Консультация для педагогов "Организация проектной деятельности в ДОУ"
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Матюхина Рена Тагировна

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю  консультацию по организации проектной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_organizats_proektn_deyat.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Организация проектной деятельности в ДОУ»

Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).

Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

• практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

• нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

• интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности:

  • Учёт интересов ребёнка.
  • Деятельность без принуждения.
  • Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
  • Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
  • Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
  • Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
  • Совместное с педагогом достижение цели.

Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:

  • По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный, парный, групповой и фронтальный)
  • По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);
  • По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
  • По тематике.

Виды проектов в ДОУ:

  • Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
  • Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
  • Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
  • Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

1 этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

2 этап – рефлексивно-диагностический (можно отнести к подготовительному):

  • анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Здесь происходит совместное движение взрослых и детей к результату, планирование совместной деятельности.

3 этап – практический:

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,
  • обобщение и распространение опыта работы.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4 этап – заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в ДОУ.

Здесь педагог организует выставку проектов. Предлагаются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.

Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть » новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.

Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее.

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует:

  • группы детей;
  • распределяет роли, ответственность;
  • планирование детской деятельности по решению задач проекта;
  • формы презентации результатов, итогов работы.

Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

  • при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
  • деликатно контролирует;
  • обогащает знания детей, повышает их эрудицию;
  • репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает.

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

  • выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;
  • консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
  • ищут необходимые и недостающие знания;
  • фантазируют;
  • готовят презентацию.

Презентация

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников.

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи;
  • умение планировать и осуществлять работу;
  • Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.
  • найденные способы решения проблемы;
  • самоанализ деятельности и ее результата;
  • взаимную оценку друг другу в деятельности, способность выбрать лучших участников.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.

Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Задачи исследовательской деятельности

В младшем дошкольном возрасте – это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Советы воспитателю по работе над проектом

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

Пример вовлечения родителей

Наглядность проектной деятельности

• Создание стенда проекта с информацией (плакаты, протоколы, списки помощников, фотоматериал), изготовление папок по теме проекта, презентация результатов проекта: если родители читают информацию, они чаще предлагают помощь в проекте.

Выбор темы

• Родители узнают, что в данный момент интересует их детей, и предлагают тему для обсуждения в детском саду (например, тема «Самолеты»).

• Семьи посещают детский сад, инициируют новые темы для проектов (например, мамы с новорожденными: «Когда рождается ребенок...»).

• Родители сами инициируют проект (например, идею проекта; проведение акции, например родительский день, чтобы дать возможность родителям увидеть жизнь детского сада изнутри).

Планирование проекта

• Информировать родителей о начале нового проекта на собрании (совещании) или письменно.

• Провести анонимный опрос родителей о теме проекта.

Реализация проекта

• Задавать домашние задания, то есть попросить родителей и детей помочь в сборе материалов и информации по проекту (например, принести из дома необходимые для проекта книги, фотографии, инструменты, руководство по изготовлению; расспросить родителей; найти и собрать вместе с родителями определенные предметы для проекта).

• Сделать вместе с родителями связанные с темой проекта предметы (например, черный ящик, дом на дереве, аквариум, оформить помещение для проекта).

• Продолжить дома начатые в детском саду проекты.

• Не только родители, но и бабушки, дедушки, тети и другие родственники привносят в проект идеи и стимулы, свои знания и умения, контакты и иные ресурсы, которые могут быть полезными.

• Посещение родителей на рабочем месте; родители рассказывают о своей профессии в детском саду (например, пилот, пасечник, врач, строитель).

• Родитель принимают участие в экскурсиях (например, планирование, сопровождение в пешеходной экскурсии и в поездке).

Документирование проекта

• Родители помогают документировать проект (например, снимают фильм, пишут статью для общественности).

• Родители помогают ребенку собирать портфолио.

•Проводить беседы с родителями об умениях ребенка, которые проявляются в проекте, — расспрашивать родителей, как ребенок дома дополнительно работает по теме проекта.

Итоговая презентация

• Привлекать родителей к участию в заключительном мероприятии (например, собрать, записать и спрятать в лесу вопросы для детей; принести необходимое оборудование для пикника).

• Провести родительское собрание с видео- и иллюстративным материалом.

Оценка проекта

• Раздать родителям опросный лист (который может содержать и вопросы для детей).

• Положительно относиться к тому, что многие родители приходят сами и дают отзыв о проекте

Компетенции педагога, необходимые для эффективной проектной деятельности

Коммуникативная и интерактивная компетентности

• Способность к коммуникации и сотрудничеству с детьми, родителями и коллегами.

• Работа вместе с детьми, а не вместо них — совместное обучение и принятие решений — демократический стиль общения и дискуссий с детьми — способность доверять детям, ценить их высказывания, действия, компетентности.

• Осознание себя в качестве модератора, партнера по диалогу, деятельности, учебе — знание того, что дети берут пример с педагога — собственная мотивация и заинтересованность педагога, которые влияют на детей как положительно, так и отрицательно.

Диагностическая компетентность

• Умение наблюдать — определять интересы, потребности, творческие импульсы детей, обогащающие и изменяющие ход проекта или приводящие к появлению новых тем.

Дидактическая компетентность

• Разнообразная и гибкая методическая деятельность — способность распознавать учебные потребности детей и двигаться вместе с детьми к поставленной цели — поддерживать идеи детей, даже не относящиеся непосредственно к теме проекта.

• Умение стимулировать (например, использовать технику постановки вопроса, развивающее обучение).

Организационная компетентность

• Умение работать с разнородными потребностями и интересами всех детей в смешанных, разновозрастных группах (педагогика многообразия, инклюзия).

Профессиональная компетентность

• Актуальные знания о ребенке, понимание сути образовательного процесса.

• Глубокие фоновые знания по предмету и педагогике, применимые в любой ситуации.

• Умение вести документацию (например, письменно фиксировать, формулировать).

• Медийная компетентность (например, умение пользоваться компьютером, цифровой камерой).

Рефлексивная и инновационная компетентности

• Анализ результатов наблюдения, собственной позиции и поведения.

• Положительное отношение к изменениям и инновациям.

Образовательный эффект проектной деятельности

Воздействие на детей

Воздействие на педагогов

Проектная деятельность приводит к получению нового опыта и развитию компетентностей и тем самым способствует процессу непрерывного образования.

Проекты препятствуют стагнации в педагогической деятельности, дают новый опыт и тем самым меняют педагогическую позицию.

Дети понимают, что к ним серьезно относятся, усваивают демократический стиль общения и учатся сотрудничеству.

• Они учатся привносить свои идеи, определять собственные интересы, доводить работу над темой до конца и представлять аудитории результаты своей работы.

• Они могут работать в соответствии со своими интересами и выполнять посильные обязанности.

• Проектная документация позволяет детям время от времени обращаться к актуальным и уже завершенным проектам.

Педагоги учитывают индивидуальные интересы и сильные стороны детей.

• Вместе с детьми они активно, но в соразмеренном темпе работают над темами, которые интересны детям. • Они могут целенаправленно реагировать на различные индивидуальные потребности и вопросы детей.

• Они получают возможность развивать базовые компетентности детей в повседневной обстановке и с помощью игры.

• Они расширяют наблюдения за детьми, поскольку в ходе проекта возникают разнообразные ситуации и используются различные методы.

• В ходе каждого проекта они сами чему-то учатся.

Дети интенсивнее занимаются проектом, если тема соответствует их интересам, а проект не превращается в программу.

• Если дети чувствуют свою независимость и компетентность, они высказывают большую заинтересованность, берут на себя больше ответственности.

Проектная деятельность — это совместный, исследовательский, живой и глубокий образовательный процесс, не ограниченный во времени.

• Обучающиеся сообщества, которые в ходе проектов постоянно совершенствуют совместный процесс обучения, — это признак инклюзивной педагогики!

• Проектная деятельность может осуществляться в коллективе, но в соответствии с умениями и интересами каждого ребенка.

• Дети учатся благодаря активной деятельности и сотрудничеству в проектах и тем самым получают индивидуальный опыт и достигают больших успехов в обучении. Они учатся доверию, завоеванию признания, самостоятельности (автономии) и уважению, и могут делиться изученным и пережитым.

• Погружение в тему происходит, если дети и взрослые принимают активное участие в проектной деятельности и интенсивно ею занимаются.

• По желанию проекты можно расширить и продолжить, ими могут заняться следующие поколения.

• Наличие образовательного эффекта проектной деятельности доказано результатами исследования умственной деятельности.

Дети, которые не принимают участия в реализации проектов, знакомятся с материалами на информационных стендах и видят во время презентаций и обсуждений проектов, чему научились их товарищи. Это пробуждает интерес и стимулирует к работе над новыми темами.

Программы больше не нужны!

• Родители не спрашивают о том, что ребенку нужно еще выучить перед школой.

• Дети рассказывают о том, что они могут, а педагог — о том, чему научился ребенок.


Оформление проекта

Титульный лист:

  1. Вид проекта
  2. Название проекта
  3. Подготовил(а): ФИО педагога, должность

Структура проекта

Введение (пояснительная записка)

  • Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)
  • Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)
  • Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.)
  • Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
  • Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат)

  1. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности.

Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь

Этот раздел состоит из 3-х этапов:

I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.

II этап – основной: (примерная форма оформления)

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы

  1. Оценка результатов и отчетность

Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат.

  1. Приложения

В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду»...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении  в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"

Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах....

консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»

Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...