Сетевой познавательно-творческий проект-конкурс для детей 3-7 лет «Рождественская сказка»
проект (подготовительная группа)

Банина Елена Рашитовна

   Духовно – нравственное воспитание детей является одной из самых актуальных проблем в современных условиях, так как именно оно является основой  основ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskaya_skazka.docx113.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 12 Лесозаводского городского округа»

Адрес: 692038, Приморский край

г. Лесозаводск, ул. Ленинская, дом 37

Сетевой познавательно-творческий проект-конкурс

для детей 3-7 лет

«Рождественская сказка»

C:\Users\ДС12\Desktop\АНГЕЛЫ.jpg

Авторы проекта:

Тоирова Фируза Давроновна – старший воспитатель,

Банина Елена Рашитовна – воспитатель,

Юренок Виктория Витальевна – воспитатель,

Александрова Евгения Валерьевна – воспитатель.

2023 г.

Аннотация

Духовно – нравственное воспитание детей является одной из самых актуальных проблем в современных условиях, так как именно оно является основой основ. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения.

К сожалению, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с грубостью, равнодушием, эгоизмом, обманом, агрессивностью, пренебрежительным отношением к гражданскому долгу и служению Родине, что отрицательно сказывается на воспитании ребенка. Занятость родителей домашним бытом, работой, дефицит внимания к своим детям постепенно приводит к тому, что стираются границы культур, забываются народные обычаи и традиции. А ведь, именно, обычаи и традиции – это культурное наследие и богатство любого народа. Они отражают его самобытность, отношения между людьми, устои общества, которые формируются и развиваются на протяжении столетий. Современные дети плохо знают своих предков и свои корни, не знают и не умеют праздновать исконно русские и православные праздники. На смену им давно пришли и стали популярными такие праздники как «День святого Валентина», «Хэллоуин». Теперь нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники.

с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В современной ситуации поиска духовного возрождения России, когда общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования, мы обратились к опыту православной педагогики. Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры, мы провели мониторинг педагогического процесса по Н.В. Верещагиной и представлений детей о православной культуре А.В. Бородиной. Мониторинг проводился по следующим критериям: знания детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, знание своей семьи и её традиций, представление о церковных православных праздниках, понимает смысл украшения рождественской елки, знает направления народного творчества. Полученные результаты показали, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.

Для исправления сложившейся ситуации мы выбрали такую форму работы как приобщение детей к празднованию народных праздников. Именно, мы педагоги, как никто другой, знаем, какой огромной воспитательной силой обладают народные праздники. Они по своей природе педагогичны, поскольку включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Атмосфера празднования Нового года и Великого Рождества Христова открывает огромные возможности для приобщения детей к культурным и православным традициям России.

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, а также детям и родителям, которые интересуются историей Христианских праздников, традициями и обычаями русского народа.

Направление реализации проекта: духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, приобщение к православным традициям.

1. Название проекта

«Рождественская сказка»

2. Актуальность проекта

Обычаи и традиции – это культурное наследие и богатство любого народа. Они отражают его самобытность, отношения между людьми, устои общества, которые формируются и развиваются на протяжении столетий. Современные дети плохо знают своих предков и свои корни, не знают и не умеют праздновать исконно русские и православные праздники. На смену им давно пришли и стали популярными такие праздники как «День святого Валентина», «Хэллоуин». Теперь нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники.

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Атмосфера предстоящего празднования Нового года и Великого Рождества Христова открывает огромные возможности для приобщения детей к культурным и православным традициям России.

3. Основные цели и задачи проекта

Цель проекта:

Формирование у детей разносторонних знаний и эмоционального отношения к светлому празднику Рождества Христова.

Задачи:

  • организовать совместные творческие дела на сплочение детского коллектива;
  • способствовать формированию нравственной культуры детей и родителей;
  • создать условия для развития познавательных и творческих способностей, навыков межличностного общения участников сетевого проекта;
  • воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, желание дарить людям радость.

4. Целевая группа

Проект направлен на воспитанников дошкольных учреждений 3-7 лет, их родителей и педагогов. В проекте приняли участие 13 команд из разных дошкольных учреждений города Лесозаводска.

5. Краткое описание ситуации проекта

Проект направлен на формирование у детей интереса к основам православной культуры, создание благоприятного эмоционального климата для раскрытия духовно- нравственных качеств каждого ребёнка.

Особенность проекта в том, чтобы объединить всех участников педагогического процесса во время выполнения творческих заданий для формирования представлений о том, что такое Рождество.

6. Календарный план реализации проекта

(последовательное перечисление основных мероприятий проекта)

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап (с #1075;. по г.)

1

Обзор методической литературы, периодических изданий и интернет ресурсов по приобщению детей дошкольного возраста к православной культуре

Авторы проекта

С г. по г.

2

Разработка плана реализации проекта

Авторы проекта

С 2022 г. по г.

3

Создание страниц проекта с использованием сервисов Google. Рассылка ссылки-приглашения для команд дошкольных учреждений.

Авторы проекта

С г. по 2022 г.

4

Открытие регистрации команд-участников. Создание общей презентации «Давайте познакомимся»

Авторы проекта, педагоги-кураторы команд

С г. по г.

Основной этап (с г. по г.)

5

Знакомство детей с праздником Рождество. Проведение бесед «Что такое Рождество Христово? Почему люди празднуют этот праздник?», «Символы Рождества», «Семейные традиции».

Создание композиции или макета «Ночь перед Рождеством» Изготовление с детьми композиции или макета отображающего светлое, волшебное и сказочное Рождественское настроение.

● Результаты работы оформить в формате слайд шоу (количество слайдов - не более 10).

● Загрузить на google. Открыть доступ для просмотра.

● Внести ссылку в таблицу продвижения.

Педагоги-кураторы команд

С 2022 г. по г.

6

«Чудо своими руками» - поздравительная открытка. Необходимо совместно с детьми изготовить поздравительные открытки (техника выполнения на усмотрение участников) и провести акцию «Поздравляем с Рождеством!» (поздравить можно бабушек и дедушек, родителей других групп, сотрудников детского сада, воспитанников соседних групп и т.д.)

● Подготовить фотоотчет о проделанной работе, загрузить на google.

● Внести ссылку в таблицу продвижения.

Педагоги-кураторы команд

С г. по г.

7

«Кулинарный поединок». Родители совместно с детьми готовят «Рождественское печенье», украшают его и представляют.

● Представить работу в формате видеоролика (продолжительность до 3-х мин).

● Загрузить на Открыть доступ для просмотра.

● Внести ссылку в таблицу продвижения.

Педагоги-кураторы команд, родители воспитанников

С г. по г.

8

Фольклорный праздник «Пришла Коляда – отворяй ворота»

● Представить работу в формате видеоролика (продолжительность до 3-х мин).

● Загрузить на Открыть доступ для просмотра.

● Внести ссылку в таблицу продвижения.

Педагоги-кураторы команд

С г. по г.

Заключительный этап ( г.)

9

Рефлексия, награждение команд-участников

Авторы проекта, педагоги-кураторы команд

г.

7. Результаты реализации проекта

Качественные показатели

Для детей:

  • дети познакомились с понятием «праздник», имеют представление о том, какие бывают праздники, знают о празднике Рождества Христова;
  • развилась познавательная активность детей;
  • научились взаимодействовать в обстановке свободного общения со сверстниками и взрослыми;
  • развились творческие способности детей;
  • расширились представления детей о культурном наследии русского народа;
  • развились духовно-нравственные качества личности: стремление к доброте, скромности, любви к ближнему, послушание, трудолюбие, вежливость.

Для педагогов:

  • обогатился опыт практической работы по духовно-нравственному развитию детей;
  • закрепились навыки работы в Интернет;
  • появилось умение планировать, анализировать, оценивать ресурсы;
  • отточились навыки работы в команде.

8. Перспективы развития проекта

В результате реализации данного проекта была создана эффективная модель работы в детском саду по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста и приобщению к православной культуре. Творческий коллектив организаторов проекта планирует запуск других сетевых проектов по темам «Светлая Пасха», «Масленица», «Яблочный Спас». Планируется расширение географии проектов, выход на краевой и всероссийский уровень.

9. Распространение информации о деятельности по проекту и его результатах

Информация о мероприятиях, проводимых в рамках проекта, а также о его результатах будет представлена на сайте ДОУ, в телекоммуникационной сети ВКонтакте и Телеграмм канале.

Планируется распространение педагогического опыта посредством участия в педагогических конкурсах, фестивалях педагогического мастерства, форумах и конференциях.

10. Ссылка на страницу проекта

Список используемой литературы

1. «Ладомир»: книга для чтения по православной культуре. Т.3- -Самара ООО «Типография «Книга», 2005-500с.

2. Фролова А., Дедешкш Л. Прикоснуться к истокам культуры предков.//Дошкольное воспитание, 2006- №5- с.127-128

3. Н. П. Степанов Народные праздники на Святой Руси. – М. : Российский Раритет 1991. – 80с.

4. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.

5. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 3. - С. 18-26.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Паспорт сетевого познавательно-творческого проекта-конкурса

Название проекта-конкурса «Рождественская сказка»

Авторы проекта-конкурса:

Тоирова Фируза Давроновна - старший воспитатель МДОБУ “Детский сад № 12 Лесозаводского городского округа” г. Лесозаводск, тел.89243286618

Юренок Виктория Витальевна - воспитатель МДОБУ “Детский сад № 12 Лесозаводского городского округа” г. Лесозаводск, тел. 89241331081

Банина Елена Рашитовна - воспитатель МДОБУ “Детский сад № 12 Лесозаводского городского округа” г. Лесозаводск, тел. 89294274574

Актуальность

Обычаи и традиции – это культурное наследие и богатство любого народа. Они отражают его самобытность, отношения между людьми, устои общества, которые формируются и развиваются на протяжении столетий. Современные дети плохо знают своих предков и свои корни, не знают и не умеют праздновать исконно русские и православные праздники. На смену им давно пришли и стали популярными такие праздники как «День святого Валентина», «Хэллоуин». Теперь нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники.

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Атмосфера предстоящего празднования Нового года и Великого Рождества Христова открывает огромные возможности для приобщения детей к культурным и православным традициям России.

Условия участия:

В сетевом проекте - конкурсе (далее – проекте) могут принять участие команды воспитанников всех возрастных групп и их родителей под руководством педагога, прошедшие регистрацию.

Для участия в проекте каждая команда должна иметь google аккаунт или создать его (как создать гугл-аккаунт) .

Участники проекта:

  • Воспитанники под руководством педагога.
  • Родители (законные представители)

Краткое описание ситуации проекта:

Проект направлен на формирование у детей интереса к основам православной культуры, создание благоприятного эмоционального климата для раскрытия духовно- нравственных качеств каждого ребёнка.

Особенность проекта в том, чтобы объединить всех участников педагогического процесса во время выполнения творческих заданий для формирования представлений о том, что такое Рождество.

Цель проекта

Формирование у детей разносторонних знаний и эмоционального отношения к светлому празднику Рождества Христова.

Задачи

1. Организовать совместные творческие дела на сплочение детского коллектива.

2. Способствовать формированию нравственной культуры детей и родителей.

3. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, навыков межличностного общения участников сетевого проекта.

4. Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, желание дарить людям радость.

Условия регистрации:

Регистрация и знакомство участников сетевого проекта начнется с 15 декабря 2022 года.

Для регистрации необходимо внести данные в электронную форму и создать слайд в коллективной презентации с представлением команды с 15 декабря по 19 декабря 2022 года включительно.

Сроки проведения сетевого проекта являются строгими. Команды должны придерживаться плана проведения и закончить выполнение заданий всех этапов к последнему дню сетевого проекта.

Создание материалов проекта

Продукты:

1 задание ( – )

Знакомство детей с праздником Рождество. Проведение бесед «Что такое Рождество Христово? Почему люди празднуют этот праздник?», «Символы Рождества», «Семейные традиции».

Создание композиции или макета «Ночь перед Рождеством» Изготовление с детьми композиции или макета отображающего светлое, волшебное и сказочное Рождественское настроение. Композиция может быть изготовлена с использованием любых доступных детям средств и техник изобразительного творчества.

Результаты работы оформить в формате слайд шоу (количество слайдов - не более 10).

● Загрузить на google. Открыть доступ для просмотра.

● Внести ссылку в таблицу продвижения.

2 задание ( – )

«Чудо своими руками» - поздравительная открытка. Необходимо совместно с детьми изготовить поздравительные открытки (техника выполнения на усмотрение участников) и провести акцию «Поздравляем с Рождеством!» (поздравить можно бабушек и дедушек, родителей других групп, сотрудников детского сада, воспитанников соседних групп и т.д.)

  • Подготовить фотоотчет о проделанной работе, загрузить на google.
  • Внести ссылку в таблицу продвижения.

3 задание ( – )

«Кулинарный поединок». Родители совместно с детьми готовят «Рождественское печенье», украшают его и представляют.

  • Представить работу в формате видеоролика (продолжительность до 3-х мин).
  • Загрузить на . Открыть доступ для просмотра.
  • Внести ссылку в таблицу продвижения.

4 задание ( – )

Фольклорный праздник «Пришла Коляда – отворяй ворота»

  • Представить работу в формате видеоролика (продолжительность до 3-х мин).
  • Загрузить на . Открыть доступ для просмотра.
  • Внести ссылку в таблицу продвижения.

Награды:

Все команды получат дипломы различной степени.

Экспертная группа и порядок оценки работ

Для определения победителей формируется Экспертная группа, которая проводит оценку конкурсных работ участников.

Результатом работы Экспертной группы являются заполненные и подписанные индивидуальные экспертные листы с проставленными баллами, которые передаются авторам проекта для определения рейтинга участников.

Критерии оценивания работ участников проекта:

  1. Соответствие тематике, форме задания, соответствие возрасту и т.п. (0- 5 баллов).
  2. Эстетичность оформления материалов, качество представленных материалов и т. п. (0-3 балла).
  3. Оригинальность подачи материалов (выразительные средства: наличие звукового сопровождения, видеоэффекты и т.п.(0-4 баллов).
  4. Грамотность, культура и логичность изложения (культура русского язык и т. п.) (0-3)
  5. Полнота выполнения задания (выполнено полностью– 5 баллов, частично– 3 балла.

Приложение 2

Инструкция «Как создать аккаунт Google»

Аккаунт Google позволяет пользоваться большинством сервисов Google без необходимости регистрироваться в каждом из них. С аккаунтом Google вы можете:

  • отправлять и получать электронную почту в Gmail;
  • получать рекомендации на YouTube;
  • скачивать приложения из Google Play.

Шаг 1. Выберите тип аккаунта Google

Важно! Если вы создаете аккаунт Google для своей компании, то можете включить персонализацию для бизнеса. Корпоративный аккаунт также упрощает настройку профиля компании в Google, с помощью которого вы можете управлять данными о своей компании и привлекать клиентов.

При создании аккаунта Google мы просим указать личную информацию. Если вы предоставите точные данные, нам будет проще защитить ваш аккаунт, а вам – удобнее пользоваться нашими сервисами.

Примечание. Для создания аккаунта Google необязательно нужен аккаунт Gmail. Вместо него можно использовать адрес электронной почты, зарегистрированный у другого поставщика услуг.

  1. Откройте страницу входа в аккаунт Google.
  2. Нажмите Создать аккаунт.
  3. Введите свое имя.
  4. Укажите имя пользователя в соответствующем поле.
  5. Введите пароль и подтвердите его.
  • Подсказка. При вводе пароля на мобильном устройстве первую букву можно указывать без учета регистра.
  1. Нажмите Далее.
  • Добавьте и подтвердите номер телефона (необязательно).
  1. Нажмите Далее.

Как использовать уже существующий адрес электронной почты

  1. Откройте страницу входа в аккаунт Google.
  2. Нажмите Создать аккаунт.
  3. Введите свое имя.
  4. Нажмите на ссылку Использовать текущий адрес электронной почты.
  5. Введите свой текущий адрес электронной почты.
  6. Нажмите кнопку Далее.
  7. Чтобы подтвердить адрес электронной почты, введите код, полученный на этот адрес.
  8. Нажмите Подтвердить.

Шаг 2. Защитите свой аккаунт

Указав резервный номер телефона и адрес электронной почты, вы всегда сможете восстановить доступ к аккаунту, если его попытаются взломать или вы забудете пароль.

Узнайте, как не потерять доступ к аккаунту Google.

Как устранить проблемы

Проверьте, есть ли у вас аккаунт Google

Проверьте, на какой адрес электронной почты отправляются уведомления

Если адрес электронной почты уже используется

Приложение 3

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Рождестве Христовом

(в помощь педагогам-куратарам)

Цель: Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.

Задачи:

- познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова;

- расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;

- привлечь внимание детей к христианским традициям;

- воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.

Предварительная работа: Посещение церкви; ознакомление с иконами «Рождество Христово»; картинами великих художников, которые повествуют о Рождестве; чтение. Евангелие для малышей, сборника рождественских рассказов, стихов, колядок и песнопений; заучивание стихотворений.

Материал: проектор; экран; компьютер; детская Библия; книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; старинные рождественские открытки; Рождественский вертеп; нарядная елочка; валенки.

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Сегодня будет Рождество,

Весь город в ожиданье тайны,

Он дремлет в инее хрустальном

И ждёт: свершится волшебство.

М. Ю. Лермонтов

Вопросы к детям.

- Ребята, скажите пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?

- Что происходит в этот день?

- А почему поздравляют в этот день именно вас?

- А кто знает, что такое Рождество Христово?

- Когда его празднуют?

Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуют

7 января.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества

6 января

считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

Благая весть.

Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.

В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.

Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.

Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами.

И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.

Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.

Весть Ангела пастухам.

Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом.

Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении.

Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

Дети читают стихотворение:

Рождественское.

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос...

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком...

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

Саша Черный.

Путеводная звезда.

Воспитатель: Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения.

Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами). Волхвы знали, что в скором времени должен родиться Царь Иудейский, Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу.

Ирод был коварным и жестоким человеком и решил, во что бы то ни стало погубить Иисуса Христа, так как испугался, что этот Младенец, когда вырастет, отнимет у него власть.

А волхвам сказал так:

«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».

Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу и привела к дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары - золото, ладан и смирну»

Ладан и смирна - это благовония, которые в то время ценились очень дорого.

Ребенок читает стихотворение:

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних.

Вот пропели петухи –

И за ангелами в вышних

Славят бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над ним горит высоко

Та звезда далеких стран;

С ней несут цари Востока

Злато смирну и ливан.

Афанасий Фет 1842 г.

Воспитатель: Той же ночью Бог открыл волхвам истинные намерения коварного Ирода и велел не возвращаться к нему. Мудрецы послушно отправились домой другим путем, не открыв царю тайну нахождения Спасителя. Узнав, что мудрецы обманули его, Ирод разгневался и отдал страшное приказание истребить всех младенцев мужского пола в Вифлееме, так как боялся потерять свой трон. Но, к счастью, Иисуса в городе уже не было.

Иосифу во сне явился Божий ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его»

В Египте святое семейство прожило до самой смерти царя Ирода, а вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете.

Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.

В Сочельник под Рождество.

С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.

В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса!) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этот праздник.

Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной.

В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками. Считалось, что чем больше колядовщиков войдет в дом, тем удачнее для хозяев будет год.

Давайте, ребята, и мы с вами поиграем.

Игра «Пирог»

(под русскую народную музыку)

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:

Да экий он широкинький,

Да экий он высокинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».

Игра «Валенки»

Для игры нужны двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон и стараются одеть валенки. Выигрывает тот, кто прибежит первым и наденет валенки.

А теперь, ребята отгадайте

Рождественские загадки:

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник – … (Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам

и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,

Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки,

красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,

Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,

а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,

И, сердце замирает в ожидании … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –

На земле родился … (Иисус Христос).

Воспитатель: А ещё в этот вечер показывали вертеп - спектакль о рождении Спасителя. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, с изображением пещеры, в которой родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, разыгрывали спектакли о рождении Спасителя.

Добрый свет Рождества.

В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.

Рождество – это праздник подарков. В память о дарах волхвов новорожденному Иисусу, люди дарят друг другу подарки на Рождество.

Но самым главным подарком для всех нас является Божий дар – Спаситель Иисус Христос.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали о Рождестве Христовом,

- о христианских традициях?

- Кто такой Иисус Христос?

- Участвовали ли вы в исполнении обычаев народных праздников?

Приложение 4

Беседа с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Рождество»

Воспитатель: Дети, скоро пройдёт чудесный праздник «Рождество Христово». Дома украшают красивыми елками с игрушками, снежинки делают, дарят друг другу подарки. Я думаю, что вы получите тоже подарок от мамы и папы.

Воспитатель читает стихотворение.

Рождество — это значит радость,

Рождество — это значит мир!

Рождество — это значит надо

Всех простить, как Иисус простил!

Библейская история. Рождение Иисуса было описано в Библии (показываю детскую Библию детям, они повторят несколько раз слово «Библия»).

Берём куклу-малыша, завернём его в покрывало и возьмём в руки. «Много-много лет назад родился маленький мальчик, малыш по имени Иисус. Он был особенным. Он был Богом и человеком одновременно. Он родился, чтобы помогать людям, спасти их от грехов. Бог любит вас и каждого человека на земле».

У кого из вас есть маленькие братик и сестренка? Посмотрите на эту картинку – малыш только что родился. Он еще не умеет говорить, ходить, кушать как взрослый человек. Он маленький и беспомощный. О нем заботится мама и папа. Маленьких детей носят на руках или возят в колясках.

Маленький Иисус родился в городе Вифлееме. Маму Иисуса звали Марией, а папу – Иосифом. В то время люди одевались по-другому, не как ваши мамы и папы. Мария едет на осле в город Вифлеем, а Иосиф идет рядом с ней. Ей тяжело, т. к. она скоро должна родить малыша.

Место, где он родился, называется хлев, там держали домашних животных

Как же это произошло и что удивительного было при рождении Иисуса? Одно из чудес – пастухи увидели ангелов на небе. Пастухи – это те, которые пасут овец. Ночью они увидели много ангелов, которые славили Бога, говорили «Аллилуйя!» и пели песни. Ангелы служат Богу и помогают людям. Они также заботятся о каждом из вас.

Включаем песню «Звёздочки ярко сияли» .

Воспитатель задаёт вопросы детям.

— В каком городе родился Иисус?

— Где его мама?

— Как ее звали?

— Как звали папу Иисуса?

— Кто подарил подарки Иисусу?

— Что люди увидели необычного на небе?

— Как называется книга, где можно прочитать эту историю?

Если дети не могут ответить на эти вопросы, воспитатель помогает им.

Поделки. На праздник Рождества Христова люди дарят друг другу подарки. Сейчас мы с вами сделаем подарки для наших мам и пап. Заранее готовятся вырезанные фигуры для детей — Ангела, звезды. Пусть дети приклеят их на темно-синий фон. Объясните детям, где звезды, ангелы и младенец Иисус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Русские богатыри" для детей старшего возраста.

Актуальность.Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родну...

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!» Январь 2017 год

Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Взрослые должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим ...

Познавательный, творческий, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Животный мир"

На земле  обитают  тысячи видов различных животных. Некоторые из них гиганты, такие как голубые  киты, слоны, а другие - совсем крошечные: насекомые, грызуны и членистоногие. Вся планет...