«Наш дом – природа»
рабочая программа (подготовительная группа)
Кружок «Наш дом – природа» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_eeologiya.doc | 332.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДЕНО: | |
на педагогическом совете Протокол №______ от _____________202 г. | Заведующий МБДОУ ДС№56 «Северяночка» ________________ Т.В. Ревкова Приказ № ____ от _______20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок дополнительного образования по
Экологическому воспитанию
Для детей 6-7лет
«Наш дом – природа»
Подготовила: Петрова И.В.
г. Нижневартовск
1.Содержание
№ | Наименование | Страницы |
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель | 5 |
2 | Содержательный раздел | 6 |
1.2 | Учебный план | 6 |
2.2 | Учебно-тематический план | 8 |
3 | Организационный раздел | 27 |
3.1 | Оценочные материалы | 28 |
3.2 | Методическое обеспечение | 28 |
4 | Список используемой литературы | 30 |
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Кружок «Наш дом – природа» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла образовательная (парциальная) программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.
Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
Адресат программы: воспитанники старшей группы(5-6 лет)
Организация деятельности и режим экологического кружка
Кружок проводится 2 раз в неделю – вторник, четверг, 8 раза в месяц во второй половине дня в 15.00 – 15.30 ч. продолжительностью 30 минут.
Формы организации работы кружка:
С детьми:
∙ Групповые занятия
∙ Экскурсии
∙ Выставки, конкурсы
∙ Просмотр мультимедийных презентаций
С родителями:
∙ Консультации
∙ Мастер – классы
∙ Конкурсы, выставки
∙ Информация на сайте
С педагогами:
∙ Консультации
∙ Мастер – классы
∙ Семинары для педагогов
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Срок освоения программы: один год.
1.2. Цель кружковой работы:
развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи:
Образовательные:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения
- формировать освоение экологических представлений
- развивать познавательные умения
- накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
- воспитывать в детях уверенность в своих силах.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
№ п/п | Тематика | Общее количество учебных часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории парка | 2 | 1 | 1 |
3. | Куда исчезают насекомые? | 2 | 1 | |
4. | Что нам осень принесла? | 2 | 1 | 1 |
5. | Вырастим цветок | 2 | 1 | 1 |
6. | Участок детского сада | 2 | 1 | 1 |
7. | Осенние хлопоты человека | 2 | 1 | |
8. | Где живут дикие животные? | 2 | 1 | |
9. | Жизнь домашних животных | 2 | 1 | |
10. | Дорога к доброму здоровью | 2 | 1 | |
11. | Какие разные деревья | 2 | 1 | |
12. | Хвойные деревья: сосна | 2 | 1 | 1 |
13. | Птицы | 2 | 1 | |
14. | Как узнать птиц | 2 | 1 | 1 |
15. | Волшебница-зима | 2 | 1 | |
16. | Комнатные растения | 2 | 1 | 1 |
17. | Человек-живой организм | 2 | 1 | |
18. | Органы дыхания человека | 2 | 1 | 1 |
19. | Кто такие рыбы? | 2 | 1 | |
20. | Весна-красна | 2 | 1 | 1 |
21. | Для чего нужна Красная книга? | 2 | 1 | |
22. | Зеленая аптека | 2 | 1 | 1 |
23. | Кто такие насекомые? | 2 | 1 | |
24. | Лес - многоэтажный дом. Наблюдение за деревьями | 2 | 1 | 1 |
25. | Земля-наш общий дом | 2 | 1 | |
26. | Экологическая тропинка | 2 | 1 | 1 |
27. | Кто больше всего радуется весне? | 2 | 1 | 1 |
28. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого занятий за год | 72 | 28 | 15 |
2.2. Учебно-тематический план
Меся | Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь | «Мы друзья природы» | Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить доброму и бережному отношению к природе. | Рассматривание иллюстраций «Что хорошо,что плохо» Наблюдения за живой и неживой природой |
«Наш дом – природа»- экскурсия по экологической тропе.
| Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе | Объекты экологической тропы | |
«Как вести себя в природе» | Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих, знакомить детей с экологическими знаками | Презентация «Правила поведения в природе» Экологические знаки | |
«Путешествие в страну под названием осень» | Закрепить представления детей об осени, и её признаках. Развить познавательный интерес к окружающей нас природе. Воспитать любовь к окружающей нас природе. | 1. Чтение стихотворения «Осень»; 2. Беседа о сезонных изменениях, которые бывают в окружающей нас природе. | |
«Гуляем в осеннем парке» (беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях | Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях. | Рассматривание иллюстраций «Парк осенью» –Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями. – Чтение художественной литературы. –Рассматривание почвы на клумбе. | |
«Ознакомление детей с почвенным слоем» | Уточнить представления детей о почве как о верхнем слое земли: под названием «живая земля». Объяснить детям - почему ни в коем случае нельзя загрязнять почву. Воспитать детей к бережному отношению к окружающей нас природе. | 1. Просмотр развивающего мультфильма «География для самых маленьких»; 2. Беседа с детьми «почему нельзя загрязнять почву». | |
«Рассказ о том из чего состоят фрукты» | Укрепить знания детей об овощах и о фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами и фруктами. Развить в детях трудолюбие. Наполнить словарный запас детей словами, обозначающими овощи, фрукты и трудовые действия. | 1. Беседа с детьми «Что растет на грядке?»; 2. Развивающая дидактическая игра «Собираем урожай». | |
«В чем польза ягод» | Развить у детей: - познавательную активность в процессе развития представлений о ягодах; о правилах их сбора, хранения и применения. - экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. - пополнение словарного запаса детей, словами обозначающими ягоды. | 1. Беседа с детьми о ягодах, о их пользе для организма Человека; 2. Просмотр презентации о съедобных и несъедобных ягодах; 3. Разучивание стихотворений. | |
Октябрь | «Почему лес является живым домом» | Дать представление о том, кто живет в лесу и что там растет. Различать 2-3 вида деревьев и кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитать у детей любовь к окружающей нас природе. | 1. Что такое лес?; 2. Рассказ о том, кто живет в лесу и что там растет; 3.Рассматривание иллюстраций «Лесные животные»; 4. Составление гербария из лесных растений. |
Откуда пришел хлеб? | - уточнить представления детей о хлебе; - продолжать обогащать представление детей о профессиях (пекарь); - развить любознательность детей, к стремлению исследовательской деятельности; - развить мышление, мелкую моторику, восприятие величины, цвета, формы; - обогатить словарь; тренировать в согласовании сущ. с прил., в классификации предметов; - воспитать бережное отношение к хлебу, умение дорожить им; - воспитать уважение к труду; - воспитать умение участвовать в совместных играх. | 1. Просмотр презентации «Откуда берется хлеб?»; 2. Изучение пальчиковой гимнастики «Украшаем каравай»; 3. Развивающаяся дидактическая игра - лепка из соленого теста. | |
Как устроен человек и его организм в целом? | Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Развить представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них. | 1.Разобрать энциклопедию «Тело человека»; 2. Рассказ воспитателя о некоторых важных органах человека; 3. Беседа «Что полезно и вредно для человека». | |
«Дорога к доброму здоровью» | Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам. | – Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены» – Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом) | |
«Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. | Глобус, иллюстрации с изображением различных водоёмов | |
Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар) | Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег,иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. | Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. Загадки о воде и её состоянии. | |
«Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе» | |
«Узнаем, какая вода»- опыты и эксперименты | Выявить свойства воды: прозрачная , без запаха , без вкуса | Наборы для экспериментирования, лабораторная посуда | |
Ноябрь | «Жизнь домашних животных» | Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. | Видеофильм »Жизнь домашних животных» – Чтение художественной литературы. – Беседы о кроликах и утках. – Рассматривание схемы-модели «Животные». |
Для чего нужны домашние животные? | Сформировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними необходимо ухаживать, какую пользу они приносят, какие условия необходимы им для жизни. | 1. Рассматривание иллюстрации из серии детских книжек с изображением домашних животных и их детенышей.; 2. Подвижная увлекательная игра «Кот и мыши»; 3. Развивающаяся дидактическая игра «На нашем дворе»; 4. Изготовление модели из бумаги “Домашние животные”. | |
Как и где живут дикие животные? | Продолжать формировать знания о лесных животных. Развить у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | 1. Чтение стихотворений, творческие задания; 2. Подвижная увлекательная игра «Зайцы и волк»; Беседа. | |
Где обедал воробей? | Сформировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. | 1. Просмотр видеофильма «Животные севера»; 3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу» | |
Кто живёт на птичьем дворе? | Расширить представления о домашних птицах и их детенышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки); обогащение, закрепление и активизация словаря по теме; образование существительных множественного числа; учить оставлять небольшой рассказ о домашней птице с опорой на схему; математические представления: вверху, внизу; развивать слуховое и зрительное внимание, память; воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним птицам; учить внимательно, слушать собеседника. | 1. Рассматривание иллюстраций с домашними птицами. - Чтение сказки «Курочка Ряба»; - Развлекательная Игра «Угадай, кто кричит» (голоса домашних птиц); 2. Что умеют птицы; 3. Пальчиковая гимнастика «Приготовим корм птицам». | |
«Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. | Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха | Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки. | |
Чистый и загрязнённый воздух. | Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. | Пылесос, картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами. Презентация о загрязнении воздуха «Экологическая тревога» | |
Декабрь | «Какие разные деревья» | Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы | Рассказ Лесовичка о лесе |
«Хвойные деревья: сосна» | Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. | - Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе. – Рассматривание иллюстраций. – Разучивание стихов и чтение рассказов. Игра Найди такой же" | |
« Птицы» | Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. | Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения. - Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.» -Рассматривание иллюстраций. – Чтение детской природоведческой литературы. – Рассматривание схемы-модели «Птицы». – Отгадывание загадок. | |
«Как узнать птиц» | Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле; способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. | Серия наблюдений за птицами на участке детского сада. – Изготовление кормушек и вынос их на участок. – Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы. – Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") | |
Как помочь птицам зимой? | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закрепить названия зимующих птиц. Воспитать любовь и заботливое отношение к птицам. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»; 2. Рассказ о жизни птиц зимой; 3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам». | |
Для чего и кому нужна зима? Растения в зимний период. | Углубить знания детей о сезонных изменениях в окружающей нас природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развить познавательную активность детей. Закрепить разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. | 1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа; 2. Беседа «Для чего растениям нужен снег»; 3. Наблюдение за деревьями. | |
Что такое новый год? «Ёлочка - красавица» | Расширить представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитать бережное отношение к растениям, стремление заботиться о них. | Дать понятие - хвойные деревья; 2. Беседа о сосне; 3. Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок). | |
Ледовый городок. | Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развить способность анализировать и обобщать. | 1. Дать определение понятию - зимние явления; 2. Беседа с детьми «Если на улице сильный мороз»; 3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы. | |
Январь | «Волшебница- зима» | Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой. | Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы. Прослушивание стихов и музыки о волшебнице-зиме |
Путешествие в зимний лес | Сформировать представление детей о жизни животных в зимний период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу Воспитать любовь и сочувствие к животным. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»; 2. Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем они питаются зимой, способы их передвижения, места обитания); 3. Просмотр презентации «Следы лесных обитателей на снегу». | |
Наблюдения за снегом | Сформировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега. | 1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег обычно в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.); 2. Беседа о защитных свойствах снега. | |
Вода вокруг нас | Сформировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитать бережное отношение к воде. | 1. Показ слайдов «Вода в окружающей среде; 2. Рассказать о значениях воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней. | |
«Комнатные растения» | Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.
| Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате. – Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями. Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями" | |
Части растений. | Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений. | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий растений А.И.Иванова «Мир растений» | |
Февраль | Человек - живой организм | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека | Беседа о потребностях человека |
«Органы дыхания человека» | Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье | . Беседа «Для чего нужен нос» Упражнение на дыхание. Демонстрация опыта Игра «Чей кораблик дальше» Беседа о носовом платке Игра «Что полезно» | |
Мы идём в продуктовый магазин | Сформировать понятие о важности правильного питания; - дать представление о полезной и вредной пище; - создать благоприятный эмоциональный фон в детской группе, - развивать способности двигаться в разном темпе в соответствии с характером музыки, - развивать зрительные, слуховые и вкусовые анализаторы, внимание, мышление. - активизировать речь, закреплять умение вести диалог, отвечать на вопросы развернутым высказыванием. | 1. Беседы с детьми о пользе фруктов и овощей; 2. Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»; 3. Участие детей в различных формах физкультурно оздоровительной деятельности (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры, физкультурные досуги и др.). | |
Волшебная льдинка (опыт) | Познакомить детей с понятием – лёд. Сформировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов. Воспитать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. | 1. Чтение русской народной сказки «Снегурочка»; 2. Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками; 2. Рассматривание снежинок через лупу. | |
Развлечение «Русская березка» | Сформировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитать у детей интерес и бережное отношение к природе. Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная. | 1. Оборудование: Синяя ткань; две корзинки: красная и зеленая; звуки леса, птиц, дождя, радостная мелодия; 2. Рассмотрение картинок с изображением: ежик, лес, солнце, небо, цветок, снежинка, муравей, рыбка фиолетовая (картон серый, зеленый, желтый, синий, красный, белый, коричневый, фиолетовый). | |
Март | «Весна- красна» | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" |
Весенние явления в неживой природе | Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. | 1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна»; 2. Беседа «Признаки весны»; 3. Сравнение признаков зимы и весны. | |
Глина и земля | Познакомить детей с природными материалами - земля, глина. Учить сравнивать землю и глину. | 1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы; 2. Рассмотреть землю и глину. Различие между ними. 3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение). Наблюдение за ним. | |
Песок и глина. | Закрепить знания о минералах: песок, глина. | Глина, песок, банка с водой,2-3 гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения | |
Ваза с яблоками | Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Сформировать представление о её использовании. | 1. Беседа о свойствах глины; 2. Просмотр иллюстраций «Глиняные изделия»; 3. Лепка из глины «Ваза с яблоками» (коллективная работа). | |
Лаборатория добрых дел | Сформировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; | 1. Беседы о природных явлениях, катастрофах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения); опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле. | |
Воздух | Сформировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развить познавательную активность в процессе экспериментирования. Сформировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитать бережное отношение к окружающей среде. | 1. Познакомить детей со свойством воздуха, способами его обнаружения; 2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого; 3. Игра с экспериментом - «Дуем - играем». | |
Апрель | Огород на окошке | Показать зависимость роста растений от условий. Закрепить представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитать ответственность за загрязнение окружающей среды. | 1. Беседа «Что нужно растению?»; 2. Посадить лук, петрушку; 3. Наблюдение и уход за растениями. |
Зачем нужны комнатные растения? | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. | 1. Увлекательная Игра «Найди растение», физкультминутка «Цветы»; 2. Развивающая игра «За каким растением спрятался Заяц?»; 3. Эксперимент: «Что нужно растениям для их роста». | |
Как просыпается природа? | Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц и вспомнить их названия; 2. Загадать загадки про птиц; 3. Игра с детьми бумажными птицами. | |
Растения весной | Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закрепить знание названий растений. Развить способности анализировать и сравнивать: дерево - куст, куст - трава. Воспитать эстетическое отношение к растениям. | 1. Наблюдение за Деревьями; 2. Вспомнить названия некоторых деревьев и кустарников; 3. Работа с календарём природы. | |
«Зеленая аптека» | Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений. | Загадывание загадок о лекарственных растениях Дидактическая игра «Айболит» Беседа «Правила сбора лекарственных растений» | |
Наблюдение за деревьями | Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).Воспитывать эстетические чувства. | Раскрась предметы живой и неживой природы" | |
«Кто такие насекомые?»
| Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
| Видеофильм «Жизнь весной» Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний « -Отгадывание загадок | |
Май | В чем польза насекомых? | Сформировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитать интерес и доброе отношение к насекомым. | 1. Рассмотреть Иллюстрации о Насекомых; 2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые; 3. Рисование цветными карандашами «Бабочка». |
Цветущий сад | Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитать эстетические чувства к природе. | 1. Наблюдение за цветущими яблонями; 2. Беседа с детьми «Почему и для чего цветут деревья»; (установить связь с погодными условиями); 3. Работа с календарём природы. | |
Земля-наш общий дом | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими | Рассматривание картины "Семья дома" | |
Экологическая тропинка | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке) Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
| -Беседа | |
«Кто больше всех радуется весне» | Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Слушание стихов о весне Беседа «Кто больше всех радуется весне» Выкладывание цветов на ковролине методом ниткографии |
К концу реализации программы дети будут готовы и способны:
Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.
Использовать полученные знания в повседневной жизни.
В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.
III. Организационный раздел
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата,бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
-Детскиехалаты, фартуки;
-Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
-Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки);
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
3.1. Оценочные материалы
Приложение 1
3.2. Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
В ДОУ имеются:
- аудио магнитофоны;
- компьютер;
- принтер;
- сканер
Методическое обеспечение программы
Теоретический материал:
- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;
-«Детям о природе» М.В. Лучичь;
-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;
- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;
- «Фильм «Мир диких животных. Хищники»;
- «Фильм «Мир диких животных. Среда обитания;
Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);
- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;
- коллекция камней (1шт.);
- коллекция минералов (1шт);
- набор компасов (1шт.);
- коллекция круп(1шт.);
- коллекция ракушек(1шт);
- коллекция шишек (1шт.).
Дидактические и настольные игры:
-«Ягоды. Детский определитель»;
-«Живая и неживая природа»;
-«Учись играя. Времена года»;
-«Кубики. Животный мир Земли»;
-«Съедобные и несъедобные грибы»;
-«Путешествие по природным зонам России»;
-«Птичий базар»;
-«Собери картинки. Насекомые»
-«В гостях у лешего»
-«Чей хвост?»;
-«Деревья»;
-«Птицы русского леса»;
-«Найди следы»;
-«Жизненный цикл животных».
В своей работе педагоги ДОУ применяют следующие педагогические и информационные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологию исследовательской деятельности;
- технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология игрового обучения;
- технология обучения в сотрудничестве.
VI Список литературы
- Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
- Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003
- С.Н .Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003
- Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
- Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
- З.Ф. Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...