Презентация на тему: «Условия организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе»
презентация по теме

guldar.alekseeva@mail.ru
—Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад № 59» городского округа город  Стерлитамак РБ
—Презентация на тему:
—«Условия организации  сюжетно – ролевой игры на современном этапе»
—
—  Для организации сюжетно – ролевой игры необходимо:

1.Выполнение санитарно – гигиенических требований(влажная уборка, проветривание, мытье игрушек)

2.Организация игрового пространства(организация предметно-игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; атрибуты к сюжетно- ролевой  игры; создание безопасных условий игры)

3.Наличие игрушек.

 - Сюжетно – образная  игрушка. Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа(мишки, зайцы, котики).Важный аспект таких игр – постановка  определенного сюжета(сказка, жизненная ситуация).

-Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения,  технику, используемые в труде, средство связи  и информации.

-Игрушка- забава. Это- смешные человечки, фигурки  зверей. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.

-
-
—

 -Маскарадно- елочная  игрушка. Она лишь напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки.

 -Спортивно-моторная  игрушка. Предназначена для  осуществления задач физического воспитания.

 -Музыкальная  игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам.

 -Театральная игрушка. Служит для эстетического воспитания, развивает  речь, мышление, воображение.

 -Дидактическая  игрушка. Предназначена для сенсорного и умственного развития детей(пирамиды, матрешки, парные картинки).

 -Строительный  материал. Для развития конструктивных способностей.

 -Игрушка -  самоделка. При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.

—
—
—В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового игрушек:

«Предметы оперирования»- это игрушки, имитирующие реальные предметы – орудия, инструменты, средства человеческой  деятельности.

Например, чашки,  утюг, руль, молоток.

«Игрушки персонажи» – это куклы, фигурки людей и животных; сюда же относятся ролевые атрибуты.

Например, белая шапочка врача, каска пожарника.

«Маркеры (знаки) игрового пространства»–это игрушки(игровой материал), указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит.

Например, игрушечная кухонная плита, дом – теремок, переносная стенка автобуса.

 

—Требования к игрушкам.

-должна побуждать детей к творчеству, формировать дружеские  взаимоотношения;

-отражать здоровый юмор;

-окрашена стойкими безопасными красками;

-легко подвергаться обработке.

 

—4.Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту.

    Предметно-игровая среда в современных ДОУ должна отвечать определенным требования: это свобода движения ребенком темы, сюжета игры, игрушек, места и времени   игры. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Создавая в ДОУ  условия для осуществления права на игру, необходимо выделить подходящее место, оборудовав его  универсальной предметно- игровой средой, пригодной для различных видов игр.

    Принцип универсальности предметно- игровой  среды  позволяет трансформировать ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. Именно поэтому, предметно - игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна моделировать  развитие игры  и ребенка через игру.

 

 

—

В состав предметно – игровой среды входят:

-крупное организующее игровое поле;

-игровое оборудование;

-игрушки;

-атрибуты ;

-игровые материалы.

—

     Предметно – игровая среда обязательно должна изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня  развития  их игры.

    Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т.е. самостоятельно организовывать  игровое пространство.

   Педагог, принимая  участие в организации сюжетно – ролевой игры, должен передавать постепенно опыт построения сюжетной игры, заботится  о создании предметно – игровой обстановки в группе, которая является   стимулом развития сюжетно – ролевой игры.

—Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой    среды ДОУ

     Макет- это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира(реалистичного или фантастического).

   Педагоги должны  ориентироваться на организацию сюжетно – ролевых игр, в которых каждый ребенок сможет:

-удовлетворять свои интересы;

-реализовать свои возможности;

-создавать игровой сюжет и реализовать его;

-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.

 

—

Создать такие условия  помогают макеты, они являются более высокой степенью сюжетно – ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.

В детских садах нужен  «универсальный» макет.

« Универсальные» макеты условно делятся на два типа:

1.Макеты – модели: представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней сооружениями(дома, светофор, мелкий  транспорт, деревья, цветы).

2.Макеты – карты: представляют  собой плоскости  с обозначенными на них местами для расположения объектов и несколькими ключевыми объектами -  маркерами  пространства. Так, на макете – карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.

 

—«Универсальные» макеты
—

Ландшафтный макет – карта- это плоскость  с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля- коричневый цвет), дополняется несколькими на ней маркерами- деревьями, цветами.

«Универсальный» макет – это всего лишь знак, «наводящий» детей на воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов.

В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.

—Ландшафтный макет - карта
—
—

Существуют приемы, способствующие  повышению интереса детей к играм с макетами:

-художественная литература;

-художественные тексты;

-мультфильмы.

Например, макет – карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей.

Макетирование способствует развитию  речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают,  рассуждают, тем самым пополняя свой словарный запас.

Макетирование тесно связано с математикой: в процессе закрепляются  математические понятия , как пространство, количество, размер, цвет.

—

Способствует сенсорному развитию  детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами, развивает мелкую моторику рук.

 

Таким образом, следует отметить , что макет – это центральный элемент, организующий  предметную среду для игры  с мелкими  игрушками. Он способствует развитию воображения и детского творчества, где педагог, выступает  как создатель  проблемной ситуации и помощник в реализации игровых замыслов, т. е. направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?».

Макет поднимает игру к  сюжетосложению  на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников.

—

 

 

  Спасибо за внимание!

—

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» городского округа город Стерлитамак РБ Презентация на тему: «Условия организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе» Подготовила воспитатель: Алексеева Г.Р.

Слайд 2

Для организации сюжетно – ролевой игры необходимо: 1.Выполнение санитарно – гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек) 2.Организация игрового пространства (организация предметно-игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; атрибуты к сюжетно- ролевой игры; создание безопасных условий игры) 3.Наличие игрушек. - Сюжетно – образная игрушка . Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа(мишки, зайцы, котики).Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета(сказка, жизненная ситуация). - Техническая игрушка . Она отражает средства передвижения, технику, используемые в труде, средство связи и информации. - Игрушка- забава . Это- смешные человечки, фигурки зверей. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.

Слайд 3

- Маскарадно- елочная игрушка . Она лишь напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки. - Спортивно-моторная игрушка . Предназначена для осуществления задач физического воспитания. - Музыкальная игрушка . Удовлетворяет интерес к звукам. - Театральная игрушка . Служит для эстетического воспитания, развивает речь, мышление, воображение. - Дидактическая игрушка . Предназначена для сенсорного и умственного развития детей(пирамиды, матрешки, парные картинки). - Строительный материал . Для развития конструктивных способностей. - Игрушка - самоделка . При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.

Слайд 6

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового игрушек: «Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы – орудия, инструменты, средства человеческой деятельности. Например , чашки, утюг, руль, молоток. «Игрушки персонажи» – это куклы, фигурки людей и животных; сюда же относятся ролевые атрибуты. Например, белая шапочка врача, каска пожарника. «Маркеры (знаки) игрового пространства» –это игрушки(игровой материал), указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит. Например, игрушечная кухонная плита, дом – теремок, переносная стенка автобуса.

Слайд 7

Требования к игрушкам. -должна побуждать детей к творчеству, формировать дружеские взаимоотношения; -отражать здоровый юмор; -окрашена стойкими безопасными красками; -легко подвергаться обработке.

Слайд 8

4.Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту. Предметно-игровая среда в современных ДОУ должна отвечать определенным требования: это свобода движения ребенком темы, сюжета игры, игрушек, места и времени игры. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Создавая в ДОУ условия для осуществления права на игру, необходимо выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно- игровой средой, пригодной для различных видов игр. Принцип универсальности предметно- игровой среды позволяет трансформировать ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. Именно поэтому, предметно - игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна моделировать развитие игры и ребенка через игру.

Слайд 9

В состав предметно – игровой среды входят: -крупное организующее игровое поле; -игровое оборудование; -игрушки; -атрибуты ; -игровые материалы.

Слайд 10

Предметно – игровая среда обязательно должна изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т.е. самостоятельно организовывать игровое пространство. Педагог, принимая участие в организации сюжетно – ролевой игры, должен передавать постепенно опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно – игровой обстановки в группе, которая является стимулом развития сюжетно – ролевой игры.

Слайд 11

Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды ДОУ Макет - это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира(реалистичного или фантастического). Педагоги должны ориентироваться на организацию сюжетно – ролевых игр, в которых каждый ребенок сможет: -удовлетворять свои интересы; -реализовать свои возможности; -создавать игровой сюжет и реализовать его; -проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.

Слайд 12

Создать такие условия помогают макеты, они являются более высокой степенью сюжетно – ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка. В детских садах нужен «универсальный» макет. « Универсальные» макеты условно делятся на два типа: 1.Макеты – модели: представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней сооружениями(дома, светофор, мелкий транспорт, деревья, цветы). 2.Макеты – карты: представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения объектов и несколькими ключевыми объектами - маркерами пространства. Так, на макете – карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.

Слайд 13

«Универсальные» макеты

Слайд 14

Ландшафтный макет – карта- это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля- коричневый цвет), дополняется несколькими на ней маркерами- деревьями, цветами. «Универсальный» макет – это всего лишь знак, «наводящий» детей на воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов. В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность .

Слайд 15

Ландшафтный макет - карта

Слайд 17

Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами: -художественная литература; -художественные тексты; -мультфильмы. Например, макет – карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей. Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым пополняя свой словарный запас. Макетирование тесно связано с математикой: в процессе закрепляются математические понятия , как пространство, количество, размер, цвет.

Слайд 18

Способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами, развивает мелкую моторику рук. Таким образом , следует отметить , что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он способствует развитию воображения и детского творчества, где педагог, выступает как создатель проблемной ситуации и помощник в реализации игровых замыслов, т. е. направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?». Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный семинар для воспитателей «Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОУ»

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребе...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»...

Презентация на тему: «Условия организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе»

Презентация на тему:  «Условия организации  сюжетно – ролевой игры на современном этапе»...

Сообщение на педсовете Тема: Условия организации сюжетно - ролевой игры и создание оборудования в своей возрастной группе"

Игра - это ведущий вид деятельности детей. Наша задача создать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно - ролевой игры....

Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе

Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе...

Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе

Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе...