Консультация для воспитателей «Реджио-педагогика в детском саду»
консультация

Баталова Анна Борисовна

Динамика процессов, происходящих в современном обществе, диктует необходимость владения педагогами новыми компетенциями, навыками работы в информационно-коммуникационной среде, проектированием, умением находить решения инновационного характера через овладение педагогическими технологиями и внедрение передового педагогического опыта. Педагогу важно не упустить период для раскрытия творческого потенциала и мышления ребенка, сформировать поисковую активность и речевые способности. Поэтому организация целостного педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях на основе личностно ориентированного и компетентностного подходов обусловливает необходимость овладения педагогами широким спектром соответствующих образовательных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка, его потребностей в самореализации и развитии.

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Одной из перспективных методик считается Реджио-педагогика. Подход Reggio Emilia approach активно используется во многих странах. В России данная методика только набирает популярность.

Реджио-педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. Разработчиком данной методики является психолог Лорис Малагуцци. В основу методики были положены идеи знаменитых психологов и педагогов того времени: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. В 1991 году Реджио-педагогика была признана лучшим педагогическим подходом для детских дошкольных учреждений. Основу данного метода составляют следующие принципы:

  • уважительное отношение к ребенку;
  • ребенок активно управляет своим развитием, выбирая, что ему интересно;
  • ребенка нельзя ограничивать в движении в процессе познания мира;
  • ребенку должен быть предоставлен выбор способов и путей самовыражения.

Реджио-педагогика не дает малышу готовую научную картину мира, не критикует детские гипотезы, а помогает ему исследовать мир всеми доступными средствами и делать свои собственные невероятные открытия. Малагуцци образно говорил, что у каждого ребенка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя. Это не только привычная речь, но и творчество – живопись, скульптура, театр и многое другое. Однако школа нередко «отбирает» у ребенка «99 языков», оставляя только один – речь. Задача взрослого – вдохновить малыша на деятельность, развивать все «языки», которыми наделила его природа, стимулировать любознательность, помочь понять мир и найти свое место в нем.

Реджио-педагогика базируется на воспитании в ребенке демократии и социальной справедливости. Главные ее методы: исследовательская деятельность, обучение через окружающую среду, творчество и сотрудничество педагогов с детьми.

В основе реджио-педагогики лежит одна главная идея: ребенок сам выбирает то, чем ему хочется и нравится в данный момент заниматься. Малыши в играх сами придумывают проекты и сами их реализовывают. Взрослый же выступает не в роли учителя, а в роли помощника, чтобы ребенок смог реализовать задуманное наиболее полно. Акцент в реджио-педагогике делается на взаимодействие и сотрудничество (с воспитателем, родителями, другими детьми). Понятно, что подобные возможности будут у ребенка только тогда, когда вокруг него создастся особая развивающая среда. Реджио-подход иногда даже называют «педагогикой пространства». Пространство поделено на определенные зоны. Важно, чтобы ребенок в детском саду чувствовал себя так же уютно, как дома. Есть большие залы, где проходят массовые мероприятия и, напротив, создаются совершенно уединенные уголки, где малыш может при желании спрятаться и побыть в одиночестве. Кроме этого, оборудуются всевозможные творческие мастерские, лаборатории, костюмерная, комната сказок и т.п. У взрослых в реджио-педагогике – особая роль. Воспитатель наблюдает за играми и занятиями детей и старается вмешиваться в их разговоры только при необходимости.

В группе нет никаких программ обучения и жестких планов в нашем обычном понимании. А есть открытая творческая обстановка. Принесенная малышом в группу игрушка (например, динозавр) может стать началом большого «доисторического» проекта, в котором будет создаваться целый мир, наполненный древними животными. Даже какое-то особое событие в родном городе или в мире может стать предметом проекта. Наблюдение и творческий процесс – вот главные способы познания окружающего мира. Возможности для творчества у ребятишек просто огромные. Они рисуют, клеят, лепят и мастерят поделки из самых разных материалов, создают коллажи, конструируют, танцуют, участвуют в театральных постановках, исследуют мир всевозможными способами.

Многие принципы реджио-педагогики достаточно просты. Но, как это часто бывает, воспитывая малыша, мы забываем именно о самых простых вещах. А они зачастую являются в воспитании главными.

1. Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза.

Каждый ребёнок должен чувствовать, что он является частью коллектива, где его ценят, как любого другого члена коллектива. И неважно кто это, ребенок, педагог или родитель. Это не предполагает, что взрослые должны опуститься до уровня ребенка, совсем наоборот, подняться до него. Разговаривая с ребенком, взрослый должен быть на одном уровне, а не сверху вниз. Для этого следует сесть на детски стул или пол, разговаривать, глядя в глаза. Когда же ребенок рассматривает произведение искусства, нужно поднять его на уровень картины. Во время совместного приема пищи взрослые и ребенок тоже должны быть на одном уровне.

         2.Объяснить правила и задать вопрос.

Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила. Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты, как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся. Но прежде чем объяснять и транслировать правила, взрослые должны узнать, как можно больше о зоне ближайшего развития ребенка. Для этого можно просто задать открытый вопрос: что дети уже знают об этом правиле? Задавайте как можно больше открытых вопросов, побуждайте ребенка думать, дайте возможность построить свою версию и высказать ее.

         3. Не «неправильно», а «по-другому».

Если ребенок рисует, красное небо, не спешите поправлять его, констатируя факт, что небо синее. Лучше организуйте совместное исследование. Не следует говорить, что так не бывает, просто постарайтесь в совместной деятельности понять, когда это может быть. Например: ребенок нарисовал оранжевого ёжика. Взрослые понимают, что ежи серые, коричневые, ну уж никак не оранжевые. Педагог задал вопрос группе: «Может ли быть ежик оранжевым?». В ответ получил больше десяти версий, почему ёжик оранжевый: вымазался в глине, на нем наколоты осенние листья, ежик весь в подосиновиках, это волшебный ёж, ежи сходил в парикмахерскую и др. Ребенок не должен боятся допустить ошибку, он просто должен понимать, что ответов может быть много. В любом случае взрослый должен попросить ребенка аргументировать свой мнение.

         4. Предлагать выбор и не торопить.

Одно из главных правил в Реджио-педагогике ― не спешить. И прежде чем учить детей выбору, взрослые должны быть готовы к этому сами. Ведь не трудно поинтересоваться, чай с лимоном или без лимона хочет сегодня ребенок. Даже трёхлетний ребёнок может выбрать — белый или чёрный хлеб он хочет скушать. Может сам сделать из него бутерброд. Также нужно давать ребенку возможность выбрать одежду, а, чтобы не опаздывать, лучше это сделать с вечера. А если утром поменялась погода, значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть, но тебе будет холодно, так как идет дождь. Можно предложить взять сменную одежду, и ребенок (если ему будет жарко или холодно) сам сможет переодеться. Учите ребенка понимать, что нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса. Родители часто путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Повзрослев, ребенок будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.

         5. Учиться в любой ситуации.

Реджио-педагогика не отводит какое-то определенное время для получения знаний. Прочитав стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей», предложите ребенку понаблюдать, где на самом деле он ест. Сходите в парк, лес, посмотрите на детской площадке. Пусть не увидели воробья, зато увидели других птиц, узнали, чем питаются они. Учите ребенка отвечать на вопросы с помощью наблюдения. Не следует делить процесс познания на предметные области. Например, если мы учим ребенка играть в шахматы, мы включаем и умение ориентироваться в пространстве (горизонталь, вертикаль, право, лево), и знание цвета (белый, черный), проговариваем движения, развивая речевую деятельность. Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.

6. Фантазировать важнее, чем читать.

Родители считают, что главная задача подготовки к школе ― научить ребенка читать и считать. Но ведь, в конечном счете, все овладевают чтением и счетом. Главная задача — это развитие творческого мышления. Нужно научить ребенка размышлять, аргументировать, придумывать новые проекты. И не важно, на какую тему проект, ведь в ходе работы можно посчитать, описать признаки, сравнить, нарисовать. Фантазирование, образное мышление у людей развито тем лучше, чем они младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, то логика его задавит. Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

         Какие же ключевые приемы используются в реджо-педагогике?

Работа начинается с тщательного наблюдения за детьми: педагоги наблюдают за игрой, погружаются в сферу интересов детей, ведут «документацию». Собранный в ходе наблюдения материал тщательно анализируется, ставятся задачи и намечаются пути их решения. После того, как выявлены интересы ребенка, необходимо помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в Реджо-педагогике является проектная деятельность.

         Особенность проектной деятельности детей дошкольного возраста является то, что в основу проекта должен быть положен самый сильный (устойчивый) интерес ребенка. Формы реализации проекта могут быть разными: 

- практический проект (создание поделок, макетов);

- художественный (создание картин);

- научный (проведение опыта).

Так проектом может стать строительство города из картонных коробок, разведение улиток в аквариуме, создание фресок на излюбленные сюжеты, организация почтовых отправлений внутри семьи (включая бабушек из других городов), создание собственной книги.

Все моменты и этапы проекта документируются. Взрослый записывает для себя вопросы, предложения и пожелания по дальнейшему движению вперед. Для ребенка делаются «говорящие стены», т.е. взрослый зарисовывает и записывает на больших плакатах все - то важное, что имеет отношение к теме проекта, делает фотохронику проекта.

Проект не имеет ограничений по времени. В Реджио-педагогике продолжительность проекта примерно три недели. При этом, если ребенок очень увлечен темой, то целесообразно увеличить время работы над проектом.

Взрослые работают над проектом вместе с детьми, но не вместо их, они выполняют роль одного из исполнителей, но далеко не всегда должны осуществлять руководство деятельностью детей, а только тогда, когда требуется. В проекте дошкольника важен не результат, а процесс. Для работы над проектом у ребенка должно быть рабочее место, место для демонстрации результатов, место для игры и для выступления. Несмотря на то, что Реджио-педагогика разрабатывалась для детских садов, большинством методов и приемов могут воспользоваться родители, которые заинтересованы в развитии ребенка. В процесс организации взаимодействия с ребенком можно внедрять отдельные элементы Реджио-педагогики. Например, если у ребенка развивается тот или иной навык, и родители создают комфортные условия для его формирования:

- интерес к двигательной активности — организация спортивного уголка в доме;

- интерес к звездному небу — поход в планетарий, прогулка с наблюдением за звездами и изучением созвездий, а затем зарисовка их;

- интерес к сказкам — создание дома мини-театра, написание собственной книги.

Возможность вместе мастерить и творчески самовыражаться — это хорошая семейная практика, знакомая многим родителям. Помните, где бы вы не находились — на прогулке, за столом, в пути — можно найти объект для обсуждения и исследования.

        Реджио-подход считается одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития — стремление ребенка познавать и исследовать, выражать себя сотнями способов закладывается в раннем возрасте. Задача взрослых — создавать условия для этого. 

        Реджио-педагогика позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в XXI веке.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл redzhio_pedagogika.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  

 «Реджио-педагогика в детском саду»

Динамика процессов, происходящих в современном обществе, диктует необходимость владения педагогами новыми компетенциями, навыками работы в информационно-коммуникационной среде, проектированием, умением находить решения инновационного характера через овладение педагогическими технологиями и внедрение передового педагогического опыта. Педагогу важно не упустить период для раскрытия творческого потенциала и мышления ребенка, сформировать поисковую активность и речевые способности. Поэтому организация целостного педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях на основе личностно ориентированного и компетентностного подходов обусловливает необходимость овладения педагогами широким спектром соответствующих образовательных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка, его потребностей в самореализации и развитии.

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Одной из перспективных методик считается Реджио-педагогика. Подход Reggio Emilia approach активно используется во многих странах. В России данная методика только набирает популярность.

Реджио-педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. Разработчиком данной методики является психолог Лорис Малагуцци. В основу методики были положены идеи знаменитых психологов и педагогов того времени: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. В 1991 году Реджио-педагогика была признана лучшим педагогическим подходом для детских дошкольных учреждений. Основу данного метода составляют следующие принципы:

  • уважительное отношение к ребенку;
  • ребенок активно управляет своим развитием, выбирая, что ему интересно;
  • ребенка нельзя ограничивать в движении в процессе познания мира;
  • ребенку должен быть предоставлен выбор способов и путей самовыражения.

Реджио-педагогика не дает малышу готовую научную картину мира, не критикует детские гипотезы, а помогает ему исследовать мир всеми доступными средствами и делать свои собственные невероятные открытия. Малагуцци образно говорил, что у каждого ребенка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя. Это не только привычная речь, но и творчество – живопись, скульптура, театр и многое другое. Однако школа нередко «отбирает» у ребенка «99 языков», оставляя только один – речь. Задача взрослого – вдохновить малыша на деятельность, развивать все «языки», которыми наделила его природа, стимулировать любознательность, помочь понять мир и найти свое место в нем.

Реджио-педагогика базируется на воспитании в ребенке демократии и социальной справедливости. Главные ее методы: исследовательская деятельность, обучение через окружающую среду, творчество и сотрудничество педагогов с детьми.

В основе реджио-педагогики лежит одна главная идея: ребенок сам выбирает то, чем ему хочется и нравится в данный момент заниматься. Малыши в играх сами придумывают проекты и сами их реализовывают. Взрослый же выступает не в роли учителя, а в роли помощника, чтобы ребенок смог реализовать задуманное наиболее полно. Акцент в реджио-педагогике делается на взаимодействие и сотрудничество (с воспитателем, родителями, другими детьми). Понятно, что подобные возможности будут у ребенка только тогда, когда вокруг него создастся особая развивающая среда. Реджио-подход иногда даже называют «педагогикой пространства». Пространство поделено на определенные зоны. Важно, чтобы ребенок в детском саду чувствовал себя так же уютно, как дома. Есть большие залы, где проходят массовые мероприятия и, напротив, создаются совершенно уединенные уголки, где малыш может при желании спрятаться и побыть в одиночестве. Кроме этого, оборудуются всевозможные творческие мастерские, лаборатории, костюмерная, комната сказок и т.п. У взрослых в реджио-педагогике – особая роль. Воспитатель наблюдает за играми и занятиями детей и старается вмешиваться в их разговоры только при необходимости.

В группе нет никаких программ обучения и жестких планов в нашем обычном понимании. А есть открытая творческая обстановка. Принесенная малышом в группу игрушка (например, динозавр) может стать началом большого «доисторического» проекта, в котором будет создаваться целый мир, наполненный древними животными. Даже какое-то особое событие в родном городе или в мире может стать предметом проекта. Наблюдение и творческий процесс – вот главные способы познания окружающего мира. Возможности для творчества у ребятишек просто огромные. Они рисуют, клеят, лепят и мастерят поделки из самых разных материалов, создают коллажи, конструируют, танцуют, участвуют в театральных постановках, исследуют мир всевозможными способами.

Многие принципы реджио-педагогики достаточно просты. Но, как это часто бывает, воспитывая малыша, мы забываем именно о самых простых вещах. А они зачастую являются в воспитании главными.

1. Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза.

Каждый ребёнок должен чувствовать, что он является частью коллектива, где его ценят, как любого другого члена коллектива. И неважно кто это, ребенок, педагог или родитель. Это не предполагает, что взрослые должны опуститься до уровня ребенка, совсем наоборот, подняться до него. Разговаривая с ребенком, взрослый должен быть на одном уровне, а не сверху вниз. Для этого следует сесть на детски стул или пол, разговаривать, глядя в глаза. Когда же ребенок рассматривает произведение искусства, нужно поднять его на уровень картины. Во время совместного приема пищи взрослые и ребенок тоже должны быть на одном уровне.

        2.Объяснить правила и задать вопрос.

Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила. Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты, как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся. Но прежде чем объяснять и транслировать правила, взрослые должны узнать, как можно больше о зоне ближайшего развития ребенка. Для этого можно просто задать открытый вопрос: что дети уже знают об этом правиле? Задавайте как можно больше открытых вопросов, побуждайте ребенка думать, дайте возможность построить свою версию и высказать ее.

        3. Не «неправильно», а «по-другому».

Если ребенок рисует, красное небо, не спешите поправлять его, констатируя факт, что небо синее. Лучше организуйте совместное исследование. Не следует говорить, что так не бывает, просто постарайтесь в совместной деятельности понять, когда это может быть. Например: ребенок нарисовал оранжевого ёжика. Взрослые понимают, что ежи серые, коричневые, ну уж никак не оранжевые. Педагог задал вопрос группе: «Может ли быть ежик оранжевым?». В ответ получил больше десяти версий, почему ёжик оранжевый: вымазался в глине, на нем наколоты осенние листья, ежик весь в подосиновиках, это волшебный ёж, ежи сходил в парикмахерскую и др. Ребенок не должен боятся допустить ошибку, он просто должен понимать, что ответов может быть много. В любом случае взрослый должен попросить ребенка аргументировать свой мнение.

        4. Предлагать выбор и не торопить.

Одно из главных правил в Реджио-педагогике ― не спешить. И прежде чем учить детей выбору, взрослые должны быть готовы к этому сами. Ведь не трудно поинтересоваться, чай с лимоном или без лимона хочет сегодня ребенок. Даже трёхлетний ребёнок может выбрать — белый или чёрный хлеб он хочет скушать. Может сам сделать из него бутерброд. Также нужно давать ребенку возможность выбрать одежду, а, чтобы не опаздывать, лучше это сделать с вечера. А если утром поменялась погода, значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть, но тебе будет холодно, так как идет дождь. Можно предложить взять сменную одежду, и ребенок (если ему будет жарко или холодно) сам сможет переодеться. Учите ребенка понимать, что нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса. Родители часто путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Повзрослев, ребенок будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.

        5. Учиться в любой ситуации.

Реджио-педагогика не отводит какое-то определенное время для получения знаний. Прочитав стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей», предложите ребенку понаблюдать, где на самом деле он ест. Сходите в парк, лес, посмотрите на детской площадке. Пусть не увидели воробья, зато увидели других птиц, узнали, чем питаются они. Учите ребенка отвечать на вопросы с помощью наблюдения. Не следует делить процесс познания на предметные области. Например, если мы учим ребенка играть в шахматы, мы включаем и умение ориентироваться в пространстве (горизонталь, вертикаль, право, лево), и знание цвета (белый, черный), проговариваем движения, развивая речевую деятельность. Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.

6. Фантазировать важнее, чем читать.

Родители считают, что главная задача подготовки к школе ― научить ребенка читать и считать. Но ведь, в конечном счете, все овладевают чтением и счетом. Главная задача — это развитие творческого мышления. Нужно научить ребенка размышлять, аргументировать, придумывать новые проекты. И не важно, на какую тему проект, ведь в ходе работы можно посчитать, описать признаки, сравнить, нарисовать. Фантазирование, образное мышление у людей развито тем лучше, чем они младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, то логика его задавит. Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

        Какие же ключевые приемы используются в реджо-педагогике?

Работа начинается с тщательного наблюдения за детьми: педагоги наблюдают за игрой, погружаются в сферу интересов детей, ведут «документацию». Собранный в ходе наблюдения материал тщательно анализируется, ставятся задачи и намечаются пути их решения. После того, как выявлены интересы ребенка, необходимо помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в Реджо-педагогике является проектная деятельность.

        Особенность проектной деятельности детей дошкольного возраста является то, что в основу проекта должен быть положен самый сильный (устойчивый) интерес ребенка. Формы реализации проекта могут быть разными: 

- практический проект (создание поделок, макетов);

- художественный (создание картин);

- научный (проведение опыта).

Так проектом может стать строительство города из картонных коробок, разведение улиток в аквариуме, создание фресок на излюбленные сюжеты, организация почтовых отправлений внутри семьи (включая бабушек из других городов), создание собственной книги.

Все моменты и этапы проекта документируются. Взрослый записывает для себя вопросы, предложения и пожелания по дальнейшему движению вперед. Для ребенка делаются «говорящие стены», т.е. взрослый зарисовывает и записывает на больших плакатах все - то важное, что имеет отношение к теме проекта, делает фотохронику проекта.

Проект не имеет ограничений по времени. В Реджио-педагогике продолжительность проекта примерно три недели. При этом, если ребенок очень увлечен темой, то целесообразно увеличить время работы над проектом.

Взрослые работают над проектом вместе с детьми, но не вместо их, они выполняют роль одного из исполнителей, но далеко не всегда должны осуществлять руководство деятельностью детей, а только тогда, когда требуется. В проекте дошкольника важен не результат, а процесс. Для работы над проектом у ребенка должно быть рабочее место, место для демонстрации результатов, место для игры и для выступления. Несмотря на то, что Реджио-педагогика разрабатывалась для детских садов, большинством методов и приемов могут воспользоваться родители, которые заинтересованы в развитии ребенка. В процесс организации взаимодействия с ребенком можно внедрять отдельные элементы Реджио-педагогики. Например, если у ребенка развивается тот или иной навык, и родители создают комфортные условия для его формирования:

- интерес к двигательной активности — организация спортивного уголка в доме;

- интерес к звездному небу — поход в планетарий, прогулка с наблюдением за звездами и изучением созвездий, а затем зарисовка их;

- интерес к сказкам — создание дома мини-театра, написание собственной книги.

Возможность вместе мастерить и творчески самовыражаться — это хорошая семейная практика, знакомая многим родителям. Помните, где бы вы не находились — на прогулке, за столом, в пути — можно найти объект для обсуждения и исследования.

        Реджио-подход считается одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития — стремление ребенка познавать и исследовать, выражать себя сотнями способов закладывается в раннем возрасте. Задача взрослых — создавать условия для этого. 

        Реджио-педагогика позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в XXI веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Театральная деятельность в детском саду".

Краткий экскурс в процесс организации театральной деятельности в детском саду....

Консультация для воспитателей Выносное оборудование в детском саду

Материал включает в себя перечень выносного материала для проведения прогулки в детском саду...

Консультация для воспитателей "Речевые игры в детском саду"

Целью консультации является систематизация знаний воспитателей о возможностях использования речевых игр....

Консультация для воспитателей: "Уголок театра в детском саду".

Консультация для воспитателей на тему: "Как правильно оформить театральный уголок в детском саду"....

Консультация для воспитателей "Полоролевое воспитание в детском саду"

Известно, что дошкольный возраст  -период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Что ...

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду. ...