Самообразование Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство
методическая разработка

Елизавета Валерьевна Илларионова

Актуальность

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства.  Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл САМООБРАЗОВАНИЕ 27.76 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Майнский детский сад №5 «Теремок»

План работы по самообразованию

Тема:

        «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство».

   Воспитатель:

Илларионова Е.В

Цель:

  • Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.
  •  Расширить знания о народных промыслах
  • Закрепить умения детей при составление декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
  2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
  3. Систематизировать изученную литературу.

Актуальность

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства.  Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

Формы и методы работы:

  1. Проведение тематических занятий,
  2. Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
  3. Изготовление  народных игрушек, поделок, рисунков.
  4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  5. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
  6. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
  7. Экскурсия в «Русскую избу».
  8. Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
  9. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
  10. Организация народных подвижных игр (ежедневно).
  11. Изучение программы по возрастным группам детей.
  12. Работа с методической литературой

Приёмы и методы:

 ∙ Словесный

∙ Практический

∙ Наглядный

 ∙ Работа с книгой

∙ Видеометод

∙ Продуктивный

∙ Проблемный

∙ Частично-поисковый

∙ Метод формирования сознания (рассказ, беседа)

 ∙ Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)

Результативность

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

 

Вывод

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Таблица 1.  План работы по самообразованию  «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство».

№п/п

Мероприятия

Дата

1.

Познавательно-речевое развитие.

-Беседа «Дымковская игрушка».

10.09.22

-Просмотр презентации  «Дымково».

14.09.22

-Беседа «Золотая хохлома».

27.10.22

-Просмотр презентации «Хохломские умельцы».

31.10.22

-Беседа «Сине-голубое чудо».

20.10.22

-Просмотр презентации «Гжель»

21.11.22

ООД  «Народные промыслы».

09.11.22

-Чтение стихов о народных промыслах.

07.11.22

-Разгадывание загадок  о народных  промыслах.

12.12.23

-Чтение пословиц и поговорок о ремесле.

19.12.23

2.

Художественно-эстетическое развитие.

ООД:

-Лепка «В дымковской слободе»

17.01.23

Аппликация и рисование «Дымковская барыня» (интегрированная деятельность)

21.01.23

Рисование «Роспись дымковских игрушек»

24.02.23

-Рисование «Чудо-балалайка»

02.02.23

-Папье- маше  «Посуда»

08.03.23

-Рисование «Красивые узоры на тарелочках»

14.03.23

-Рисование «Красивые салфетницы»

17.03.23

-Рисование «Сине-голубая роспись на тарелках».

4.04.23

-Рисование «Гжельская посуда»

25.04.23

- Выставка народного декоративно-прикладного искусства.

16.05.23

3

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические игры:

-«Собери гжельскую розу»

10.05.23

- «Русская посуда»

11.05.23

-«Угадай, какая роспись»

18.05.23

4.

Физическое развитие.

В течении года

-Физкультминутки

-Подвижная русская народная игра «Гори-гори ясно»

Работа с родителями

 №

Мероприятия

Дата

1

Оформление стенда «народная песня , как средство воспитания»

14.09.22

2

Выставка педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания» (ст)

17.10.22

3

Консультации: «Играйте с детьми в народные подвижные игры»

10.11.22

4

Собрание в  группе «Семейные традиции».

16.12.22

5

Создание уголка народных промыслов

22.01.23

6

Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных и музыкальных способностей детей

25.04.23

Работа с педагогами

Мероприятие

Дата

1

Выстукпление методическое объединение педагогов ДОУ. На тему: «Народные промыслы России».

15.11.22

2

Консультация для педагогов «Задачи поэтапного обучения декоративному рисованию

22.01.23

3

Мастер –класс для воспитателей «Декоративное рисование»

20.03.23

Список литературы.

  1. Котлякова Т.А. Современные технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие./ Т.А. Котлякова. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. - 106 с.
  2. Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию дошкольников в разновозрастных группах ДОО и группах предшкольной подготовки: учебно-методическое пособие. Выпуск 1./Под ред. Котляковой Т.А.-Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2022.-418с.
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год.

Отчет по самообразованию на тему  «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год....

План самообразоваия педагога на 2019 -2020 уч. год. Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

План самообразования педагога на 2019 -2020 уч. год.Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

План самообразования Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно- прикладное искусство»

Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно – прикладное искусство»

Цель: развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной, учебно – мето...