"Формирование представлений об истории родного города Тольятти" для младшего возраста
статья (младшая группа)

Леонтьева Людмила Ивановна

Для маленького ребёнка – Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живёт он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование представлений об истории родного города Тольятти"

Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь только систематической работой, как на занятиях, так и вне их.

На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. От того как воспитатель преподнесёт материал, зависит, воспримет ли ребенок новые знания, или эта информация не затронет чувства детей, не вызовет у них желание узнать что – то новое. Как известно – игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать игру и патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России.

Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Для маленького ребёнка – Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живёт он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Работа по данной теме ведется с раннего детства. В детском саду начинаем работу по познанию родного края, города с младшей группы.

Рекомендуется следующая модель познания - Интеграция образовательных областей, с решением образовательных задач в следующих областях: познание, коммуникация, социализация, творчество, которая представляет собой спираль, где на каждом витке происходит закрепление прошлого опыта и формирование нового.

В возрастной группе 3-4 года, я реализую задачи парциальной Программы «Я – гражданин Самарской земли» по разделам «Мой любимый город», «Просторы Самарской области», «Славится Самарский край».

Целевые ориентиры познавательного развития данной темы, это - дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство.

Составляя рассказ о городе, я включаю в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, учить их рассуждать, анализировать. Всё это помогает монолог воспитателя превратить в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Большое значение играет устное народное творчество, в первую очередь, народные сказки, мифы, легенды - ведь в них говорится о том, что было давно. Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует употреблять даты, так как дошкольникам не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что события проходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т. д.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, я рассказываю о различных архитектурных сооружениях: памятниках, зданиях, Дворцах культуры, соборах. В этих случаях не следует подробно рассматривать специальную архитектурную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Познавая родной город, мы говорим также и о населении, растениях, животных.

Приобщая детей к истории родного города, нужно учитывать, что информация, данная мной, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать близким или знакомым то, что узнал в детском саду; посадить около дома цветы, чтобы двор стал красивее; не сорить и т. д.

Работая по данной теме я широко используются дидактические игры «Узнай, по описанию», «Где мой дом?», «Назови достопримечательности», «Собери национальный костюм», сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Семья», «Магазин», «Больница», «Библиотека», «Почта», игры со строительным материалом «Улица», «Стадион», «Вокзал», опытно – экспериментальная деятельность - это посадка цветов и насаждений, наблюдение «Дома на нашей улице». Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день, т.к. узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Так же очень важны на занятиях формы организации совместной деятельности, чтение стихотворений, пословиц и поговорок и загадок о родине, беседа о родном городе. Рисование «Мой любимый город», аппликация «Мой дом», машины нашего города, работы фольклорного плана - раскраска макетов глиняных игрушек, посредством которых ребенок узнает о быте своего народа.

На занятиях я использую материал: фотографии, открытки, иллюстрации с изображением исторических и современных мест Родного города Тольятти, машины нашего города, памятник Татищеву, парк Победы, игрушка Пёс Дружок, фотографии «Кто работает в Тольятти?» фото-презентация «Улицы вокруг нас», набор картинок для классификации на темы: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки». В развивающей предметно-пространственной среде группы есть схемы для конструирования, кубики; модели автомобилей АВТОВАЗа, иллюстрации с изображением автомобильного завода АВТОВАЗ; настольно-печатные игры «Посуда»; наборы иллюстраций на тему «Подарки»; игрушки-забавы; игрушечные кондитерские изделия. В группе оформлен патриотический уголок, куклами в национальных костюмах татарский и русский, и фотографиями семей в национальных одеждах.

В нашей работе очень важна преемственность, сотрудничество с родителями. Я советую родителям, посетить те места, о которых я рассказала детям на занятиях, привлечь к изготовлению различных макетов, закреплению правил безопасности на улицах и дома. Рассматривая дома семейные фотографии, родители могут рассказать ребёнку об интересных случаях из жизни семьи, города. Предложить родителям выпустить фотоплакат или фото- презентацию «Интересные истории», «С мамой, папой на машине», «Что я видел» проиллюстрированные семейными фотографиями, важны также выставки семейных плакатов: «Любимый уголок родного города», «Мой дом», «Наши улицы». Можно организовать в детском саду встречу, где будут звучать рассказы родителей о своей работе, о предприятии, на котором они работают, о продукции, которую выпускают. Так же я проводила анкетирование для родителей «Мой город – Тольятти», где родители отвечали на вопросы, такие как: Ведете ли Вы с детьми беседы о Тольятти? Знает ли Ваш ребенок достопримечательности города? Какие? Любите ли Вы с ребенком гулять по Тольяттинским улицам? Каким? Рассказывали ли Вы своему ребенку об улице, на которой живете?

Еще одним средством ознакомления детей с историей родного города выступают различного рода досуговые мероприятия и развлечения.

Это: «День пожилого человека», «Осенняя ярмарка», «Новогодний утренник», «День защитников Отечества», «Масленица», «Весёлые старты», «День Победы», «День города», что позволяет познакомить детей с музыкальным и песенным творчеством родного народа, народными приметами, народными играми.

Итак, задача воспитателя - научить дошкольника замечать вокруг то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться историей своего города, ценить и беречь то, что нас окружает. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Для маленького ребёнка – Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живёт он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.

Важность воспитания гражданственности огромна, не только, как для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприяти...

Формирование интереса к истории родного города как средство воспитания патриотизма

Презентация выполнена как творческий отчет по проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и их семей на тему:"Город, в котором я живу".В проекте принимали участие более десяти детей ...

"Формирование представления дошкольников о родном городе, крае и известных людях."

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за с...

"Формирование представления дошкольников о родном городе, крае и известных людях."

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за с...

Педагогический проект «Формирование представлений о профессиях родного города как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство к Родине. Оно начинается у ребёнка с любви к своей малой родине...

Презентация "«Формирование представлений о малой родине у дошкольников младшего возраста».

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.Ценностное отношени...