Проект «Этнические сказки для дошкольников России» и его реализация в образовательных учреждениях страны
статья

Макушкина Светлана Вячеславовна

В статье рассматривается уникальный проект «Умные игры в этнических сказках» созданный педагогами из разных городов России. Педагоги из разных городов создали серию конспектов (12) по сказкам народов России, включив в конспекты элементы сказкотерапии и заданий развивающей направленности. Уникальность проекта в том, что посредством знакомства со сказками, в нем уделяется равное внимание формированию социального, эмоционального и познавательного интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_etn_skazki.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы живем в уникальной стране. В России проживают более 190 национальностей, более 160 народов.

Представители разных национальностей могут проживать на в одном городе, работать в одном коллективе. Зачастую в семьях встречаются представители разных национальностей

Общаться, дружить работать вместе – для нас естественно. Разумеется, что для установления доброго, конструктивного общения, надо знать и уважать те народы, что живут в одном общем доме «Россия». Понимая, что каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием, мы должны знать и уважать в первую очередь культурное наследие тех, кто живет с тобой в одном доме

Указом президента 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Немалую роль в структуре нематериального культурного наследия занимают сказки, эпические песни, сказания, былины.

 Знакомство с культурным наследием необходимо начинать в дошкольном детстве. Это возраст, когда ребенок выходит из мира семьи и попадает в мир социума. Ему приходится учиться устанавливать отношения с миром взрослых людей, понимать что есть люди разных взглядов, установок, обычаев.

 Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания уважения к людям другой национальности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур

Неслучайно, среди основных принципов дошкольного образования в федеральном государственном стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Поэтому знакомство с культурным наследием надо начинать в дошкольном возрасте и со сказок. Сказки – это первая рука, которая вводит ребенка в мир отношений, поступков, формирования личности.

Этнические сказки народов, проживающих на территории нашей страны – это не только знакомство с народами. Это более глубокий пласт духовного развития ребенка. Мы считаем, что с настоящее, глубокое воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны. Говоря точнее – надо знать скказки как своего, так и рядом живущего народа.

  1. Знакомясь со сказкой своего народа, ребенок ощутит свою уникальность и идентичность.
  2. Знакомства со сказками других народов, их светлые, сказочные образы незаметно вызовут чувство принятия и уважения к другим народам.
  3. Все вместе это даст чувство единения и сопричастности к народам своей страны

«Народ, чью сказку мы к себе приблизили, становится нашим побратимом не формально, а по-настоящему. И в мире становится чуть меньше вражды, и чуть больше Любви» пишет автор метода комплексной сказкотерапии, д-р наук, профессор Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. И мы, согласясь в полной мере с автором цитаты, зададимся вопросом – как составить интересные занятия для дошкольников, чтобы знакомить их со сказками народов России

Как автор программ по игросказкотерапии для дошкольников я понимаю, как важно составить грамотные и емкие конспекты занятий для детей по сказкам. Как важно не только прочитать сказку, а сделать так, чтобы она отложилась в памяти малыша, была ему полезна и интересна.

Поэтому в 2021 г у нас зародилась идея – создать для педагогов виртуальное методическое пособие по этническим сказкам.

На эту идею откликнулось много педагогов из регионов России.

С ноября 2021 работая в одной группе, в едином темпе, следуя заданным критериям в течение 3х месяцев мы разработали комплекс занятий с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с этническими сказками народов России, включая развивающие задания по созданию персонажей сказок

34 педагога из городов: Тольятти, Челябинск, С –Петербург, Сургут, Кашира, Еманжелинск, Самара, Волгоград, Невьянск, Комсомольск-на-Амуре, Якутск, Мытищи, Ростов-на Дону, Муром

Создали конспекты развивающих занятий, взяв за основу сказки:

удмуртская, башкирская, сказка народа водь, мордовская, якутская нанайская уральская чувашская русская якутская мансийская таджикская, ненецкая, армянская, казахская

Целью данного сборника являлось: Распространение уникального педагогического проекта, включающего в себя развивающую и духовно-нравственную направленность, основанного на этнических сказках народов России;

В чем уникальность данного проекта?

Его уникальность в сочетании духовно-нравственных, социально-коммуникативных и познавательных начал.

Понимание глубокого смысла сказки на доступном для детей уровне, принятие ценности народа, принятие его нравственных ориентиров содействует формированию духовно-нравственных ценностей;

Осмысление и принятие характеров главных героев, умение оценить персонажей и героев, их диалоги и поступки, способствует развитию социально-коммуникативных основ;

В связи с тем, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, мы предлагаем в своих занятиях выкладывать образ героев из развивающих игр. Образ героев сказки поможет ребенку более глубоко запомнить сюжет и смысл сказки, а задания из развивающих игр, направленные на формирование зрительно-пространственных операций и мышления окажут огромную помощь в развитии малыша. Все наши конспекты созданы на основе игр нашего соотечественника, автора развивающей технологии В.В.Воскобовича. Отметим, тот факт, что данные игры разработаны нашим соотечественником В. Воскобовича и производятся в г. Санкт-Петербург.

Что является несомненным преимуществом в современной ситуации.

Рассмотрим коротко фрагменты некоторых конспектов-сказок, чтобы остановить свое внимание на сочетании вышеперечисленных основ занятий.

К примеру, в чувашской сказке «Лиса-плясунья», лиса, чтобы избежать опасности и не преодолеть страх просит дедушку дать ей хушпу- национальный головной убор. Вместе с детьми мы создаём из конструкторов игр .В.Воскобовича хушпу для лисы, и постепенно проникаемся важной мыслью сказки: Одевая на себя одежды своего народа, мы приобщаемся к его силе, его мудрости

Отметим, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, составляя самостоятельно сказочные образы ребенок не только лучше запоминает сюжет сказки, но и более точно усваивает его главный смысл

Расматривая нанайскую сказку «Айога» мы рассуждаем, что есть диалог, а есть отговорки, которые не приведут к добру

Если много любоваться собой , то может вырасти длинная шея. И, запонимая этот важный момент малыши вместе с педагогом разбирают образ Айоги и выкладывают гуся, в которого она превратилась. Наглядное изображение смысла сказки служит более точному ее усвоению

В заключении отмети, что все задания, состоящие из развивающих игр направлены на развитие зрительного восприятия, как ведущего познавательного процесса в дошкольном возрасте.

Сформированное зрительное восприятие является основой, на которой опираются в школьном возрасте образные формы познания

Мы, педагоги дошкольных образовательных организаций из 14 городов России, создавали этот сборник с надеждой, что наш опыт будет использован в различных детских учреждениях России

И что наш сборник будет не последним. Сочетание сказки и развивающих игр – это самое интересное и разумное воспитание и развитие дошкольника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальная адаптация дошкольников с синдромом Дауна в условиях образовательных учреждений – ключевой шаг к интеграции в жизнь общества . »

Воспитание, обучение и социализация детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей - сложная социальная и педагогическая задача. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их во...

Победа во Всероссийской выставке РФ (ореди образовательных учреждений страны)

ИтогиВсероссийской выставки образовательных учреждений 2016г. -2017г.проходившей в период с 25 ноября 2016г. по 15 января 2017г.Результаты утверждены приказом № 11 от 8 февраля 2017г.Официальный...

"День России" сценарий праздника в дошкольном образовательном учреждении

В нашем дошкольном образовательном учреждении особое внимание отводится патриотическому воспитанию дршкольников. Предлагаю вашему вниманию сценарий, который поможет маленьким детям закрепить символы Р...

Выпускной проект по теме: Деятельность воспитателя по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР

В современном мире становиться много детей с различными видами отклонений в развитии, которые нуждаются в помощи логопеда, психолога. для того, что бы работать с такими детьми мы разрабатываем индивид...

Методическую разработку "Развивающий потенциал игр В.В. Воскобовича в реализации преемственности образовательных учреждений"

Развивающий потенциал игр В.В. Воскобовича в реализации преемственности образовательных учреждений - это комплексная методика, которая позволяет развивать у детей такие качества, как логическое мышлен...