План самообразования Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно- прикладное искусство»
методическая разработка (старшая группа)

Федорченко Валентина Николаевна

Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно- прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление.

Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно- прикладным искусством также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает  глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №41 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

План самообразования

Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно- прикладное искусство»

Воспитатель:

Федорченко В.Н.

г. Белая Калитва

2022 г.

План самообразования

Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно- прикладное искусство»

Цель:

Развитие у ребёнка творческих способностей через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.

Задачи:

  • Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России.
  • Использовать полученный опыт в работе с детьми.
  • Расширить знания о народных промыслах
  • Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства, использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
  • Воспитывать у детей любовь к русскому декоративно-прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров.

Актуальность.

Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только

любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно- прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление.

Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей

первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно- прикладным искусством также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает  глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Тема: «Глиняная народная игрушка»

Сентябрь

1.Беседа с детьми на тему «Глиняная народная игрушка».

Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов; умение  различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия)

Просмотр компьютерной презентации «Глиняная народная игрушка»

2. Рисование: «Узор на полоске»

Цель: познакомить детей с законом симметрии и, особенностями построения орнамента в прямоугольной форме

3. Беседа с родителями на тему: «Воспитательное значение народной игрушки».

4. Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных

песен

Октябрь

  1. Беседа об истории возникновения филимоновской игрушки, обсуждение ее индивидуальных особенностей.
  2. Рассматривание альбомов с иллюстрациями филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.
  3. Рисование: «Филимоновская радость».

Цель: умение детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.

  1. Ручной труд: «украшение» филимоновских игрушек шерстяными нитками.
  2. Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».
  3. Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми»

Ноябрь

  1. Рисование «Разноцветные орнаменты», «Узор на ковре», «Филимоновские цветы».

Цель: закрепление умения ритмично располагать филимоновский узор на полосе; совершенствование технических умений и навыко работы кистью.

2. Аппликация: вырезание из бумаги «Русская красавица».

3. Д/и «Продолжи узор», «Что изменилось?»

4. Рисование «Русские красавицы».

Цель: умение располагать силуэт филимоновской барышни; закрепление рисования элементов – ёлочка, полоски, цветок, кончиком кисти; воспитание любви к народному искусству.

5. Изготовление папки –передвижки «Филимоновские игрушки».

6. Беседа с родителями: «Значение декоративного рисования для ребёнка»

7. Взаимодействие с логопедом: проведение с детьми лексико-грамматического занятия с использованием русского народного творчества.

Декабрь

  1. Заучивание пальчиковой гимнастики «Дом»
  2. Рисование «Курочка – Хохлатка».

Цель: умение детей расписывать филимоновской росписью курочку; развитие

умения работать самостоятельно.

  1. Рисование: «На ферме».

Цель: умение детей расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных; закрепление знания о композиционном расположении

филимоновского узора в различных формах; воспитание аккуратности в работе.

  1. Консультация для родителей: «Техника рисования Филимоновской росписи».
  2. Беседа с родителями: «Почему ребёнку важно знать народную игрушку?»
  3. Разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

Январь

  1. Рисование коллективной композиции «Весёлый праздник».

Цель: умение детей использовать ранее полученные знания и навыки о Филимоновской росписи; совершенствование умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок; воспитание инициативы, самостоятельности, активности.

  1. Заучивание стихотворения «Чудо Филимоновских свистулек»
  2. П/и «Горелки»
  3. Итоговая выставка работ по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка».
  4. Конкурс «Рисуем и играем». Родители вместе с детьми изготавливают разрезные картинки с изображением глиняных народных игрушек.
  5. Консультация для родителей: «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»

Цель: знакомство родителей с русскими народными играми, их использование в организации досуга с детьми.

  1. Взаимодействие с психологом: «Место и роль народных игр в социализации детей»

Февраль

  1. Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
  2. Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании»
  3. Заучивание физ. минутки «Дымковские игрушки»
  4. Д/и «Угадай какая роспись»
  5. Рисование: «Дымковские узоры», «Сударыня – барыня», «Уточка с утятами», «Хвост Индюка».

Цель: знакомство детей с созданием дымковской игрушки, с последовательностью действий; воспитание интереса к народно-прикладному искусству.

  1. Русская народная игра «Городки»
  2. Родительское собрание на тему: «Эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство»
  3. Изготовление папки-передвижки «Дымковская игрушка»

Март

Рисование: «Барин», «Наряд барыни», «Козлик».

Цель: умение детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам; использование разных элементов росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы).

Лепка «Дымковской барыни»

Цель: продолжение знакомства детей с дымковской игрушкой, умение видеть ее красоту и самобытность; закрепление знаний о промысле; развитие эстетического восприятие, чувства формы.

Д/и «Узнай элементы узора»

П/и «Плетень»

Апрель

1. Чтение стихов о дымковской игрушке.

2. Расписывание «Дымковской барыни»

Цель: воспитание любви к русской культуре, народному творчеству; интереса к изобразительной деятельности, творческого воображения; совершенствование умения правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

3. Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.

4. Рисование: «Козлик»

Цель: умение детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.

5. Д/и «Разрезные картинки»

Май

1.Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию. 2.Развлечение «Дымковские забавы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год.

Отчет по самообразованию на тему  «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год....

План самообразоваия педагога на 2019 -2020 уч. год. Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

План самообразования педагога на 2019 -2020 уч. год.Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно – прикладное искусство»

Цель: развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной, учебно – мето...

Самообразование Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство

АктуальностьЯ считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учёто...