«Ознакомление детей с родным городом»
консультация (старшая группа)

Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных и патриотических чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой город, нам нужно показать его с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_rodnym_gorodom.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Ознакомление детей с родным городом»

                                                                Город мой любимый, город мой родной!

                                                    Ты зеленый летом, осенью цветной.
                                                         Чистый белоснежный ты стоишь зимой,
                                                        А весной ты нежный – я горжусь тобой!

Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных и патриотических чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой город, нам нужно показать его с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.
            Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам его хорошо знать. Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Младшим детям надо показывать и объяснять, что все дома расположены на определенных улицах. Улицы - длинные, а дома стоят разные: и высокие многоэтажные, и низкие одноэтажные. Детский сад находится на одной улице, а дома, в которых живут дети, могут быть на другой улице. У каждой улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры. Обращайте внимание детей на окружающую природу, благоустройство своего двора, рядом расположенные магазины, аптеку, почту, библиотеку. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район, в котором дети живут, и город в целом, его достопримечательности, памятники. Для этого необходимы экскурсии по городу, в парк, наблюдения за трудом взрослых. Постепенно детей начинают знакомить с достопримечательностями города: памятниками, музеями, храмами. Закрепление знаний о родном городе, его достопримечательностях можно проводить в играх «Я знаю свой город», «Памятные места»«Знаток родного города»«Мне здесь интересно» Во время экскурсий учить детей соблюдать правила поведения на улице, расширять знания детей о транспорте, больше обращать внимания на дома. Стоит познакомить детей с центральной улицей города. Чтобы закрепить полученные знания с детьми можно поиграть в дидактические игры: «Найди свою улицу»«Что я видел на своей улице»«Путешествие по микрорайону». Закрепление знаний полученных в ходе экскурсий можно отразить в продуктивной деятельности - создание поделок, рисунков, оформление альбомов, выставок.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех

- везде соблюдаются традиции

-повсюду живут люди разных национальностей

- люди заботятся о чистоте города

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Знакомство дошкольников с родным городом не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Для объяснения сложных тем, требующих объяснения, толкования лучше использовать организацию непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

При ознакомлении с родным городом можно использовать различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, чтение художественной литературы, целевые прогулки, проектную, поисковую, исследовательскую  деятельность

При знакомстве с историей родного города приходится многое им рассказывать. От того, как это сделать, зависит, воспримет ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще. По ходу рассказа обязательно используем наглядный материал. Это фотографии, репродукции картин, слайды, схемы города, презентации о городе, детские  мини презентации «Любимые места в городе» «Где можно отдохнуть»

Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т. к. в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять такие выражения «Это было очень-очень давно»«Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими»

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, следует объяснить их значение. Дошкольники лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.

В процессе знакомства с достопримечательностями города, воспитатель часто рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах. В этом случае не следует подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, т. к. узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.

С какими же еще объектами полезно знакомить старшего дошкольника? Это-парковая зона, автовокзал, железнодорожный вокзал, аэропорт, театр «Сказка», Дворец молодежи, кинотеатры, зоопарк, площадь Победы, спортивные комплексы Абакана. Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения - подвиги абаканцев в дни Великой Отечественной войны. Благодарные люди поставили в их честь памятник, назвали их именами улицы города.

Детям надо показать Абакан не только как красивый город с его достопримечательностями, но и показать кипучую трудовую жизнь людей абаканцев. Дети должны знать, люди каких  профессий трудятся в Абакане.

Мы живем в четвертом микрорайоне. У нас есть Преображенский  парк, парк топиарного искусства.  Можно отслеживать, какие изменения происходят в парках,  сколько затрачено труда и как красиво и уютно  становится в парках. Так, например, старшему дошкольнику нужно рассказать, что жители Абакана постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький житель, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирование у ребенка чувства гордости за родной город. Нужно привлекать ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении: в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада, ведь ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.

И еще хотелось подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу. Ежедневно они с детьми идут  по родному городу в детский сад. Пусть за этот промежуток времени ребенок открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Сегодня родители говорят о своей улице утром. Это улица деловая, с идущими на работу людьми, детьми, спешащими в школу. Вечерняя улица совсем иная: дети видят гуляющих с детьми родителей, играющих на детских площадках своих сверстников. Наблюдать можно зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами огней! Все эти впечатления, помогут ребенку знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Предложите родителям, гуляя по улицам родного города и бывая на природе, фотографировать ребенка, затем совместно рассматривать фотографии и беседовать с ним о местах, запечатленных на фотографиях;

И в заключении хочется закончить замечательными словами, призывающими педагогов к активному действию: “Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине, городу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ознакомление детей с родным городом

ознакомление с родным городом...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Основываясь на «Программе воспитания, обучения и развития в детском саду», в своей практике использую программу «Детство», по которой работает наш детский сад и в которой содержится раздел социально-н...

Педагогический совет на тему: "Ознакомление детей с родным городом,народными традициями, парково-архитектурным ансамблем, как средство воспитания у детей патриотических чувств"

Педсовет на тему: "Ознакомление детей с родным городом, народными традициями, парково-архитектурным ансамблем, как средство воспитания у детей патриотических чувств"....

Материал для воспитателей по ознакомлению детей с родным городом

Ознакомление детей с родным городом. история города Мытищи....

Методическая разработка "Дидактические игры, как метод ознакомления детей с родным городом"

Для изучения достопримечательностей Санкт- Петербурга разработано множество дидактических игр. Все они имеют несколько направлений1 "Я люблю свой город"2 " Я умею вести себя в городе&qu...

учебно-методическое пос. "Использование мнемотехники по ознакомлению детей с родным городом "

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....

НОД в средней группе по ознакомлению детей с родным городом «Что мы знаем о родном городе»

НОД  в средней группе по ознакомлению детей с  родным городом «Что мы знаем о родном городе»воспитатель: Орешкина Л. И. задачи:1.Закрепить представления детей об улицах Нижн...