Воспитание детей дошкольного возраста на ценностях национальной культуры и ее культурно - историческом фундаменте
статья (старшая группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

    Статья  посвящена актуальным  проблемам  современного воспитания - формированию  этнической  идентичности  детей  дошкольного возраста, основанного  на  ценностях  национальной культуры  и  ее  культурно - историческом фундаменте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание детей дошкольного возраста на  ценностях  национальной культуры  и  ее  культурно - историческом фундаменте

В последние годы в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркивающие уникальность бытовой культуры и психологического склада, осознания своей принадлежности к определенному этносу. Поэтому проблеме "этнической идентичности"  уделяется в наши дни большое внимание.

Проблема этнической идентичности изучена и изучается историками и психологами, такими, как Ю. В. Бромлей, Э. Фромм, У. Джемс,Ж.Пиаже,

Л. Н. Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, М.В. Крюков, Д. С. Лихачев,

И. В. Малыгина,Т. Г. Стефаненко, Г. Н. Волков и др.

Многие авторы (E.H. Акундинова, А. Ф. Дашдамиров, О. Н. Юденко) утверждают, что элементарные формы  этнической идентичности начинают формироваться уже в дошкольном  возрасте, т.к. в данном возрасте: в сфере самопознания происходит накопление знаний о себе и своих возможностях, обогащается образ «Я», значительно увеличивается круг общения, формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, становится возможным регулирование своего поведения через отношение к себе, способность планировать и выполнять действие во внутреннем плане

Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые знания о своей этнической принадлежности: о своей семье, о родном крае, родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего народа. Знакомство с лучшими образцами культуры своего народа способствует  пониманию  этнических особенностей своей культуры и осознания ребенком себя в своем этносе.

Сегодня во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяют огромное внимание данному вопросу. ФГОС ДО, выделяя значимость  регионального компонента, способствует плодотворной работе в данном направлении.

В нашем дошкольном учреждении ведется систематическая работа по данной проблеме. Задача педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, прививать интереса к национальной культуре, традициям и обычаям, формировать любовь к своей семье, малой Родине, и способствовать тем самым развитию личности ребенка в духе патриотизма и гордости за свою малую Родину.

Воспитание этнической идентичности ведется в нескольких

 направлениях: 1) привитие интереса к чувашскому языку, общение на нем; 2) ознакомление с устным народным творчеством и художественной литературой чувашского народа (чувашский народные сказки, фольклорные произведения, пословицы, поговорки, произведения эпоса, детские произведения); 3) приобщение детей к красоте родного края, его богатствам, к национальным особенностям края; 4) ознакомление с искусством чувашского народа (музыкальной культурой, произведениями художников, скульпторов, произведениям декоративно-прикладного искусства, народными промыслами и т.д.); 5) ознакомление с историей развития чувашского народа, традициями и обычаями, знаменитыми людьми.

Наиболее живой и современной составляющей национальной культуры является язык. Воспитание ребенка на родном языке позволяет формировать патриотические чувства, стремлению к отождествлению со своим народом.

В детском саду ведется обучение чувашскому языку, и я считаю, что обучение детей чувашскому языку не безрезультатно, а главное, детям нравится, многие уже свободно общаются.

Дошкольников знакомим с чувашскими народными сказками, фольклорными произведениями, пословицами, поговорками, произведе-ниями эпоса, детскими произведениями.

Большую помощь в работе по ознакомлению детей с природой родного края оказывают книги наших чувашских детских писателей и поэтов, таких, как Сарби Р. В., Юхма М. Н., Иванов К. В., Ялгир П. А., Исмуков Н. А., где доступно и увлекательно рассказывается о повадках,

 «наряде» птиц, постоянно живущих в нашем крае; о травах и цветах  деревьях , животном мире чувашского края.

Важным средством при знакомстве детей с национальными особенностями края является знакомство с искусством чувашского народа. Дети посещают Чувашский государственный художественный музей, культурно-выставочный центр "Радуга", картинные галереи, где знакомятся с произведениями чувашских художников и скульпторов.

На занятиях они знакомятся с творчеством музыкантов, знаменитых земляков (Н. Я. Бичурин, В. И. Чапаев, А. Г. Николаев, Н. И. Ашмарин, И. Я. Яковлев, К. Иванов, М. К. Сеспеля т. д.) , рассматривают фотографии.

Особую ценность представляют в формировании этнической идентичности произведения декоративно-прикладного искусства. Наиболее ярким выражением в изобразительном народном творчестве является национальный костюм. У чувашей он насыщен цветом, включает много разных украшений из металла, бисера, бус, представляет художест-

венный ансамбль красочной, звенящей, единый по своему эмоционально-му  выражению с чувашским песенным фольклором. На занятиях дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Огромный интерес проявляют дошкольники к истории развития, традициями и обычаями чувашского народа. Очень ярко дети осознают собственную национальную принадлежность при посещении краеведчес- кого музея. Сама обстановка музея, богатейший запас экспонатов вызывают живой интерес, надолго сохраняются в памяти.

С целью приобщения к традициям и обычаям чувашского народа в ДОУ проводятся чувашские национальные праздники Сурхури, Акатуй, Кашарни, Саварни, Мнкун, которые способствуют вхождению детей культуру родного края, изучению богатства и многообразия материальной и духовной культуры родного народа, приобщению воспитанников к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа, развитию интереса детей к национальной культуре и традициям чувашского народа.

Итак, соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспиты-вают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, способствует осознанию ребенком своей принадлежности к определенному этносу, формированию этнической идентичности.

Но, надо помнить, что развивая ребенка в этнокультурной среде, необходимо обратить пристальное внимание на толерантное отношение к другим этносам и национальным меньшинствам.

Литератьура

19.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2012

3. Александренков Э.З. Этническое самосознание или «этническая идентичность?» /Э.З. Александренков //Этнографическое обозрение, 1996.№3. с. 13-23.

148. Юденко О. Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально-организованной деятельности. /О.Н. Юденко. Дисс. к.п.н. Красноярск 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

долгосрочный проект"воспитание любви к Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почу...

Сообщение по теме: Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому наследию России Из опыта работы

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В Федеральном государственном образоват...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...

тема: Образ Александра Невского в исторической памяти народа и его влияние на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Великий полководец Руси князь Александр Невский известен далеко за пределами нашей  страны. Это в первую очередь связано с его подвигами, направленными на защиту Родины, отстаивание её интересов....

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."...