Статья на тему "Развитие мелкой моторики у детей"
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Балыбердина Ульяна Дмитриевна

Статья поможет:
- разобраться в понятии "мелкая моторика";
- пониманять зачем нужно ее развивать;
- создать условия для развития мелкой моторики с помощью бытовых предметов и специальных принадлежностей;
- понять, как развивать мелку моторику детей через разные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 Московского района города Санкт-Петербурга

Развитие мелкой моторики у детей

Выполнил

Воспитатель средней группы «Радуга»

Балыбердина Ульяна Дмитриевна

2023

Взросление детей – долгий процесс, сопровождающийся усложнением работы всех систем организма. Каждый человек, принимающий участие в развитии и формировании личности ребенка, должен обеспечить ребенка всем необходимым для грамотного прохождения этого непростого пути.

Развитие мелкой моторики – тонкое действие, с которым у многих родителей и педагогов возникают трудности.

По данным физиологов, мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Ее работа достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

Многие не до конца понимают, зачем нужно ее развивать. «Где-то слышали, что надо…а как правильно и зачем, не понимаем», - часто можно услышать от родителей и даже педагогов. Вот несколько причин:

  1. Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи;
  2. Мелкая моторика улучшает работу воображения, мышления;
  3. Мелкая моторика тренирует внимание, координацию, зрительную память;
  4. Развитая мелкая моторика является фундаментом для приобретения жизненно важных навыков: шнуровка, застегивание и расстёгивание пуговиц, письмо, рисование.

Развитие мелкой моторики стоит начинать уже с 8 месяцев и особенно активно в период 3-5 лет.

Для развития мелкой моторики не нужны какие-то специальные приспособления, достаточно того, что уже есть вокруг вас. Основной посыл – работать каждой рукой по-отдельности, руками вместе, рукой и ногой, ногами вместе и т.д. В детском возрасте все должно происходить через игру, чтобы ребенок не терял интерес и с удовольствием выполнял действия, смыл которых он не до конца понимает.

Важно! В период до 2 лет ребенок может сопротивляться, плакать, кричать. Помогите ребенку плавно войти в игру с использованием пальчиков, а также играйте вместе с ним (показывайте на своих руках, берите его пальчики в свои руки и помогайте ими двигать)

  1. Игры без дополнительных элементов.

Здесь все ограничивается только вашей фантазией. Вы можете просто попеременно сгибать пальчики, а можете устроить целый театр теней. Важно только, чтобы работали ручки и ножки. Самое распространенное – пальчиковая гимнастика под песенки и стишки. Например,

Я с игрушками играю:

Мячик я тебе бросаю,

Пирамидку собираю,

Грузовик везде катаю.

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы.) (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Зёрна курочка клюёт,

И цыплятки тут как тут.

В воду уточка нырнёт,

А цыплятки не нырнут.

(Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

(Щепотки «клюют» по очереди.)

(Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

(Погрозили пальчиком.)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

Руки сложить домиком, и поднять над головой

Пальчики обеих рук соединить в кружочек

Ладошки рук соединяем вместе вертикально

Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики

Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой

Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения

Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана"

Ветры яблони качают.



Листья с веток облетают.



Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Пошли пальчики гулять

Стали листья собирать:

Красный листик, желтый листик…

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? Пять!

С листьями осенними

Будем мы играть.


«Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.

Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому.


Поочередно загибают пальцы на одной руке.

Протягивают вперед ладошки.

Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы

Можете начать с игр с одной рукой, постепенно добавляя вторую, а затем и ноги. Пусть ребенок следит за своими пальчиками глазами, провожая взглядом и встреча каждое новое действие.

  1. Игры с мелкими предметами и массажными мячиками.

Важно, чтобы эти игры проводились под присмотром взрослого, чтобы ребенок не поранился или не съел предметы.

Для игр подойдет почти все:

  • Фасоль;
  • Горох;
  • Семечки;
  • Макароны;
  • Пуговицы;
  • Бусины;
  • Крышки и т.д.

Для младшего возраста достаточно просто перебирание в руках предметов: изучение формы, цвета, развитие тактильности. Чтобы усложнить задачу можно смешать, например, 2 разные крупы, и попросить ребенка рассортировать их.

Для более старшего возраста можно провести:

  • Рисунки из крупы (на листе рисуем что-нибудь, а далее с помощью клея заполняем рисунок крупой)
  • Упражнение с пинцетом (перекладывание предметов с помощью щипцов; для младшего возраста – крупные щипцы, для старшего – пинцет небольшого размера)
  • Игра «волшебный мешочек» (в мешок складывается мелкая и крупная крупа/мелкая и среднего размера/ мелкая и мелкая, но разная на ощупь, ребенку необходимо достать один вид крупы, не видя ее)

Сюда же можно отнести прокатывание ладошек, стоп, пальчиков массажными мячиками, хождение по массажным коврикам и аппликаторам.

  1. Лепка

Лепка не ограничивается только пластилином. Это может быть тесто, соленое тесто, глина, песок, кинетический песок.

Что можно делать:

  • Облепливать бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.;
  • Выкладывать в форме шариков, колбасок, калачиков на картоне конкретные заданные рисунки;
  • Делать отпечатки, надавливая пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.;
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам);
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (малышам можно заранее подготавливать элементы, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

  1. Применение дополнительных предметов
  • Крупная и мелкая мозаика (для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал)
  • Пирамидки (поначалу ребенку важно просто научиться снимать и надевать колечки с основания, далее – делать это от большого к маленькому, а потом можно разнообразить процесс различными заданиями)
  • Нитки (обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы)
  • Болты и гайки (смысл игры простой – накрутить гайки на болты; для игры можно использовать специальные детские пластиковые предметы, а за неимением – обычные металлические, но под чутким присмотром взрослого)
  • Бумага (ребенку важно научиться рвать бумагу, сначала большими кусочками, потом более мелкими)

Помните, что для развития мелкой моторики подходит всё, что угодно, главное – это ваше желание и фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...

Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

материал о развитии мелко мотроики рук дошкольников и ее влияние на развитие речи детей....

Статья «Как развивать мелкую моторику у детей в детском саду с ОВЗ (тяжелым нарушением речи)» (из опыта работы учителя - логопеда).

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в...

Статья на тему “Мелкая моторика у детей трех-четырех лет: развитие и рекомендации для родителей”

Мелкая моторика является важным аспектом развития ребенка, поскольку она влияет на его способность к обучению, речь, координацию движений и общее развитие. В данной статье мы рассмотрим особенности ме...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...