Воспитание детей на основе моральных ценностей.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пекке Татьяна Валерьевна

Семья – часть общества, в которой есть условия для самореализации ребенка, для его полноценного развития.

Семейные традиции древней Руси отражают основные ценности общества: справедливость, трудолюбие, гостеприимство, верность, заботу о родных и близких. Они основывались на уважении к старшим, соблюдении родительского авторитета, взаимной помощи и поддержке в трудные времена.
И если
взрослые учитывают традиции своего народа, это оказывает влияние на младших членов семьи, т. е. детей. Дети впитывают в себя народную, национальную мудрость поколений. Живя в Санкт-Петербурге,в России жители должны обращать внимание на национальный компоненты: язык народа, национальные праздники, обычаи.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья – часть общества, в которой есть условия для самореализации ребенка, для его полноценного развития.

Семейные традиции древней Руси отражают основные ценности общества: справедливость, трудолюбие, гостеприимство, верность, заботу о родных и близких. Они основывались на уважении к старшим, соблюдении родительского авторитета, взаимной помощи и поддержке в трудные времена.
И если
 взрослые учитывают традиции своего народа,  это оказывает влияние  на младших членов семьи, т. е. детей. Дети впитывают в себя народную, национальную мудрость поколений. Живя в Санкт-Петербурге,в России жители должны обращать внимание на национальный компоненты: язык народа, национальные праздники, обычаи.

Какое значение имеет патриотическое воспитание детей: 

            *Прививается любовь к родине

*Воспитывается любовь к языку народа, окружающим людям

*Формируется желание внести свой вклад в развитие традиций

*Формируется чувство гордости за нацию, страну в целом

            *Формируются более тесные взаимоотношения между поколениями

*Формируется интерес к народным традициям близлежащих республик, краев и областей

*Создается интерес к межкультурной коммуникации

В древней Руси, семейные традиции имели связь с природой, религией и культом предков. Многие ритуалы и обряды связаны с сельскохозяйственными работами и обеспечением семьи пищей. Большое значение придавалось рождению и воспитанию детей, обмену подарками, уходу за старшими и умершими.

Воспитание патриотизма и использование народных традиций осуществляется в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Большое значение имеет при этом использование народных традиций не только в детском саду, но и дома! Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: дерево под окном, родные напевы. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни мамы и сказки открывают ребёнку мир, вселяют веру и добро. Слушая сказку, наблюдая за взаимоотношениями взрослых, ребенок начинает любить то, что любит его народ и его родители.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, двор – все оживает для него. У ребенка появляются любимые уголки для игр, любимые деревья. Все становится родным и остается в памяти на всю жизнь.

Общество и семья – первые педагоги, знакомящие ребенка с родиной, традициями. Они воспитывают в ребёнке чувство его значимости в этом мире.

Взрослый выступает в роли посредника между ребенком и окружающим миром,  историей, культурой народа.

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и народным явлениям. Родители должны сохранять интерес не только к народным традициям, но и развивать его дальше: показывать различия и сходства традиций разных народов, говорить о том, что все традиции имеют своей целью одно – воспитание в будущем поколении людей, ценящих и помнящих, уважающих и не забывающих развивающих и приумножающих истоки родной культуры, традиции прошлого и настоящего, обычаи прабабушек и прадедушек, обычаи народа, которому ребенок принадлежит.

Нельзя забывать и об интернациональном воспитании – основе уважения к другим нациям. Ведь не зря говорят: “Человек, не уважающий другой народ, не уважает и свой собственный”. Говорите об этом детям, внушайте это. Только тогда будет ощущаться уверенность в том, что усилия не пропали даром, а этот ребенок, который только еще ходит в детский сад, будет патриотом и ценителем сокровищниц родного народа, родной земли, своей огромной страны.

Как приобщать к народным традициям дома?

Можно проводить семейные праздники, которые могут быть посвящены народным праздникам (праздник урожая, Дени Республики, День города, землячества). Можно просто пригласить бабушку и дедушку из деревни, которые бы говорили на родном языке, рассказывали о том, какие праздники отмечают у них в деревне (и что этот праздник очень важен для них, чему он посвящен). Гости могут рассказывать о традициях в их города, села, деревни. Для создания интереса у ребенка имеют значения не только слова взрослых, но и фотографии, видеосъемка, гостинцы.

Взрослые, которые дорожат временем, и хотят вырастить всесторонне развитого ребенка, не забывающего свои истоки, должны задуматься над этим вопросом.

О древнерусских семейных традициях можно узнать из летописей, художественных произведений, археологических находок и культурного наследия. Они оказывают значительное влияние на современность, сохраняясь в ритуалах и обычаях современных семей. Они помогают укреплять семейные узы и формируют у детей важные нравственные и этические ценности.
Сегодня в условиях современного мира, сохранение и продолжение семейных традиций представляет большое значение для нашего общества. Они придают смысл жизни, формируют корни и идентичность каждого индивида, и обогащают культурное наследие нашего народа. Они помогают сформировать сильную семью и укрепить ее значимость в обществе.
Сегодня в условиях современного мира, сохранение и продолжение семейных традиций представляет большое значение для нашего общества. Они придают смысл жизни, формируют корни каждого индивида, и обогащают культурное наследие нашего народа. Они помогают сформировать сильную семью и укрепить ее значимость в обществе.
Семейные традиции становятся фундаментом для формирования мировоззренческих установок и убеждений. Они передаются из поколения в поколение и способствуют развитию семьи. Члены семьи узнают о семейных ценностях, традициях и обычаях, которые затем становятся частью их собственной системы ценностей.
Благодаря семейным традициям люди формируют свои взгляды на мораль, этику и ответственность. Они учатся почитанию старших и уважению к близким. От семейных традиций зависит, какими ценностями они будут руководствоваться в своей жизни.
Кроме того, семейные традиции влияют на мировоззрение в плане социальной интеграции. Они создают чувство принадлежности и привязанности к семье, помогая членам семьи чувствовать себя в безопасности и поддержке. Это положительно сказывается на качестве отношений с другими людьми, общении в коллективе и обществе в целом.

Мировоззрение, формируемое семейными традициями, оказывает влияние на сознание и поведение индивида в современном обществе. Оно помогает справиться с трудностями, принимать важные решения и строить качественные взаимоотношения в семье и обществе.

К.Д.Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”. 

“У каждого народа, - писал К.Д.Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”. 

Важнейшее в воспитании детей – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом. Например, пробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом и т.п. Об этом свидетельствуют множество пословиц и поговорок о хлебе: « Хлеб всему голова», «Без хлеба куска везде тоска», «Не красна изба углами, а красна пирогами» и т.д.

В воспитании большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для воспитания детей. Укрепление преемственности поколений происходит на вековых гуманистических традициях народа. А традиции – это все то, что унаследовано от предшественников (ценности, нормы, образцы поведения).

Традиции - это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее они. Это основополагающий принцип народного воспитания. С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших социальным отношениям, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно. 

Ведь не хлебом единым жив человек. И как бы ни банально звучала эта истина, лишь культурный и образованный человек сможет активно участвовать в творческом процессе возрождения национальной культуры и вхождения ее в мировую цивилизацию.

Само общество должно осознать, что многовековая уникальная культура народов России, приобщение к ней подрастающего поколения может стать мощным стимулом общественного прогресса, надежным источником социально-экономического развития.

Так, следуя укладу жизни общества, его многовековым традициям, формируется личность растущего человека. Значение народных традиций как важной части воспитания в современном мире общепризнанно. Одна из основных задач – сделать народное искусство средством всемирного понимания и общения. Поддерживая преемственность народной традиции, люди придают большое значение участию в фольклорных фестивалях детей.
Возрождение культуры – дело поколений, разрушение – дело дней, часов, минут… Начинать надо сегодня, немедленно. Начинать надо в семье, в дошкольном учреждении. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия на тему: "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Ценность:совесть.

Данное занятие разработано в соответствии с требованиями современной педагогической науки. Сначала знакомим детей с нравственной ценностью, т.е воздействуем на когнитивный уровень.Затем пытаемся вызва...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

КОНСПЕКТ НОД по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи в подготовительной группе «Путешествие Дорогою Добра»

КОНСПЕКТ НОД по духовно -нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьив подготовительной группе«Путешествие Дорогою Добра»Цель: Формировать у детей предст...

Воспитание детей дошкольного возраста на ценностях национальной культуры и ее культурно - историческом фундаменте

  Статья  посвящена актуальным  проблемам  современного воспитания - формированию  этнической  идентичности  детей  дошкольного возраста, основанного...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»

Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...

Семинар-практикум для педагогов «Взаимодействие с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и поддержки семейных ценностей»

Создание мотивации у воспитателей к деятельности в направлении формирования у детей понятия «семейные ценности» в различных видах деятельности в условиях личностного подхода и гуманизации ...

Консультация Трудовое воспитание детей, как основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России....