План по самообразованию на 2023-2024 г.
материал (старшая группа)

Ветелева Наталья Николаевна

План по самообразованию на 2023-2024 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2023-2024_g._veteleva_n.n.docx55.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

Макарьевский детский сад «Колосок»

План по самообразованию

Тема:

"Нравственное  воспитание дошкольников через русские  народные игры"

старшая разновозрастная  группа

Разработала: воспитатель 1 кв. категории

Ветелева Н.Н.

2023-2024 г.

Актуальность темы

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Именно участие в играх способствует более осознанному пониманию и прочному усвоению, внутреннему принятию дошкольниками духовно-нравственных ценностей, расширяет их представления о нравственных качествах и нормах поведения. Неотъемлемой   частью духовно-нравственного   воспитания  дошкольников являются народные игры.. В них отражается  образ  жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. Народная игра создаёт фундамент для развития нравственных качеств (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма). Через народную игру происходит интенсивное взаимопроникновение национальных культур. Именно она несёт  в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируют у дошкольников устойчивое уважительное отношение к культуре родной страны и к культуре других народов создается эмоционально положительная основа для развития духовно- нравственных качеств.

Народные игры охватывают все образовательные области. Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Цели для педагога:

Совершенствовать профессиональную деятельность и повышать профессиональную компетентность по вопросу русской  народной игры - как средства развития нравственно-патриотической основы у дошкольников; Повысить свой теоретический и научно– методический уровень через подборку и изучение методической литературы; расширять знания о значении  исконно-русских слов, умение объяснить значение слов детям.

Задачи для педагога:

-Дать характеристику русским народным  играм и изучить  исторический аспект их возникновения.

-Описать роль народной игры, а так же её место в режиме дня.

-Выделить классификацию народных игр дошкольников.

-Описать подготовку к проведению народных игр.

-Изучить методику проведения народных игр.

-Проанализировать опыт работы по организации и проведению народных игр.

Задачи для детей и родителей:

-Развивать интерес и расширять круг представлений детей о разнообразии русских народных  игр;

-Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявления сопереживания, взаимопомощи.   

-Воспитывать положительные эмоции в ходе проведения игр.

-Повышать  интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

План работы на год

    Работа с детьми

Сентябрь-май

Знакомство,  разучивание и использование  русских народных  игр, считалок  с детьми.

Сентябрь

Разучивание народной  игры:

«Золотые ворота» (хороводная)

Цели: Объяснить смысл понятия: «ворота»; учить распределять между собой  роли в игре; согласовывать  движения в соответствии с  ритмом текста; соблюдать правила игры. Вызывать положительные эмоции.

Разучивание считалки.

Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.

Октябрь

Разучивание народной игры:

«Урожай» (хороводная)

Цели: Развивать умение согласовывать движения со словами; закрепить в речи глаголы: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём.  Воспитывать желание  играть в коллективе.

Ноябрь

Развлечение: «Посиделки».

Разучивание считалки:

Раз, два, три, четыре, пять.

Осень к нам пришла опять!

Листья в воздухе кружатся,

В танце на реку ложатся.

Разучивание народной игры:

«Вейся, венок» (хороводная)

Цели: Учить детей водить хоровод, произнося рифмованный текст; развивать внимание, самостоятельность. Способствовать сплочению детей в игре.

Декабрь

Разучивание народной  игры:

«Угадай, кто зовёт?» (хороводная)

Цели: Развивать у детей тембровый слух, умение различать голоса сверстников. Учить согласовывать движения в соответствии с текстом игры. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его. Воспитывать желание активно участвовать в игре. 

Январь

Развлечение: «Весёлые колядки»

Разучивание народных  игр:

«Бабка  Ёжка» (хороводная)

Цели: Познакомить с понятиями слов: «помело», «Бабка-Ёжка» , «костяная нога», «базар».

«заколдованный», способствовать сплочению детей в игре. Вызвать радостное настроение и эмоциональный подъём ; Приобщать детей к русской национальной культуре.

«Снеговик» (хороводная)

Цели: Объяснить значения слова: рукавица. Учить совместно выполнять иммитационные движения , проговаривая слова игры. Воспитывать отзывчивость, позитивное настроение.

Февраль

Разучивание считалки:

Начинается считалка:
Ветер зиму нам принёс.
А морозу нам не жалко,
Прячь скорее в шарф свой нос.
Кто свой нос ещё не спрятал,
Тот замёрзнуть обречён.
Чтобы нос твой не заплакал,
Выходи из круга вон.

Разучивание народной игры:

«Мороз - красный нос» (подвижная)  Цели: Объяснить понятия : «Мороз-красный нос», «заморозить» .  Развивать у детей внимательность, умение выполнять движения по сигналу. Вызывать положительные эмоции в игре.

Март

Развлечение: «Масленица»

Разучивание народной  игры :

«Гори  ясно» (хороводная)

Цели: Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность.

Апрель

Разучивание народной игры:

«Ручеёк» (хороводная)

Цели : Приобщать детей к национальной культуре русского народа через игру; закрепить умение организовывать пары, двигаться друг за другом не наталкиваясь; чётко и громко произносить слова, соблюдать правила игры. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сплочённость.

Май

Развлечение: «Веселись народ, праздник  Пасхи у ворот!»

Разучивание  народных  игр:

«Солнце» (хороводная )

Цели: Развивать умение действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Учить расширять и сужать круг. Вызывать положительные эмоции др. к другу.

Разучивание считалки:

Ой ты, зоренька-заря, Заря утренняя, Кто до зореньки дойдет, Первый в хоровод войдет.

 «Заря-заряница» (хороводная)

Цели: Познакомить с понятием : «Заря-заряница» и объяснить его смысл; обучать умению чётко произносить слова; развивать  творческие способности .  Вызывать положительные эмоции в ходе выполнения движений .

Работа с семьёй

Сентябрь-ноябрь

Изготовление атрибутов к народным  играм.

Сентябрь

Буклет : «Знакомство с русскими народными играми»

Октябрь

Консультация : «Организация народных игр в семье»

Ноябрь

Анкетирование: «В какие народные игры Вы играете со своим ребёнком дома?»

Декабрь

Индивидуальные беседы: «Народная игра в жизни детей»

Январь

Памятка: «Не забывайте русские народные игры»

Февраль

Папка-передвижка : «Народные игры в повседневной жизни ребёнка»

Март

Консультация: «Как играли наши бабушки и дедушки?»

Апрель

Презентация:  «Народные  игры в детском саду».

Май

Анкетирование : «Роль русских народных игр в жизни детей»

Самореализация

Сентябрь-май

Составление картотеки русских народных  игр.

Список используемой литературы:

1. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Детство-Пресс», 2018 г.

2. Комарова  Т.С. «Народное искусство детям» 3-7 лет , «Мозайка-Синтез», 2016 г.

3. Аникина В. «Русский фольклор»-Москва, изд. «Художественная литература», 1986

https://knigogid.ru/books/1890144-russkiy-folklor-sbornik/toread

4.Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», Москва «Просвещение», 1986

5.Зайцева Е. Коляда: Представление для детей с народными играми, песнями, считалками/ Е. Зайцева// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. https://cat.libnvkz.ru/CGI/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?LNG=&I21DBN=ANL20&P21DBN=ANL20&S21STN=1&S21REF=1&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=I=&S21STR=-105381

6.Мехова Т. Роль  народной игры в формировании характера ребенка/ Т. Мехова/2001. http://odbkaluga.ru/books/detail.php?ID=207335

7.Науменко Г.М. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы/ Собрал и пересказ. Г. Науменко; Рис. А. Матросова.- Москва: Дет. лит., 1980.

8. «Русские игры для всех возрастов», Сост. Н. Будур, И. Панкеев.-М.: Терра, 1999. https://meshok.net/item/275136010

 9. Русские народные праздники, обряды и обычаи [multimedia resource on CDROM].-Multimedia resources.-Москва: Новый диск, 2005.

10.Русский фольклор: песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья.-М.: Худ. лит., 1985

11.Супруненко В. Старинные забавы/ В. Супруненко// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.-1999

12.Якуб С.К. Вспомним забытые игры/ С.К. Якуб; Худож. Л. Ионова.-М.: Дет. лит., 1988 http://www.barius.ru/biblioteka/book/1948

13. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, «Мозайка -Синтез», 2014 г.

14.Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/ ; http://maam.ru и др.

 Картотека русских народных игр

«Золотые ворота»

Цели: Объяснить смысл понятия: «Ворота»; учить распределять между собой  роли в игре; согласовывать  движения в соответствии с  ритмом текста; соблюдать правила игры. Вызывать положительные эмоции.

Содержание игры:

Дети, дети все сюда  Здесь весёлая игра

Раз, два, три, четыре, пять Собираемся играть.

Правила игры очень просты. Выбирают двух игроков по считалочке:

Катилася торба  с  высокого горба.

В этой торбе  хлеб, соль, пшеница.

С кем будешь делиться?

На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с ней)». Они отходят немного в сторону и договариваются, кто из них кем будет (солнце – луна, день – ночь, красное – белое, апельсин – яблоко и т. д.). Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один) :

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй - запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более  подвижной и весёлой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами». Когда все игроки распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, каната, палки и т. д.

В конце игры подводится итог: оценить общее физическое развитие детей (сильные, ловкие, быстрые); общую дисциплинированность и тесные взаимоотношения (правила не нарушали, друг- друга не толкали); отношение к победе, поражению (одной команде сегодня повезло чуточку больше, но другая тоже очень старалась)

Разновидность игры: Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается так же перетягиванием.

Правила игры:

Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося, перед «воротами», считают пойманным. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

«Урожай»

Цели: Развивать умение согласовывать движения со словами; закрепить  в речи глаголы: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём. Воспитывать желание играть в коллективе.

Содержание игры:

(дети произносят  слова  и воспроизводят движения в соответствии произнесённым текстом)

В огород пойдем, урожай соберём. 

Идут по кругу, взявшись за руки. 

Мы морковки натаскаем 

«таскают». 

И картошки накопаем. 

«копают». 

Срежем мы кочан капусты,  

«Срезают» 

Круглый, сочный, очень вкусный, 

Показывают круг руками – 3раза. 

Щавеля нарвем немножко 

«Рвут». 

И вернемся по дорожке. 

Идут по кругу, взявшись за руки. 

«Вейся, венок»

Цели: Учить детей водить хоровод, произнося рифмованный текст; развивать внимание. Способствовать сплочению детей в игре.

Содержание игры:
Воспитатель помогает образовать круг. Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки:
Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,
Будем листья собирать, сделаем веночек.
Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,
И веночки мы сплетём из листочков разных.

Правила игры:
Дети и воспитатель стоят около дерева, вокруг которого можно образовать круг и поводить хоровод. Воспитатель произносит: «Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки. Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке). По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю).
                                                  «Угадай, кто зовёт?»

Цели: Развивать у детей тембровый слух, умение различать голоса сверстников. Учить согласовывать движения в соответствии с текстом игры. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его. Воспитывать желание активно участвовать в игре. 

Содержание игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к тебе пришли.

Мы к тебе пришли, медку принесли.

«Медведь» ходит вперевалочку.

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду:

Медведь, медведь, получай-ка мед,

Получай-ка мед, угадай, кто зовет?

«Медведь кушает мед».

«Медведь» закрывает глаза.

Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!

«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

«Бабка Ёжка»

Цели:

Познакомить с понятиями слов: «помело», «Бабка-Ёжка» , «костяная нога», «базар».

«заколдованный», способствовать сплочению детей в игре. Вызвать радостное настроение и эмоциональный подъём ; Приобщать детей к русской национальной культуре.

Содержание игры:

Дети образуют круг. В середину круга встаёт водящий — Бабка Ёжка, в руках у неё «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: 

Бабка Ёжка  - Костяная Ножка 

С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: 

— У меня нога болит. Пошла она на улицу  - 

Раздавила курицу. Пошла на базар – 

Раздавила самовар. 

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает. 

Правила игры: 

«Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных»  станет много. 

«Снеговик»

Цели: Объяснить значения слова: рукавица. Учить совместно выполнять иммитационные движения , проговаривая слова игры. Воспитывать отзывчивость, позитивное настроение.

Содержание игры:

Считалкой выбирают водящего снеговика, он одевает шапочку и рукавицы.

Снеговик встаёт на одну из сторон площадки, дети на противоположной стороне в шеренгу.

По сигналу дети начинают двигаться к Снеговику, при этом наклоняются, выполняя имитационные движения " набирают снег, лепят снежки", проговаривают слова игры, на последние слова - дети бросают снежки в Снеговика.

Из холодного снежка слепим мы снеговика.

Он огромен и сердит во  дворе один стоит.

Сколько можно так стоять будешь с нами ты играть?

Снеговик отвечает :

" Буду, буду я играть, буду вас я догонять!

Замораживать!"

Снеговик догоняет детей, дотрагивается рукавицей до плеча ребёнка, тот встаёт " замороженный"

Игра заканчивается, когда Снеговик" заморозит" всех детей.

«Мороз - красный нос»

Цели:  Объяснить понятия : «Мороз-красный нос», «заморозить» . Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Вызывать положительные эмоции в игре.

Содержание игры:

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. 

Он говорит: 

Я Мороз-Красный нос. 

Кто из вас решится 

В путь-дороженьку пуститься? 

Играющие отвечают: 

Не боимся мы угроз 

И не страшен нам мороз. 

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. 

Правила игры:

Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места. 

 «Гори  ясно»

Цели: Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность.

Содержание игры:

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

«Ручеёк»

Цели: Приобщать детей к национальной культуре русского народа через игру; закрепить умение организовывать пары, двигаться друг за другом парами; чётко и громко произносить слова, соблюдать правила игры.

Содержание игры:

Воспитатель знакомит детей с правилами игры. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор - "ручеёк". Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку "ручейка" и произносит такие слова:

Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй, миленький дружок.

Можно с вами поиграть?

Дети стоящие в колонне отвечают:

Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!

После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему понравился. "Ручеёк» должен двигаться быстро.

Для завершения игры использую слова, которые произносят все играющие дети хором :

В ворота ручей бежит

И тихонечко журчит.

Ручей. ручей, ручеек!

Спасибо миленький дружок!

Хорошо мы поиграли

Все друзей своих узнали.

Правила игры:

Крепко держать пару за руку, продвигаться парами, не наталкиваясь друг на друга; четко произносить слова, выполнять инструкции воспитателя; выбирает " друга" только тот, кто остался без пары; ребенок, выбирающий пару, начинает движение от начала "ручейка".

«Солнце»

Цели: Развивать умение действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Учить расширять и сужать круг.

Содержание игры:

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче, - Дети ходят

Лето будет жарче. - по кругу.

Я зима теплее, - Идут в центр.

А весна милее - Из центра обратно.

А зима теплее, - В центр.

А весна милее. - Обратно.

«Заря – Заряница»

Цели: Объяснить детям, что называют «Зарёй-заряницей», обучать умению чётко произносить слова; развивать  творческие способности . Вызывать положительные эмоции в ходе выполнения движений .

Содержание игры:
Дети стоят в кругу. Водящего выбирают считалкой. Ребенок-водящий, в руках у него голубая лента, проходит внутри круга около детей, машет ленточкой и все вместе проговаривают слова:
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые,
За водой пошла и  ребят нашла.
На слова "и ребят нашла" водящий останавливается и протягивает руку с лентой вперед так, чтобы лента оказалась между двумя детьми. Эти дети бегут за кругом в разных направлениях. Кто быстрей добежит до водящего, тот становится "зарёй".
Правила игры:
Дети в хороводе под слова игры идут вправо, а водящий с ленточкой ходит внутри круга влево. на определенные слова водящий останавливается и протягивают ленту, а двое детей бегут за кругом и стараются быстрее ее захватить. Выигрывает тот, кто захватил ленту.
Усложнение : Сначала все слова игры может произносить взрослый. По мере заучивания дети-водящие сами проговаривают свои слова.
Дети, бегущие за кругом, не должны сталкиваться, они аккуратно обегают друг друга. Забирая ленту у водящего, они опять не должны столкнуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций"

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детс...

План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"

Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...

План по самообразованию на 2023-2024 год

«Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»....

План по самообразованию на 2023-2024 г

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речи детей дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» Задачи:1. Изучить учебную, справочную, научно-м...

План по самообразованию на 2023 – 2024 год «Формировантие у детей подготовительной группы навыков культуры поведения»

Формировать у детей привычки культурного поведения и общения с людьми, правила поведения в общественных местах...