Семинар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности "Опыты на кухне"
опыты и эксперименты (средняя группа)

Теряева Оксана Александровна

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности

 "Опыты на кухне"

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

 Задачи: 

- вовлечь родителей в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами продуктов, которые можно найти на маминой кухне.

- развивать умение родителей видеть проблему, решать её и делать выводы.

- воодушевить родителей на совместное творчество.

- побудить родителей к применению полученных знаний и практических навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатель, родители воспитанников группы           .

Раздаточный материал: листы бумаги, ёмкости для опытов, пищевые красители разных цветов, ватные палочки, жидкое моющее средство, лимоны, апельсины.

Ход семинара-практикума:

 1. Вступительное слово воспитателя.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Основная часть семинара.

 Вы думаете , что все научные опыты проводятся в лабораториях и могут их проводить только ученые? Это совсем не так. Используя фантазию, вы можете превратить любую комнату в настоящую, детскую лабораторию. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, кухня. Во время процесса приготовления пищи ,Вы можете провести совместно с ребенком ряд простых опытов, которые помогут ребёнку узнать много интересного о свойствах соли, сахара,  о растворимости веществ  и т.д. Например, как пищевой краситель может окрасить овощи в разные цвета или как создать секретное письмо с помощью лимона.

И сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов, думаю вам очень понравится.

Опыт1: "Цветные овощи"

Перед вами три стакана с водой. Добавьте в каждый пищевой краситель разного цвета и хорошо размешайте . Положите в каждый стакан один лист пекинской капусты и вместе ребенком понаблюдайте за происходящим. Что же происходит? Листья капусты постепенно становятся цвета красителя, растворенного в стакане.

Вывод: овощи, как и все другие растения , пьют воду. Капуста имеет проводящие трубочки, по которым цветная вода поднимается вверх и окрашивает ее.

Опыт 2. "Пишем тайные записки".

Возьмите стакан с чистой водой и выдавите туда сок лимона. Затем ватную палочку окуните в лимонную воду и на листе бумаги напишите любое слово или фразу. Дайте надписи подсохнуть. Наблюдаем. Что же происходит? Надпись высохла и стала невидимой. Чтобы прочитать послание нагрейте лист бумаги около включенной лампы и немного подождите. Через некоторое время вы увидите, как на листе бумаги появляются черные буквы. А почему так?

Вывод: лимонный сок - это чернила. В природе есть специальные симпатические чернила, записи которыми становятся невидимыми, а при определенных условиях, например, освещение или нагрев, записи проявляются.

Опыт 3. " Живые перчинки"

В тарелку налейте воды и насыпьте туда щепотку молотого перца. Затем окуните палец в центр тарелки. Что произошло? Правильно, ничего. Теперь добавьте капельку моющего средства на палец и снова окуните его в воду. Ну что, что-то изменилось? Перчинки отскакивают от пальца.

Вывод: молекулы воды притягиваются друг к другу благодаря высокому поверхностному натяжению. А при добавлении моющего средства в воду она разрывается , и верхний слой молекул разбегается, унося с собой частицы молотого перца.

Опыт4. " Сила апельсина"

Надуйте воздушные шарики. Отрежьте от апельсина кусок кожуры и надавите на нее так, чтобы сок цедры попал на надутый шар. Что  заметили? Правильно, шарик лопнул. Почему же это произошло?

Вывод: Цедра апельсина содержит вещество под названием "лимонен", который с легкостью растворяет резину. Поэтому тонкие стенки шарика не выдерживают и лопаются.

Уважаемы родители! Сейчас мы провели с Вами ряд простых опытов. Я думаю, что вам понравилось. С таким же интересом и восторгом реагируют ваши дети на проведение опытов. Поэтому экспериментируйте вместе с ними, поддерживайте их познавательный интерес. Я уверена у Вас все получится! Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целенаправленно добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

 И не забывайте, что любые опыты , проводимые вашими детьми в домашних условиях, должны проходить строго под вашим чутким руководством!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Семинар-практикум «Культурные практики в развитии познавательно-исследовательской компетенции дошкольников»

Представляю разработанный мной сценарий проведения семинара-практикума с презентацией, проходившего на базе нашей школы №1015...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

В основной части семенара - практикума родители знакомятся с этапами организации исследовательской деятельности с детьми. В практической части  родители организовывают совместную познавательно - ...

Семинар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоят...

Семинар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установл...