Проект "Наша Родина Россия"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рашкуева Елена Васильевна
Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса положительных эмоций, эстетических норм, развитие социальных навыков с помощью «красоты» движения народного танца. Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги, родители (законные представители).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasha_rodina_rossiya.docx733.02 КБ

Предварительный просмотр:


Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса положительных эмоций, эстетических норм, развитие социальных навыков с помощью «красоты» движения народного танца.

Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги, родители (законные представители).

Основными направлениями проекта являются:

  1. Развитие осознания позитивного образа своего тела. Культура тела.
  2. Создание условий, способствующих проявлению творческого потенциала, новых возможностей и способностей всех участников проекта.
  3. Формирование у детей, педагогов и родителей принципов сотрудничества, партнерства.

Проект позволит показать на примерах русского народного танца образы гармонии и красоты гармонизирующих творческий процесс. Организовать практическую работу в виде мастер классов с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в учреждении будут созданы условия, способствующие проявлению творческого потенциала, новых возможностей и способностей всех участников проекта.

Руководитель данного проекта музыкальный руководитель: Е.В. Рашкуева.

Проект будет осуществляться в течение 1-го года.

Постановка проблемы.

В настоящее время актуальность эстетического воспитания все чаще звучит с экрана телевизора, появляется на страницах газет и журналов. Знаменитая фраза Ф.Д. Достоевского «Красота спасет мир» до сих пор не сходит с уст многих людей, занимающихся вопросами познания мира. Ее произносят вновь и вновь, когда хотят сказать о гармонии природы, о гармоничных отношениях людей.

Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба: экологические кризисы, межнациональные конфликты, упрощение норм социальных отношений вплоть до их «безобразия».

Образы Красоты и Гармонии всегда волновали людей творческих профессий: художников, поэтов, балетмейстеров. Профессия педагога, как никакая другая, должна сочетать все эти направления в себе.

К сожалению, в век перенасыщенности и вседозволенности в отношениях людей, государств появляется и абсурдность в искусстве, дикие формы его проявления. Совмещаются несовместимые образы, где явления негатива пронизывают «искусство произведения».

Возникает вопрос о негативном воздействии такого искусства на человека, где нарушается экология его жизнедеятельности.

Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства».

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных сохранить в душе ребенка знание красоты.

Исходя из возникшей проблемы, считаю, что необходимо создавать условия, где ребенок будет расти не только как созерцатель и слушатель, но и как активный творец красоты.

Современная система дошкольного образования предусматривает разностороннее развитие личностных качеств у детей, где хореографии отводится особая роль. Обучаясь выполнять хореографические упражнения, дети не только учатся понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление и фантазию, пополняют свой интеллект, осваивают этические нормы общения как друг с другом, так и со взрослыми.

Вышесказанное ставит перед нами задачу на примерах практического применения танцевальных композиций, этюдов русского танца, несущего в себе образы природы, дать проявиться огромными возможностями хореографии для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его духовного, волевого, физического развития. На гармоничном сочетании всех этих факторов и закладывается начало формирования внутренней социальной культуры личности дошкольника.

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Цели и задачи проекта.

Цель: Создание оптимальных условий для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его духовного, волевого и физического развития, для формирования внутренней социальной культуры личности дошкольника посредством изучения русского народного танца.

Задачи: 

  1. Проведение мониторинга по выявлению уровня восприятия красоты у всех участников образовательного процесса.
  2. Помощь в проявлении творческого потенциала, новых возможностей и способностей.
  • Развивать творческое воображение посредством музыкальных образов, танцевальных постановок.
  • Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности.
  • Развивать природную способность детей к танцевальному творчеству.
  • Создать в танце предпосылки к формированию творческого мышления.
  • Приобщать педагогов и родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, мастер классы.
  1. Развитие осознания позитивного образа своего тела. Культура тела. (Работа с образами радуги, ростка, цветов и т.д. в хороводных постановках)
  2. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу этики общения с детьми дошкольного возраста.
  3. Пополнение материальной базы ДОУ.
  4. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
  5. Анализ результативности работы по формированию внутренней социальной культуры личности дошкольника и всех участников образовательного процесса посредством хореографии.

Методы реализации поставленных задач:

  1. Наблюдение.
  2. Беседа и анкетирование родителей и воспитателей.
  3. Игровой метод.

Принципы успешного решения поставленной цели:

  1. Принцип субъектности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
  2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания. Ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, детьми и взрослыми, педагогами и родителями в детском саду.
  3. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода в работе. 
  4. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
  5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Стратегия достижения поставленной цели и задач.

Воспитание танцем у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, танцевально - двигательную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, выставок, семейных праздников.

Профессиональную помощь воспитатели получат на педсоветах, консультациях, круглых столах, тренингах, открытых занятиях. Все мероприятия строятся на активном участии педагогов.

  Консультативная и практическая помощь родителям будет обеспечиваться организацией мероприятий, на которые будут приглашаться различные специалисты, т.к. семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, учится слушать и уважать мнение других. Большое значение имеет личный пример родителей, родственников.

Необходимо активно включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Важно знать социальную среду, в которой воспитывается ребенок дома. Для этого проводится анкетирование родителей. Анкета заставляет и самих родителей задуматься в своем отношении к ребенку.

Проект проходит в три этапа.

                                  Подготовительный этап.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. Проведение мониторинга по выявлению уровня восприятия красивых гармоничных образов (природы, танцевальных движений и т.п.) всех участников образовательного процесса.

  1. Диагностика детей (беседа), родителей и педагогов ДОУ по выявлению ключевых символов, которыми оперирует подсознание. Ассоциативный тест «Образы красоты»

  2. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей и сотрудников ДОУ по следующим параметрам.

Сотрудники:

- умение осуществлять активное взаимодействие с детьми и их родителями по вопросу гармоничного развития личности дошкольника.

- уровень восприятия гармоничных образов у сотрудников;

- умение создавать жизнерадостную обстановку вокруг детей.

Дети:

- имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;

- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

  Родители:

- умение выражать одобрение по поводу своего ребенка;

- умение бесконфликтного общения

(приложение 1)

Октябрь 2022 года

ноябрь  2022 года

Психолог, воспитатель.

Психолог, воспитатель.

                          Содержательный этап.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. Пополнение материальной базы ДОУ

Привлечение дополнительных ресурсов

Приобретение методической литературы, дидактических пособий, музыкального материала.

Привлечение дополнительных ресурсов финансирования (АНО ЦРВ, грант и т.д.)

С сентября 2022 года.

В течение года.

Заведующая, старший воспитатель.

Заведующая, старший воспитатель.

  1. Помощь в проявлении творческого потенциала, новых возможностей и способностей у детей дошкольного возраста.

  1. Постановка русских народно сценических танцев, этюдов, вокально-хореографических    композиций.
  2. Выставки творческих работ детей.
  3. Пошив танцевальных костюмов.
  4. Совместное приготовление декораций к танцам, этюдам.
  5. Участие в танцевальных, вокальных конкурсах.
  6. Проведение концертов.
  7. Дни семейного досуга.

В течение реализации проекта.

Музыкальный руководитель, старший воспитатель.

  1. Развитие осознания позитивного образа своего тела. Культура тела.

  1. Работа с танцами-лейтмотивами (хороводы).
  2. Арт-терапия.  

Музыкальный руководитель, психолог, воспитатель

  1. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу этики общения с детьми дошкольного возраста.

4. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

  1. Консультирование семей по проблеме этики общения с детьми дошкольного возраста.
  2.  Привлечение родителей к организации и участию в проектах «Путешествие в страну русского танца», «Большой концерт» и др.
  3. Выставки семейных альбомов.
  4. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках.
  5. Мастер классы для родителей и педагогов детского сада. 
  6. Оформление информационных стендов для родителей.

  1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме.
  2. Участив в семинарах, конференциях.
  3. Создание фонда видео- аудиоматериалов.
  4.  Создание картотек:

    - мир глазами ребенка

    - явления природы

    - я цветами раскрашу весь мир

5. Публикация наработок в СМИ;

6. Создание методического пособия.

В течение реализации проекта

Апрель 2016 год.

Психолог, воспитатель, музыкальный руководитель.

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

Заключительный этап.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. Анализ результативности работы по формированию внутренней социальной культуры личности дошкольника и всех участников образовательного процесса посредством русского танца.

  1. Анкетирование педагогов и родителей по выявлению уровня сформированности критериев восприятия красоты.
  2. Анализ по итогам анкетирования сформированности критериев восприятия красоты у детей, родителей и педагогов ДОУ
  3. Отчет-концерт детей и педагогов ДОУ о проделанной работе.

https://disk.yandex.com.am/d/0-1P0u-EDUCvNA

Май 2023 год.

Психолог, воспитатель.

                       Ожидаемые результаты.

В окончании реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

  1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются нравственно – этические качества: отзывчивость, справедливость, скромность доброжелательное отношение друг к другу. Умение детей в своих поступках следовать положительному примеру.
  2. Усилится взаимосвязь в вопросах гармоничного воспитания дошкольника между семьей и детским садом.
  3. Родители сменят «пассивную» позицию на «активную», приобретут знания в области воспитания детей образами красоты, чистоты, доверия, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
  4. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Будущее наших детей», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями по теме: формирование внутренней социальной культуры личности дошкольника.
  5.  Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям по вопросу гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Оценка результатов.

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться в конце учебного 2016 года на итоговом педагогическом совете. Уровень восприятия и применения в своей деятельности гармоничных образов, движений у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.  Уровень восприятия и применения в своей деятельности гармоничных образов у взрослых будет отслеживаться с помощью проективных методов, определяться степенью заинтересованности.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

  • положительное отношение к реализации данного проекта – 90%;
  • участие родителей в проводимых мероприятиях – 50-60 %;
  • положительный психологический климат в группе – 90 %;
  • участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию – 80 – 90 %.

Практическая значимость.

Считаю, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и покажет необходимость обращения в своей работе к истокам народного искусства. Родители увидят практические примеры по гармоничному и всестороннему воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Танцевальный репертуар

  1. Русский народный «Наигрыш» https://disk.yandex.com.am/i/JQT_xOGYA7X1EA 
  2. Постановка «Подай балалайку» https://disk.yandex.com.am/i/fX6VyHYqiSb7mg
  3. Плясочка «Задорная»   

https://disk.yandex.com.am/i/-yV5J3iiSaayNg

  1. Русский танец «Чайный сувенир» https://disk.yandex.com.am/i/cHgeNIi0bqe3nw 
  2. Танец «На ягодной полянке» https://disk.yandex.com.am/i/8WKtafpbXLpTkw
  3. Хореографическая постановка «Наша Родина Россия» https://disk.yandex.com.am/i/hesfIVIRZpRToA

Подробный сценарий мероприятия для участников

танцевального ансамбля «Волшебники»

«Край ты мой, родимый край!»

(вариант для проекта)

Цель: воспитывать чувство любви к родному краю. Знакомить с русским народным танцем.

Задачи:

- формировать у детей представление о родном крае;

- формировать уважительное отношение к окружающим;

- способствовать развитию культуры общения.

Оборудование: мультимедийный проектор, детский расписной стол, деревянная посуда. На столе самовар. Пяльцы, две скамеечки. Леденцы.

Персонажи: Хозяйка (ведущая).

                                   Ход мероприятия

Зал украшен в русском стиле. Хозяйка (ведущая) в русском костюме накрывает на стол, садится пить чай.

Слышится стук в дверь. Входят девочки, сбрасывают с плеч шубки (платки), кладут их на скамеечку.

Хозяйка: Просим в избу, красному гостю – красное место. Милости просим, а хлеб-соль – по-старинному. За хлебом и солью всякая шутка хороша. Где потешнее, там и веселее.

Открытие:

1. Русский «Наигрыш»

Девочка: Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?  

 Хозяйка: Старым старушкам – шерсти клок, а красным молодушкам – белый ленок.

(Девочки садятся, берут пяльцы. Стук в дверь, звучит русская народная мелодия, входят мальчики, подыгрывая себе на бубнах, трещотка мальчики проходят, усаживаются напротив девочек на скамейку).

Собрались мы позабавится, да потешиться, пошутить, поиграть, посмеяться.

Мальчик 1:    Эй, девчонки-хохотушки,  

                          Запоем-ка мы частушки.

Мальчик 2:     Девочки-беляночки,

                          Где вы набелилися?

Девочки:         Мы вчера коров доили,

                          Молоком умылися.

Девочка - солистка:

У меня на сарафане – косолапы петухи,

Я сама не косолапа – косолапы женихи.

Мальчик 3:     На окошке два цветочка –

Голубой да аленький,

Я парнишка молодой,

Хоть и ростом маленький!

Все вместе: Мы пропели вам частушки, хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

Хозяйка: Как у наших у ворот собирается народ.

Собирается народ и ведет свой хоровод.

  1. Постановка  «Подай балалайку»

Хозяйка: Молодцы, ребята, а я вам тоже много интересного припасла в подарок. Я весною на завалинке, а зимою в горнице посиживала. Сижу, на народ всегда гляжу, все всегда запоминаю и в копилку собираю. Это моя корзинка-копилка. (Показывает).

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый – покажу.

Загадка 1:

Имеет разные названия,

Но все же виден общий стиль.

С частушкой схожа без страдания Простая русская ... (кадриль)

3.Плясочка «Задорная»

Загадка 2:

В избе – изба, на избе – труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Загадка 3:

За руки беремся дружно,

Кругом встанем — это нужно.

Танцевать пошли, и вот —

Закружился...(хоровод)

4.Русский танец «Чайный сувенир»

Воспитатель: Дети, мы свами знаем много пословиц и поговорок. Подарим их хозяйке. Пусть положит их в свою корзинку-копилку.

(Дети читают пословицы и поговорки)

  1. Долог день до вечера, коли делать нечего.
  2. Поспешишь – людей насмешишь.
  3. Труд человека кормит, а лень – портит.
  4. Умелые руки не знают скуки.
  5. Была бы охота, будет ладиться работа.
  6. Землю красит солнце, а человека труд.
  7. Кончил дело – гуляй смело.

Хозяйка: Спасибо, вот и наполнилась моя корзинка, а за это я подарю вам танец русский, раздольный.

Исполняется

        5.Танец «На ягодной полянке»

Воспитатель: Спасибо, вам, хозяюшка, за подарок.

(Дети начинают шептаться)

Хозяйка: Что вы шепчитесь, ребята, что за тайна там у вас?

Дети: Мы хотим преподнести наш сюрприз тебе сейчас.

Хозяйка: Мне – сюрприз? Вот интересно! Танец, песенка, игра?

Дети: Выступление оркестра нам теперь начать пора.

(Дети исполняют на музыкальных инструментах «Саратовские переборы»)

Хозяйка: Начинается игра – заплетать плетень пора. Ну-ка, кто быстрей из вас заплетет плетень сейчас?! Раз, два, три, плетень плети!

Хозяйка: Ох, и славно мы сегодня с вами повеселились.

Вы и пели, и плясали,

Очень я довольна вами.

Вы, ребята, молодцы,

Получайте леденцы!

                                  (Угощает детей леденцами)

Хозяйка: Богата Сибирская земля песнями раздольными, танцами весёлыми. Велики её просторы! Крепко любят свою родину сибиряки.

6.Хореографическая постановка «Наша Родина Россия»

Аплодисменты. Поклон артистов.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Праздник. Фестиваль патриотической песни, стихов о Родине «Россия – родина моя»

Воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине; приобщение обучающихся к песням, поэзии, наполненными идеями гражданственности, чувством любви к Отечеству, родному краю....

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...