Организация сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОО
консультация (старшая, подготовительная группа)

Доклад на педсовет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация сюжетно-ролевых игр

на современном этапе в ДОО

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).

Наличие детского общества — наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Принципы организации сюжетной игры в детском саду

Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.

Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

1. Выбор игры определяется конкретной воспитательной задачей

2. Педагогическая разработка плана игры:

  • содержание игры
  • направления развития сюжета
  • игровые правила
  • атрибуты для игры
  • организация игровой среды
  • создание игровой ситуации
  • распределение ролей между детьми.

3. Ознакомление детей с планом игры, совместная его доработка

4. Создание воображаемой ситуации

Это важнейшая основа начала сюжетно-ролевой игры. Педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию.

5. Распределение ролей

Воспитатель руководствуется общепедагогическими положениями: он стремиться удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль.

6. Начало игры.

Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.

7. Сохранение игровой ситуации.

Контроль за эмоциональным состоянием всех участников игры, подсказки для обогащения сюжета, подбадривание

8. Завершение игры.

Анализ исполненных ролей, воплощения сюжетной задумки, похвала в инициативности и проявлении фантазии.

Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Форма организации сюжетно - ролевой игры с учетом ФГОС

Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно - ролевой и режиссерской игры должна проводиться:

  • НОД, включающая в себя беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео, презентаций, проведение целевых экскурсий, встреч с представителями профессий;
  • продуктивная деятельность по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры.

Желательно планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры.

Необходимо учитывать время и место игры в режиме дня:

  • I половина дня - НОД
  • II половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы.

Организация развивающей среды для игры с учетом ФГОС

Предметная развивающая среда для игры должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей.

В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового игрушек:

  • «Предметы оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
  • «Игрушки-персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
  • «Маркеры (знаки) игрового пространства» — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).
  • Различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п.

Особенности организации сюжетно - ролевой игры в 1 младшей группе

К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.

Задача педагога - сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником.

Особенности организации сюжетно - ролевой игры

во 2-ой младшей группе

Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Цель - не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы.

Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.

Особенности организации сюжетно - ролевой игры в средней группе

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета. Вся игра носит характер свободной импровизации. Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли.

Организация игры в старшей и подготовительной группах

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра- фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры

  • Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.
  • Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
  • Выполняйте требования Сан Пин о режиме дня.
  • Планирование организуйте так, бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
  • Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
  • Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
  • Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
  • Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
  • Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками.
  • Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
  • Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
  • В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.
  • Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре

Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует развитию личностных качеств воспитанников. В сюжетно-ролевых играх дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность в разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.

Список используемой литературы:

  1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду м.: Москва-СПб. 2008.
  2. Зворыгина, Е.Н., Новоселова С. Л. Игра дошкольников/ Е. Н. Зворыгина, С. Л. Новоселова. -М.: Владос, 2002
  3. Зворыгина, Е.Н., Новоселова, С.Л. Игра дошкольников/ Е.Н.Зворыгина, С.Л.Новоселова. -М.: Владос, 2002
  4. Зябкина И. А. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание. - №
  5. Менджрицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/Д.В. Менджрицкая. - М.: Просвещение, 1982.
  6. Михайленко Н. Я., Короткова, Н.А./Н.Я.Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990
  7. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника - М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный семинар для воспитателей «Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОУ»

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребе...

"Создание условий для организации сюжетно-ролевых игр на современном этапе."

В материале описывается практика создания условий для организации сюжетно-ролевых игр на современном этапе....

Презентация на тему: «Условия организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе»

—Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад № 59» городского округа город  Стерлитамак РБ—Презентация на тему:—«Условия организации...

Презентация на тему: «Условия организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе»

Презентация на тему:  «Условия организации  сюжетно – ролевой игры на современном этапе»...

Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе

Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе...

Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе

Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе...