следы

лесных обитателей на снегу».

Наблюдения за снегом

Сформировать представление детей о

свойствах снега, от чего они меняются.

Вспомнить о защитных

свойствах снега.

1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег обычно в

солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под

ногами? и т.д.);

2. Беседа о

защитных свойствах снега.

Вода вокруг

нас

Сформировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в

окружающей среде.

Воспитать бережное

отношение к воде.

1. Показ слайдов

«Вода в

окружающей среде;

2. Рассказать о

значениях воды в нашей жизни, о

необходимости бережного

отношения к ней.

«Комнатные растения»

Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

 

Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате.

– Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями.

Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого растения не стало"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями

Части растений.

Формировать представления

детей о том, что у растений

есть корень, стебель, листья,

цветы и какое значение они

имеют для растений.

Демонстрационный

материал из серии

«Знакомство с окружающим

миром», гербарий растений

А.И.Иванова

«Мир растений»

Февраль

Человек - живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека

Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

«Органы дыхания человека»

Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье

. Беседа «Для чего нужен нос»

Упражнение на дыхание.

Демонстрация опыта

Игра «Чей кораблик дальше»

Беседа о носовом платке

Игра «Что полезно»

Мы идём в продуктовый магазин

Сформировать понятие о важности правильного

питания;

- дать представление о полезной и вредной пище;

- создать благоприятный эмоциональный фон в детской группе,

- развивать способности двигаться в разном темпе в соответствии с характером музыки,

- развивать зрительные, слуховые и вкусовые анализаторы, внимание, мышление.

- активизировать речь, закреплять умение вести диалог, отвечать на вопросы развернутым высказыванием.

1. Беседы с детьми о пользе фруктов и овощей;

2. Чтение

произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»,

А. Барто «Девочка

чумазая»;

3. Участие детей в

различных формах

физкультурно оздоровительной деятельности (утренняя

гимнастика, гимнастика

пробуждения, подвижные

игры, физкультурные досуги и др.).

Волшебная льдинка (опыт)

Познакомить детей с понятием – лёд.

Сформировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов.

Воспитать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.

1. Чтение русской народной сказки

«Снегурочка»;

2. Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками;

2. Рассматривание

снежинок через

лупу.

Развлечение

«Русская березка»

Сформировать представления у детей о русской березе.

Расширить знания об охране природы.

Воспитать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Активизировать словарь детей: красивая,

белоствольная.

1. Оборудование:

Синяя ткань; две корзинки: красная и зеленая; звуки леса, птиц, дождя,

радостная мелодия;

2. Рассмотрение

картинок с

изображением: ежик, лес, солнце, небо, цветок,

снежинка, муравей, рыбка фиолетовая (картон серый,

зеленый, желтый,

синий, красный,

белый, коричневый, фиолетовый).

Март

 «Весна- красна»

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры: "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"

Весенние явления в неживой

природе

Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.

1. Рассмотреть

иллюстрацию «Весна»;

2. Беседа «Признаки весны»;

3. Сравнение

признаков

зимы и весны.

Глина и земля

Познакомить детей с природными материалами - земля, глина.

Учить сравнивать землю и глину.

1. Рассказ о

свойствах земли и глины. Как

используются эти природные материалы;

2. Рассмотреть

землю и глину. Различие между ними.

3. Совместно с

детьми посадить в землю цветок

(комнатное растение).

Наблюдение за ним.

Песок и глина.

Закрепить знания о

минералах: песок, глина.

Глина, песок, банка с водой,2-3

гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения

Ваза с яблоками

Продолжать знакомить

детей со свойствами глины.

Сформировать представление о её

использовании.

1. Беседа о

свойствах глины;

2. Просмотр

иллюстраций

«Глиняные изделия»;

3. Лепка из глины «Ваза с яблоками» (коллективная работа).

Лаборатория добрых дел

Сформировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей;

1. Беседы о

природных

явлениях, катастрофах (землетрясения, вулканы,

смерчи, ураганы,

наводнения); опыты с водой,

воздухом; чтение

познавательной литературы; беседы о добре и зле.

Воздух

Сформировать знания о свойствах воздуха и способами его

обнаружения.

Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развить

познавательную активность в процессе экспериментирования.

Сформировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы.

Воспитать бережное отношение к окружающей среде.

1. Познакомить

детей со свойством

воздуха,

способами его

обнаружения;

2. Рассказ

«Значение воздуха в жизни всего живого;

3. Игра с

экспериментом -  

«Дуем - играем».

Апрель

Огород на окошке

Показать зависимость роста растений от условий.

Закрепить представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле.

Воспитать ответственность за загрязнение

окружающей среды.

1. Беседа «Что

нужно растению?»;

2. Посадить лук,

петрушку;

3. Наблюдение и

уход за растениями.

Зачем нужны комнатные растения?

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни.

Познакомить с новыми

растениями.

Научить узнавать и

называть части растения (корень, стебель, лист, цветок).

Воспитать интерес к

исследовательской деятельности.

Поощрять желание

ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

1. Увлекательная

Игра «Найди

растение», физкультминутка «Цветы»;

2. Развивающая

игра «За каким

растением спрятался Заяц?»;

3. Эксперимент:

«Что нужно

растениям для их роста».

Как просыпается природа?

Совершенствовать знания о перелетных птицах.

 Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.

1. Рассмотреть

иллюстрации птиц

и вспомнить их

названия;

2. Загадать загадки про птиц;

3. Игра с детьми

бумажными

птицами.

Растения весной

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава.

Уточнить и расширить знания

детей о разнообразии видов

растений в природе.

Закрепить знание названий

растений.

Развить способности анализировать и сравнивать: дерево - куст, куст - трава.

Воспитать эстетическое отношение к растениям.

1. Наблюдение за

Деревьями;

2. Вспомнить

названия

некоторых деревьев и кустарников;

3. Работа с

календарём природы.

«Зеленая аптека»

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Загадывание загадок о лекарственных растениях

Дидактическая игра «Айболит»

Беседа «Правила сбора лекарственных растений»

Наблюдение за деревьями

Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).Воспитывать эстетические чувства.

Раскрась предметы живой и неживой природы"
" Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что, где зреет"

  «Кто такие насекомые?»

 

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

 

Видеофильм «Жизнь весной»

Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний «

-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам

Май

В чем польза насекомых?

Сформировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках

(капустница, крапивница).

На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек.

Показать пользу насекомых. Воспитать интерес и доброе отношение к насекомым.

1. Рассмотреть

Иллюстрации о

Насекомых;

2. Рассказ о том, какую пользу

приносят насекомые;

3. Рисование

цветными

карандашами

«Бабочка».

Цветущий сад

Познакомить детей с

особенностями весеннего

состояния плодовых деревьев

(цветением).

Продолжать устанавливать связи между изменениями условий

(тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение).

Воспитать эстетические чувства к природе.

1. Наблюдение за цветущими

яблонями;

2. Беседа с детьми

«Почему и для чего цветут

деревья»;

(установить связь с

погодными условиями);

3. Работа с

календарём природы.

Земля-наш общий дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими

Рассматривание картины "Семья дома"
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"

Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)

Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

 

-Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

«Кто больше всех радуется весне»

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Слушание стихов о весне

Беседа «Кто больше всех радуется весне»

Выкладывание цветов на ковролине методом ниткографии

К концу реализации программы дети будут готовы и способны:

Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.

Использовать полученные знания в повседневной жизни.

 В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

III. Организационный раздел

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:

«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,  пластмассы;

- Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата,бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
-Детскиехалаты, фартуки;

-Схемы для проведения опытов;


  Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»

-Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки);
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).

«Огород на подоконнике»


- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);

«Умелые ручки»


Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:

- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

3.1. Оценочные материалы

Приложение 1

3.2. Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

В ДОУ имеются:

- аудио магнитофоны;

- компьютер;

- принтер;

- сканер

Методическое обеспечение программы

Теоретический материал:

- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;

 - « Любовь к природе» С.Н. Николаева;

- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;

-«Детям о природе» М.В. Лучичь;

-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;

- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;

- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;

 - «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;

- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.

- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;

 - «Фильм «Мир диких животных. Хищники»;

 - «Фильм «Мир диких животных. Среда обитания;

Экспериментально-исследовательская зона:

- лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);

- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;

- коллекция камней (1шт.);

 - коллекция минералов (1шт);

- набор компасов (1шт.);

- коллекция круп(1шт.);

 - коллекция ракушек(1шт);

- коллекция шишек (1шт.).

 Дидактические и настольные игры:

 -«Ягоды. Детский определитель»;

-«Живая и неживая природа»;

 -«Учись играя. Времена года»;

 -«Кубики. Животный мир Земли»;

-«Съедобные и несъедобные грибы»;

-«Путешествие по природным зонам России»;

-«Птичий базар»;

-«Собери картинки. Насекомые»

 -«В гостях у лешего»

-«Чей хвост?»;

-«Деревья»;

-«Птицы русского леса»;

 -«Найди следы»;

-«Жизненный цикл животных».

В своей работе педагоги ДОУ применяют следующие педагогические и информационные технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологию исследовательской деятельности;

- технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технология игрового обучения;

- технология обучения в сотрудничестве.

    VI Список литературы

  1. Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.
  2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
  3. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003
  4. С.Н .Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003
  5. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
  6. Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
  7. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
  8. З.Ф. Аксенова Войди в природу другом.  Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...