Консультация для воспитателей "Коллекционирование-одна из моделей исследовательской деятельности детей"
консультация

Хафизова Регина Фанавиевна

Консультация для воспитателей о  заинтересованности детей коллекционированием в разные возрастные периоды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ – ОДНА ИЗ МОДЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

        

      Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество. Ребенок стремиться понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.

      Именно с коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

      Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Внимательное отношение взрослых к увлечениям детей, поддержка и их развитие - непременное условие становления познавательной активности ребенка.

      Первоначальный интерес к коллекционированию появляется у детей еще в младшей группе. Поэтому необходимо создать условия, побуждающие детей трехлеток к самостоятельной познавательной активности: каждому ребенку предоставить место для хранения личных вещей и предметов, которые вызывают у них интерес - «сокровищницы» (сумочки, красочные мешочки, коробочки, рюкзачки). Содержимое «сокровищницы» - неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком. Дети с охотой отзываются на подобное общение, так как оно  построено на близком и интересном для ребёнка содержании. По содержанию «сокровищниц», из рассказов и вопросов детей становится ясно, к чему проявляет интерес тот или иной ребёнок. В увлекательной форме можно передать детям информацию о мире природы, побуждая малышей создавать копилки, связанные с наблюдениями детей на прогулках («Подарки осени, зимы, весны, лета»). Осень - это красивые листья, красные ягоды рябины, зарисовки осеннего дождя и луж; зима - это лёгкие снежинки и веточки новогодней ели, зарисовки весёлых зимних забав.

      Работа по выявлению и поддержанию первых избирательных интересов у детей продолжается и в среднем возрасте. Для этого в группе необходимо создать условия для работы детей с коллекциями, собранными по их личным интересам: коллекция фантиков, календариков. При организации работы необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Вместе с детьми обсудить правила обращения с предметами коллекции. Дети станут понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, но в тоже время, нельзя делать их неприкасаемыми, иначе дети быстро потеряют к ним интерес. Они должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать вещи, по-своему их располагать, классифицировать, сравнивать по цвету, форме и величине.

      Работа с родителями.

      Опыт работы показывает: если удается найти в этом деле союзников в лице родителей, то работа пойдет очень активно и принесет множество ценных плодов. Прежде чем начать работу с детьми необходимо познакомить родителей с данной проблемой.

      Сначала с помощью анкетирования нужно выявить уровень педагогической компетентности родителей в области детского коллекционирования, анализ которого покажет:  сколько родителей занимаются коллекционированием (марки, монеты, открытки, значки, товары народного творчества, картины, статуэтки). При этом родители отметят, что их детям интересно что-то «собирать».  В основном это игрушки от киндер-сюрпризов; фантики; наклейки; модели жуков, автомобилей, собачек, лошадей, карточки из журналов «Человек-Паук».

      В помощь родителям необходимо оформить памятку «Воспитываем коллекционеров!», где нужно рассказать о пользе данного метода и о том, что можно коллекционировать в группе и дома. Родители  включатся в работу по созданию коллекций, активно будут помогать детям в сборе экземпляров и информации о собранном материале. Периодически  организовывать совместно с родителями выставки «Моя коллекция».

      Создавая условия, направленные на развитие познавательных интересов, потребностей и способностей старших дошкольников, акцент уже делается не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Организуя поисково-исследовательскую деятельность со старшими дошкольниками, нужно быть внимательными к интересам детей, и в тоже время использовать материал, легко поддающийся группировке и сортировке по видам.

      С целью поддержания интереса к собиранию коллекции и расширения кругозора об экспонатах используются разнообразные формы работы в различных видах деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

      Собирая коллекцию, дети становятся внимательнее к мелочам и узнают

 о простых вещах гораздо больше, чем другие.

      Результатом работы становятся разнообразные коллекции: «Мир морей и океанов», «Мир насекомых», «Мир камней и минералов», «Путешествие в мир Динозавров», «Бабочки».

Данная форма работы дает очень многое детям и взрослым, в первую очередь расширяет кругозор детей, углубляет и систематизирует знания, так необходимые для обучения в школе, так же дети становятся любознательными, активными, будут  больше интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире, задавая все больше вопросов.

       Вывод: метод коллекционирования - это удивление, умение видеть необычное в обычном, встреча с «чудом».

Список используемой литературы

  1. Доронова Т. Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. - М. : Просвещение, 2004.
  2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М., 2007.
  3. Прохоров Л. Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. - М., 2007.
  4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара, 2010.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac168.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

В материале даны рекомендации по подбору материала и оборудования для познавательско-исследовательской деятельности детей раннего возраста....

Консультация для воспитателей "Создание условий для исследовательской деятельности детей."

Создание условий для исследовательской деятельности детей. Детская любознательность,если её удается  сохранить,дает постоянный стимул к раз-витию способностей.Н.С. Лейтес....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Консультация "Роль семьи в развитии поисково - исследовательской деятельности детей"

Консультация "Роль семьи в развитии поисково - исследовательской деятельности детей"...

Консультация для родителей по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познани...

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)» «ЭХ, ЛАПТИ МОИ, ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ…»

формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта; развивать связную речь детей....