Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно – прикладное искусство»
методическая разработка (подготовительная группа)

Цель: развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной, учебно – методической  литературу по вопросу русских народных промыслов.
2. Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области. 

3. Разработать перспективный план работы с детьми
4. Оформить в группе мини – центр «Русские узоры»

5. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Народное искусство как начало изучения своей страны», «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста».
 6. Подготовить методическое пособие на тему «Декоративно – прикладное искусство и виды фольклора в старшей группе ДОУ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение детский сад №1 «Звёздочка» г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Индивидуальный план работы по самообразованию.

 Тема:

«Развитие детского творчества через народное декоративно – прикладное искусство»

Талаева Светлана Александровна

(Ф.И.О. педагога)

«Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология»

(специальность)

Высшее педагогическое

(образование)

     21 год  

(стаж педагогической работы)

Высшая

(квалификационная категория)

«Соблюдение требований ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: организация  учебно – воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО»

12 июня 2023 год

(курсы повышения квалификации)

Сентябрь 2023 года

(дата начала работы над темой)

Май 2024 года

(предполагаемая дата окончания работы)

Цель: развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной, учебно – методической  литературу по вопросу русских народных промыслов.
2. Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области. 

3. Разработать перспективный план работы с детьми
4. Оформить в группе мини – центр «Русские узоры»

5. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Народное искусство как начало изучения своей страны», «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста».
6. Подготовить методическое пособие на тему «Декоративно – прикладное искусство и виды фольклора в старшей группе ДОУ»
.

Месяц

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

Беседа с детьми на тему «Глиняная народная игрушка».

Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен

Изучить литературу по данной тематике

Беседа с родителями на тему: «Воспитательное значение народной игрушки».

Октябрь

Просмотр компьютерной презентации «Городецкая игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Городецкой игрушки.
Рассматривание альбомов с иллюстрациями Городецких орнаментов.
НОД. Рисование «Знакомство с городецкой росписью».

Взаимодействие с инструктором по физической культуре: хороводная игра «Осень».

Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми»

Оформление уголка для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры»

Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».

Ноябрь

НОД. «Роспись олешка. По мотивам народных декоративных узоров».

НОД. «Закладка для книги. Городецкий цветок».

Взаимодействие с логопедом: проведение с детьми лексико-грамматического занятия с использованием русского народного творчества.

Изготовление папки «передвижки» «Городецкое чудо».

Беседа с родителями: «Значение декоративного рисования для ребёнка»

Декабрь

НОД. «Городецкая роспись деревянной доски».

Подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».

Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».
Взаимодействие с инструктором по физ. культуре: разучивание хороводной игры «Метелица».

Изготовление атрибутов для музыкального развлечения «Зимние посиделки».

Консультация для родителей: «Техника рисования Городецкой  росписи».

Январь

НОД. «Городецкая роспись».

НОД. «По мотивам городецкой росписи».

Взаимодействие с психологом: «Место и роль народных игр в социализации детей»

Консультация  для воспитателей 
«Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста».
Конкурс «Рисуем и играем». Родители вместе с детьми изготавливают разрезные картинки с изображением глиняных народных игрушек.

Февраль

Беседа о происхождении «Хохломской  игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
НОД. «По мотивам хохломской росписи»

НОД. «Золотая хохлома»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: разучивание русской народной песенки «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж»

Изготовление папки-ширмы «Хохломская  игрушка»

Помощь родителей в оформлении уголка по декоративному рисованию «Русские узоры».

Март

НОД. «Знакомство с искусством гжельской росписи».

Взаимодействие с музыкальным руководителем: хороводная игра «Гори, гори ясно».

Изготовление атрибутов для развлечения по  декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам».

Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам» (в группе совместно с родителями)

Апрель

НОД. «Гжельские узоры».

НОД. «Красивые цветы».

Консультация для педагогов: « Народное искусство как начало изучения своей страны»

Изготовление дидактической игры  «Разрезные картинки».

Изготовление буклетов на тему: Использование техники «квиллинг» для украшения Гжельских узоров».

Май

Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию. 

Отчет о

проделанной

работе.

Презентация методического пособия на тему «Развитие детского творчества через народное декоративно – прикладное искусство»

Отчет о

проделанной

работе.

Отчет о проделанной

работе, выступление

на родительском

собрании.

Практические выходы:

1.Оформление уголка для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры»

2.Изготовление папки «передвижки» «Городецкое чудо».

3.Изготовление атрибутов для музыкального развлечения «Зимние посиделки».

4.Изготовление папки-ширмы «Хохломская  игрушка»
5.Изготовление атрибутов для развлечения по  декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам».

6.Изготовление дидактической игры  «Разрезные картинки».

7.Презентация методического пособия на тему «Развитие детского творчества через народное декоративно – прикладное искусство»

Литература:

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
3. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
4. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
6. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
7. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
8. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
11. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
13. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
14. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
15. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
18. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
19. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
20. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
21. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
22. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год.

Отчет по самообразованию на тему  «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год....

План самообразоваия педагога на 2019 -2020 уч. год. Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

План самообразования педагога на 2019 -2020 уч. год.Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

План самообразования Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно- прикладное искусство»

Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не...

«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

Живет повсюду красота,Живет ни где-нибудь, а рядом.Всегда открыта нашим взглядам,Всегда доступна и чиста!...