Аналитическая справка за 2021-2023
материал (младшая группа)

Аналитическая справка

по результатам мониторинга

освоения детьми Федеральной образовательной программы

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия имени В.Н. Татищева

Аналитическая справка по результатам мониторинга

освоения детьми Федеральной образовательной программы

дошкольного образования

Подготовила воспитатель: Родионова Л.В.

Воспитательно-образовательный процесс в группе № 2 «Светлячок» МОУ – гимназии им. В.Н. Татищева, отделение № 5 (дошкольное) выстроен на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от № 1028.

Сроки проведения:

Сентябрь 2021-Май 2022

Сентябрь 2022-Май 2023 Воспитатель: Родионова Л.В.

Цель мониторинга: определить динамику освоения детьми образовательной программы дошкольного уровня и влияние образовательного процесса, организуемого в структурном подразделении МОУ – гимназии им. В.Н. Татищева, отделение № 5 (дошкольное) на развитие ребенка.

Задачи мониторинга:

-определить уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям;

  • определить уровень усвоения программного материала по группе в целом
  • оптимизировать работу с детьми, наметить направление работы по итогам мониторинга по группе в целом;
  • построить образовательную траекторию развития каждого ребенка.

Методы диагностики:

  • наблюдение;
  • игровые упражнения; - индивидуальная беседа; - тестовые задания.

Объектом мониторинга являются показатели развития детей в пяти образовательных областях, оцениваемые на основе анализа их проявлений в разных видах деятельности.

Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения детей в разных образовательных областях.

Субъект мониторинга – дети дошкольного возраста.

Данный мониторинг проводился воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.

Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Диагностика проводится два раза в год – сентябрь, май, для построения маршрута дальнейшего развития ребенка.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе мало формализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. При необходимости, специалистами и педагогами используются специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.

Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.

Наблюдая за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.

Результаты наблюдения фиксируются в таблице развития детей по исследуемым пунктам, в соответствии с показателями возрастного развития ребенка и критерии их оценивания. Фиксация данных наблюдения позволяет педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии каждого ребенка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей.

Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое.

Анализ продуктов детской деятельности осуществляется на основе изучения материалов портфолио ребенка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью).

Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи.

Предполагаемый результат мониторинга – повышение эффективности образовательного процесса в группе.

Результат диагностики усвоения детьми разделов Образовательной программы определяются тремя уровнями:

  • показатель сформирован (достаточный уровень) – справляется с заданием самостоятельно;
  • показатель на стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) – справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого;
  • показатель не сформирован (не достаточный уровень) – не в состоянии выполнить задание, даже с помощью взрослого.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год:–вначале учебного года (сентябрь) и конце учебного года (май).

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психологометодическую поддержку педагогов.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,7. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее

2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а так же необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Основные диагностические методы педагога образовательной организации: - наблюдение;

  • проблемная (диагностическая) ситуация;

- беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Анализ уровня развития воспитанников осуществлялся по итогам педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика усвоения образовательной программы проводилась в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной или специально организованной деятельности, в результате анализа продуктов детской деятельности, получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации. Фиксировалась в диагностических листах по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Результаты усвоения программного материала детьми 2-3 лет в 2021 – 2022 учебном году

В мониторинге участвовало 18 воспитанников (100%)

Области образовательной программы

Начало года(кол-во детей/ %)

Конец года(кол-во детей/ %)

сформиро ван

на стадии формиров ания

не

сформиров

ан

сформиро ван

на стадии

формирова ния

не

сформирова

н

«Социально-коммуникативное развитие»

2

11%

6

33%

10

56%

7

39%

7

39%

4

22%

«Познавательное развитие»

3

17%

6

33%

9

50%

7

39%

6

33%

5

28%

«Речевое развитие»

0

0%

5

28%

13

72%

2

11%

10

56%

6

33%

«Художественно-эстетическое развитие»

1

6%

6

33%

11

61%

7

39%

4

22%

7

39%

«Физическое развитие»

1

6%

3

17%

14

77%

9

50%

6

33%

3

17%

Итого:

8%

29%

63%

36%

37%

27%

Сравнительный анализ

усвоения программного материала детьми 2-3 лет

На основании результатов диагностических исследований знаний детей 2 – 3 лет можно сделать вывод, что большинством детей материал по всем разделам усвоен в полном объеме.

Так, были выявлены следующие результаты:

  • по социально-коммуникативному развитию: динамика уровня форсированности знаний и умений составляет 28% (с 11% в начале года до 39% в конце года).
  • по познавательному развитию: динамика уровня сформированности составляет 22% (с 17% до 39%).
  • по речевому развитию: динамика уровня сформированности составляет 11% (с 0% до 11%).
  • по художественно-эстетическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 32% (с 6% до 39 %).
  • по физическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 44% (с 6% до 50%).

Сравнительный анализ показал положительную динамику развития по всем видам образовательных областей программы.

Дети научились выражать свои потребности, принимать активное участие в подготовке занятий, уборке игрушек, с интересом слушают сказки, рассказы воспитателя, проявляют интерес к окружающему миру.

Игры детей сопровождаются положительными эмоциями, дети заинтересованно следят за развитием сюжета в играх, драматизациях. Любят играть, объединяясь в небольшие группы.

Речь стала средством общения между сверстниками и взрослыми. С помощью взрослого дети запоминают и читают короткие стихотворения и потешки.

Формируется положительное отношение к познаниям и труду, умение преодолевать небольшие трудности.

Появляются навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Формируются элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Рекомендации: проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу, больше уделить внимание творчеству. Развивать словарный запас слов.

Результаты усвоения программного материала детьми 2-3 лет в 2022 – 2023 учебном году

В мониторинге участвовало 25воспитанников (100%)

Области образовательной программы

Начало года(кол-во детей/ %)

Конец года(кол-во детей/ %)

сформиро ван

на стадии

формиров ания

не

сформиро ван

сформиро ван

на стадии

формирова ния

не

сформирова

н

«Социально-коммуникативное развитие»

3

12%

12

48%

10

40%

12

48%

8

32%

5

20%

«Познавательное развитие»

3

12%

10

40%

12

48%

12

48%

8

32%

5

20%

«Речевое развитие»

2

8%

11

44%

12

48%

9

36%

10

40%

6

24%

«Художественно-эстетическое развитие»

4

16%

13

52%

6

24%

11

44%

10

40%

4

16%

«Физическое развитие»

6

24%

11

44%

8

32%

11

44%

10

40%

4

16%

Итого:

29%

40%

31%

42%

39%

19%

Сравнительный анализ усвоения программного материала детьми 2-3 лет

можно сделать вывод, что материал по всем разделам усвоен в полном объеме большинством детей.

Так, были выявлены следующие результаты:

  • по социально-коммуникативному развитию: динамика уровня сформированности знаний и умений составляет 17% (55% в начале года до 72% в конце года).
  • по познавательному развитию: динамика уровня сформированности составляет 12% (с 36% до 48%в конце года).
  • по речевому развитию: динамика уровнясформированности составляет 11% (с 50% до

61%);

  • по художественно-эстетическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 16%(67% до 83%).
  • по физическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 16% (с 67% до 83%).

Данные показатели свидетельствуют о хорошей динамике в усвоении детьми знаний по всем разделам программы. Можно сказать, что дети владеют основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; дети владеют разными формами и видами игры, различают условную и реальную ситуации.

Воспитанники достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, могут выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности.

Рекомендации: продолжать развивать и расширять словарный запас, учить общению с педагогами, сверстниками. Развивать навыки употребления в речи синонимов, антонимов. продолжать учить отвечать полными ответами на поставленные вопросы. Продолжать формировать представления о различных группах предметов, имеющих общий признак. Развивать пространственные представления в конструировании.

Сравнительный анализ выполнения программы группы

рост уровня знаний детей и стабильность показателей по основным линиям развития детей группы.

Программный материал по образовательной области «Физическое развитие» воспитанниками хорошо освоен. Приобретён опыт в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением Основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Анализ по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показал, что материал освоен дошкольниками в основном на высоком уровне. На протяжении всего периода велась работа по усвоению норм и ценностей, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо, основ безопасного поведения в быту, в природе.

Анализ показателей динамики освоения программного материала по образовательной области «Познавательное развитие», показал, что проделана большая работа по развитию интересов, любознательно познавательной мотивации у детей; сформировались познавательные действия, развитие воображения и творческой активности; воспитанники смогли формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, движении покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы. Уделялось внимание ознакомлению с окружающим миром (комнатные растения, качество и свойства предметов и сезонным изменениям), с предметами и социальным миром, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений (ориентировка в пространстве и времени).

Анализ освоения детьми программного материала образовательной области «Речевое развитие» показал, что почти все воспитанники владеют речью как средством общения и культуры, они сопровождают речью игровые и бытовые действия. Обогащен и пополнен активный словарь; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества ;развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; на протяжении всего периода воспитанники знакомились с книжной культурой, детской литературой.

Программный материал образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» освоен на высоком уровне. У воспитанников развивалось становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).

Подводя итоги усвоения детьми Образовательной программы за два учебных года (2021г.-2023г.), можно утвердительно сказать, что в группе на достаточно высоком уровне обеспечивается реализация Образовательной программы МОУ – гимназии им. В.Н.Татищева, отделение № 5 (дошкольное). В группе №2 в работе с детьми используется весь спектр методов и приемов воспитания и обучения, направленных на повышение уровня общего развития детей и улучшение их подготовки к школе, но, безусловно, одной из актуальных проблем остается индивидуализация образовательного процесса.

Таким образом, сравнительный анализ мониторинга за 2 учебных года показал положительную динамику освоения детьми группы №2 Образовательной программы дошкольного образования МОУ – гимназии им. В.Н. Татищева, отделение № 5 (дошкольное) по всем образовательным областям. Добиться данных результатов удалось благодаря созданию условий для каждого ребенка на основе учета его возможностей и индивидуальных потребностей, обогащения РППС, применения деятельностного подхода, использования современных технологий и методов развивающего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о педагогической деятельности

Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ

Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...

Аналитическая справка о деятельности воспитателя

В этой справке отражена моя педагогическая деятельность...

Аналитическая справка по теме "Адаптация детей в ДОУ"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Золотой ключик» (МБДОУ № 4 «Золотой ключик»)   ...

Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.

              Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...