Консультация для воспитателей «Новые подходы к адаптации детей младшего возраста»
консультация

Баталова Анна Борисовна

Тема адаптации ребенка к детскому саду всегда остается одной из ведущих: каждый год, по мере набора ясельных групп в детских садах, родителей все больше волнует вопрос о том, как же будет себя чувствовать их малыш в новом для него помещении, коллективе, с новым незнакомым взрослым. Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Окружающая среда воспринимается ребенком настороженно или враждебно, для него все незнакомо: дети и взрослые, игрушки, обстановка. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. У всех детей наблюдается одинаковая реакция на период адаптации – это изменения настроения, сна, аппетита.

Степень и период адаптации зависит от сформированности у ребенка самостоятельности, активности, инициативности, а также организации образовательной среды в детском саду. Срок адаптационного периода в детском саду необходим всем, даже абсолютно здоровым и подготовленным к его посещению детям.

         Как снять стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.  Провести с родителями собрание за 2-3 недели до поступления детей в детский сад, познакомить с трудностями адаптации,  с режимом дня и характером питания, приемами воспитания. Выявить особенности семейного воспитания, кто будет приводить ребенка в детский сад (желательно, чтобы это был один и тот же член семьи), дать родителям советы в планировании распорядка (время пребывания малыша в группе), посещение родителями вместе с ребенком группы и участка детского сада в удобное время до первого посещения.

      Принимая малыша в группу, нужно создать благоприятную атмосферу тепла, уюта, безопасности и комфорта в группе. Первые  контакты с ребенком должны быть контактами помощи и работы. Основную задачу в том, чтобы заслужить доверие ребенка. Прежде всего, надо любить малышей, и эта любовь должна проявляться в облике, словах, действиях. Если ребенок с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнивать» группу (семейные фотографии и игрушки, принесенные из дома),  должны быть доступны разного вида игрушки (музыкальные, сюжетно – образные, театральные, дидактические и двигательные) и игровое оборудование. Ребенка нужно принимать таким, какой он есть, понимать внутренний мир ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть организована так, чтобы каждый ребенок смог найти себе занятие по душе. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки. Необходимо создать уютные уголки для отдыха и уединения. Большое значение имеет песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умения нормально общаться. Можно использовать упражнения:

* Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук — то внутренней, то внешней стороной.

* Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом: цветок, солнышко, ежик).

* Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения — как машина едет, ползет змея, карусель, то же, поставив ладонь ребром).

* Пройтись поочередно каждым пальчиком правой и левой руки по поверхности песка (потом двумя руками одновременно).

* Поиграть пальцами по поверхности песка как на пианино (движения мягкие вверх- вниз - движется вся кисть).

*Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы).

Для успешной адаптации малышей в детском саду можно приглашать  детей старшей группы как помощников воспитателя при работе с младшими детьми. Шестилетки не только помогут воспитателю одеть малышей на прогулку, подготовить раздаточный материал к занятию, но и научат младших разным играм, позаботятся о них на прогулке.

Можно  начать с того, что в один прекрасный день в гости к малышам приходят старшие ребята, знакомятся с ними, обучают их новой увлекательной игре. И большие, и маленькие играют вместе. Уходя, старшие приглашают своих новых знакомых к себе в гости. Через некоторое время малыши наносят "ответный визит", и теперь уже они обучают старших своей любимой игре. Так завязываются дружеские отношения: шестилетки помогают малышам в разных жизненных ситуациях, проводят совместные игры, прогулки, экскурсии на природу. Дети приходят друг к другу на праздники с поздравлениями (старшие могут подарить малышам сувениры, сделанные своими руками, а малыши своим большим во всех отношениях друзьям - спеть песенку), приглашают на выставку своих работ.

Такая дружба может продолжается целый год, а в конце его подросшие малыши придут проводить теперь уже семилеток в школу и пожелать им успехов в учебе.

Итак, благодаря созданию благоприятной атмосферы в группе, правильной организации игровой деятельности в адаптационный период, работе с родителями еще до поступления ребенка в детский сад адаптация проходит в легкой  форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_podhody_k_adaptatsii_detey_mladshego_vozrasta.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  

 «Новые подходы к адаптации детей младшего возраста»

Тема адаптации ребенка к детскому саду всегда остается одной из ведущих: каждый год, по мере набора ясельных групп в детских садах, родителей все больше волнует вопрос о том, как же будет себя чувствовать их малыш в новом для него помещении, коллективе, с новым незнакомым взрослым. Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Окружающая среда воспринимается ребенком настороженно или враждебно, для него все незнакомо: дети и взрослые, игрушки, обстановка. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. У всех детей наблюдается одинаковая реакция на период адаптации – это изменения настроения, сна, аппетита.

Степень и период адаптации зависит от сформированности у ребенка самостоятельности, активности, инициативности, а также организации образовательной среды в детском саду. Срок адаптационного периода в детском саду необходим всем, даже абсолютно здоровым и подготовленным к его посещению детям.

        Как снять стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.  Провести с родителями собрание за 2-3 недели до поступления детей в детский сад, познакомить с трудностями адаптации,  с режимом дня и характером питания, приемами воспитания. Выявить особенности семейного воспитания, кто будет приводить ребенка в детский сад (желательно, чтобы это был один и тот же член семьи), дать родителям советы в планировании распорядка (время пребывания малыша в группе), посещение родителями вместе с ребенком группы и участка детского сада в удобное время до первого посещения.

        Принимая малыша в группу, нужно создать благоприятную атмосферу тепла, уюта, безопасности и комфорта в группе. Первые  контакты с ребенком должны быть контактами помощи и работы. Основную задачу в том, чтобы заслужить доверие ребенка. Прежде всего, надо любить малышей, и эта любовь должна проявляться в облике, словах, действиях. Если ребенок с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнивать» группу (семейные фотографии и игрушки, принесенные из дома),  должны быть доступны разного вида игрушки (музыкальные, сюжетно – образные, театральные, дидактические и двигательные) и игровое оборудование. Ребенка нужно принимать таким, какой он есть, понимать внутренний мир ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть организована так, чтобы каждый ребенок смог найти себе занятие по душе. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки. Необходимо создать уютные уголки для отдыха и уединения. Большое значение имеет песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умения нормально общаться. Можно использовать упражнения:

* Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук — то внутренней, то внешней стороной.

* Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом: цветок, солнышко, ежик).

* Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения — как машина едет, ползет змея, карусель, то же, поставив ладонь ребром).

* Пройтись поочередно каждым пальчиком правой и левой руки по поверхности песка (потом двумя руками одновременно).

* Поиграть пальцами по поверхности песка как на пианино (движения мягкие вверх- вниз - движется вся кисть).

*Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы).

Для успешной адаптации малышей в детском саду можно приглашать  детей старшей группы как помощников воспитателя при работе с младшими детьми. Шестилетки не только помогут воспитателю одеть малышей на прогулку, подготовить раздаточный материал к занятию, но и научат младших разным играм, позаботятся о них на прогулке.

Можно  начать с того, что в один прекрасный день в гости к малышам приходят старшие ребята, знакомятся с ними, обучают их новой увлекательной игре. И большие, и маленькие играют вместе. Уходя, старшие приглашают своих новых знакомых к себе в гости. Через некоторое время малыши наносят "ответный визит", и теперь уже они обучают старших своей любимой игре. Так завязываются дружеские отношения: шестилетки помогают малышам в разных жизненных ситуациях, проводят совместные игры, прогулки, экскурсии на природу. Дети приходят друг к другу на праздники с поздравлениями (старшие могут подарить малышам сувениры, сделанные своими руками, а малыши своим большим во всех отношениях друзьям - спеть песенку), приглашают на выставку своих работ.

Такая дружба может продолжается целый год, а в конце его подросшие малыши придут проводить теперь уже семилеток в школу и пожелать им успехов в учебе.

Итак, благодаря созданию благоприятной атмосферы в группе, правильной организации игровой деятельности в адаптационный период, работе с родителями еще до поступления ребенка в детский сад адаптация проходит в легкой  форме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые подходы к адаптации детей раннего возраста дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема : Внедрение инновационных технологий «Песочная терапия» как средство комфортной адаптации  детей раннего возраста к дошкольной организации...

Новые подходы к адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия.  Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэ...

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста»

Формирование временных представлений начинается со второй младшей группы. Детям, уже в дошкольном возрасте, необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, ...

Методическая разработка на тему"Новые подходы к адаптации детей раннего возраста"

Первые годы жизни – начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. В последнее время повышение возрастного порога посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет. Своевременно...

Консультация для педагогов Новые подходы к адаптации детей раннего возраста.

Среди разнообразных подходов к разработке содержания и организации учебно-воспитательного процесса весьма популярна в последнее время технология интеграционного взаимодействия специалистов. Сущность е...

Новые подходы к адаптации детей раннего возраста.

Новые подходы к адаптации детей раннего возраста.Среди разнообразных подходов к разработке содержания и организации учебно-воспитательного процесса весьма популярна в последнее время технология интегр...