Информационно-коммуникативные технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Дудка - Батовская Наталья Вадимовна

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи, может сочетании традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационной и коммуникационной.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

ИКТ включает в себя:

  • компьютер и интернет;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • видеокамера и фотоаппарат;
  • DVD и CD;
  • радио;
  • игровые приставки;
  • мобильные телефоны;
  • магнитофоны;
  • мультимедиа и интерактивные доски.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ поддерживает  интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной обще образовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно- коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:

  • подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
  • подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
  • оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
  • создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
  • использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
  • использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  • оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
  • использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
  • создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

  • помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • помогает формировать информационную культуру у детей;
  • предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе);
  • помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
  • ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
  • с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.C:\Users\constr\Desktop\лекции матан 1 сем\1450284204.jpg

                               https://ukc-expert.ru/pluginfile.php/2704/course/summary/1450284204.jpghttps://ukc-expert.ru/pluginfile.php/2704/course/summary/1450284204.jpg              https://ukc-expert.ru/pluginfile.php/2704/course/summary/1450284204.jpghttps://ukc-expert.ru/pluginfile.php/2704/course/summary/1450284204.jpg

Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

  • обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
  • обеспечение взаимодействия с семьёй;
  • обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
  • облегчение реализации образовательной деятельности;
  • облегчение методической работы;
  • обеспечение коммуникации;
  • возможность самореализации;
  • возможность самообразования.
  • средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Алгоритм использования ИКТ технологии в ДОУ

Подготовительный этап.

  1. Изучение и подбор материала по теме «ИКТ технологи в ДОУ».
  2. Подбор и создание картотек изображений, презентаций, mp3, видео и фото информации в соответствии с возрастом обучающихся.
  3. Настройка оборудования в соответствии СанПиН.

Предварительная работа.

  1. Знакомство участников воспитательно-образовательного процесса с компьютером/интерактивной доской.
  2. Ознакомление с правилами безопасности и способами работы с мультимедийными средствами.

Реализация.

  1. Проведение ОД согласно теме примерного комплексно-тематического планирования.
  2. Проведение тематических праздников/развлечений согласно теме примерному плану развлечений

Подведение итогов.

  1. Анализ результатов работы.
  2. Разработка индивидуальных/игровых заданий для закрепления/освоения пройденного материала.
  3. Создание фотоотчёта о проделанной работе для размещения на сайте ДОУ; группах родителей.
  4. Создание брошюр для родителей; статьи для сайта ДОУ по пройденному материалу.

Формы организации детей.

1.Мультимедийные презентации; 2.Обучающие фильмы;

  1. Дидактическик игры;
  2. КВН;
  3. Викторины;
  4. Образовательная деятельность;
  5. Кружки;
  6. Развлечения; 9.Праздники;
  1. Мастер - классы;
  2. Познавательные беседы.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями.

  1. Создание сайта группы, постоянное его обновление.
  2. Родительские собрания.
  3. Консультации.
  4. Проведение мастер классов и круглых столов.
  5. Подбор иллюстрированного материала для родительских уголков.
  6. Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду.
  7. Создание тематических презентаций на разные темы.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия со специалистами ДОУ.

  1. Обмен опытом через проведение мастер-классов, сообщений с использованием презентаций.
  2. Выступление учителя логопеда на родительских собраниях.
  3. Разработка и проведение тематических праздников и конкурсов совместно с музыкальным руководителем.

Результат использования ИКТ технологии.

  1. Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
  2. Внедрение ИКТ в образовательное пространство согласно возрастным нормам.
  3. Повышение эффективности процесса обучения воспитанников. 4 Создание единой информационной среды.
  1. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
  2. Повышение интеллектуального уровня развития ребенка с помощью использования ИКТ.
  3. Накопление наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям.
  4. Распространение педагогического опыта работы на сайтах ДОУ и других сайтах.
  5. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

Использование ИКТ педагогической деятельности

За свою работу воспитателем я использовала ИКТ для: 1.оформление стендов, группы;

  1. подбор материала к НОД;
  2. оформление документации, отчетов;
  3. создание презентаций; 5.обмен опытом работы;
  1. участие в конкурсах через интернет;
  2. выкладывала на сайт детского сада статей для родителей, конспектов занятий, докладов и презентаций;
  3. подбирала танцы и песни для утренников и открытых занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Применение информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательной деятельности педагогов НДОУ».

Данный проект разработан для повышения качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий....

Выступление из опыта работы «Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе

Выступление из опыта работы«Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе СП «детский сад»Капустиной В.Р.,  воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образова...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

Инновационный проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения....