Проект «Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
проект (старшая группа)

Игнатова Анастасия Сергеевна

Театральная деятельность помогает детям раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №390 «Берег детства»

Проект

 «Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной  деятельности»

 

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Игнатова Анастасия Сергеевна

Актуальность: 

         Наблюдая за детьми, я пришли к выводу, что театральная деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Ребёнок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, а так же активизирует словарь, совершенствуется звуковая культура речи.

      Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребёнка.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Цель проекта:

Совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне-развитой личности

Задачи проекта:

  • Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству
  • Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность
  • Развивать формирование простых навыков творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной деятельности
  • Совершенствовать артистические навыки детей.
  • Побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать
  • Развивать познавательные способности у детей.
  • Развивать творческое воображение
  • Развивать творческое мышление, коммуникативные навыки

Форма и методы реализации проекта:

  • Игры- драматизации.
  • Упражнения для социально- эмоционального развития.
  • Коррекционно - развивающие игры.
  • Упражнения по дикции.
  • Задания для развития речевой интонационной  выразительности.
  • Ритмические минутки (логоритмика).
  • Пальчиковый  игро-тренинг для развития моторики рук,        необходимый для    свободного кукло-вождения.
  • Отдельные упражнения по этике во время драматизаций.
  • Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и

     инсценировок.

Предполагаемый результат:

Для детей:

  • Сформированность духовно-богатой личности ребёнка.
  • Сфомированность творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально  - компетентной и развивающей личности.
  • Сформированность умения выражать своё понимание

     сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре)

  • Сформированность нравственно-коммуникативных и

волевых качеств (общительность, вежливость, доброта)

  • Развитие у детей инициативы, сообразительности,

самостоятельности.

  • Развитие духовно-богатой личности ребенка, как

активного участника проекта.

  • Развитие желания придумать, рассказать сказку,  историю.

Для родителей:

  • Получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.
  • Формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них.
  • Развитие более глубокое понимание процесса обучения  детей дошкольного возраста.
  • Возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

Принципы реализации проекта:

В процессе работы мною были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

  • Принцип направленности.  Мы  учитываем, что цели и задачи нашей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.
  • Принцип системности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу-играя», прививая знания, умения и навыки на практике.
  • Принцип доступности. Опираясь на него, мы учитываем  возрастные особенности, потребности, интересы, уровень  подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
  • Принцип наглядности обучения.  Мы  продумываем: дидактические цели исследования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательности демонстрации, сочетание определенных видов наглядности, включение детей в анализ наблюдения объектов, соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.
  • Принцип интегрированного подхода.
  • Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяем  ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.
  • Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяем на практике, осуществляя индивидуально - дифференцированный подход.

Модель реализации проекта:

Направления работы

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

 3.Посещение детьми театров.

4. Просмотр кукольных театров и работа по ним.

5.Проведение игр- превращений (учимся владеть собой)

6.Чтение художественной и познавательной литературы.

7.Продуктивная деятельность детей.

8.Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»

9. Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

10. Театрализованно-познавательные праздники.

2.Сотрудничество с родителями

1.Изготовление элементов костюмов, масок.

2.Изготовление декораций для театрализованной  деятельности.

3.Помощь в изготовлении различных видов театра.

4.Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек- раскрасок, аудио- видео для детей.

5.Приобретение оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки и т.д.)

6.Изготовление панно по сказкам, устанавливание  и  закрепление  атрибутов.

7.Участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и тд).

8.Оказание помощи в оборудовании и обновлении комнаты сказок.

9.Участие        в конкурсах поделок, игрушек, макетов  на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению  с  народной культурой.

10.Участие в театрализованных постановках «Без воды нет жизни».

11. Участие в совместных театрализованных  постановках  (родители - дети - педагог).              

12.Посещение занятий.

13. Родительское собрание.

14.Организация выставок творческих работ детей.

Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимных моментов.

2. Картотека дидактических игр по теме: «Театр»

3. Методическое сопровождение (магнитофон, компьютер, мультимидийная система)

4.Подборка художественной литературы для театрализованных представлений

5. Подборка литературы познавательного характера.

6.Конспекты театрализованных представлений.

7.Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера

8.Консультационный материал для педагогов

9. Консультационный материал для родителей

Этапы развития проекта:

1.Организационный

1.Участие в курсах повышения квалификации в целях повышения профессиональной компетентности по теме: « Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста»

2.Подбор литературы по проблеме исследования                                  

3.Анализ литературы

4.Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития

5.Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей

6.Оформление и обеспечение игрового уголка « В гостях у сказки»

2.Диагностический

1.Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности

2.Составление        анкет для родителей:

«Любите ли вы театр» по проблеме исследования

3.Составление        контрольных  листов справки-анализа осознания личности детей дошкольного возраста в группе

4.Изучения игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх

5.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.

6.  Выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций

3.Практический

1.        Анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования. Обобщение педагогического исследовательского опыта.

2.        Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через игры

3.        Условия состояния игровой среды для театральной деятельности детей дошкольного возраста

4.        Подготовка и проведение  открытого театрализованного утренника «Стрекоза и муравей»

5.        Подготовка и проведение открытого развлечения  «Рождественские сказки»      

6. Участие родителей в постановке экологической сказке «Без воды нет жизни».

7.        Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителей по проблеме исследования.   «Социализация детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

8.        Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей дошкольного возраста.

9.        Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т.д. для театрализованной деятельности.

10.        Составление бесед и консультаций для родителей

4.Обобщающий

1.Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы  с  детьми.

2.Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление исследовательского материала

3.Разработка   консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

5.Внедренческий

1.Подготовка к выпуску методических рекомендаций, пособий по проблеме «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности», « Использование театральных игр на занятиях и в повседневной жизни ребенка – дошкольника»

  2. Составление сборника сценариев,  занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений

Итоги проекта:

•        Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность

•        У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца)

•        Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи

•        У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

•        У детей появилось желание придумывать и  рассказывать сказки, истории, сочинять танцы  и т.д.

Список используемой литературы:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 2003 - 123 с
  2. Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1998 -185с
  3. Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.
  4. [Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2004 - 125с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду  [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2007 - 256с
  5. Доронова Т.Н. Играем в театр [Текст]: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений. /Доронова - М. Просвещение, 2005 - 86с
  6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребёнка дошкольника [Текст]: Программно - методическое. Пособие/ Л.В., Куцакова С.И Мерзлякова. - М.: Гуманитарный издательский. Центр Владос, 2004 - 189с
  7. Махаева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М.Д Махаева- М.: ТЦ Сфера, 2004 -128
  8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова- М.: Школьная Пресса, 2004 - 225с
  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Программа "Театр-творчество-детей,  У Н.Ф Сорокина. Л. Г. Миланович: Пособие

План мероприятий по реализации проекта

СЕНТЯБРЬ

  • Сбор литературы по данной теме.
  • Диагностика детей по данной теме.
  • Составление плана работы.
  • Разработка содержания проекта.
  • Изготовление карточек с изображением пиктограмм.
  • Основной этап

ОКТЯБРЬ

  • Консультация для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка»
  • Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.
  • Подборка речевых упражнений.
  • Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.
  • Наглядная информация для родителей на тему: «Как устроить домашний театр для детей»
  • Хороводная  игра  «Что нам осень принесла»
  • Показ теневого театра«Кот ,дрозд, петух и лиса»»
  • Изготовление карточек с изображением «Мимики»
  • Постановка сказки «Стрекоза и муравей»

НОЯБРЬ

  • Артикуляционная гимнастика:

Зарядка для губ «Весёлый пятачок»

  • Обыгрывание русской народной сказки «Репка».
  • Игра на развитие двигательных способностей:

«Что мы делали не скажем, а что делали покажем!»

  • Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо»,

«Хитрая лиса»

  • Консультация для родителей на тему: «Сказочные герои глазами детей».
  • Чтение русско-народной песенки:

«Как дед уху хотел сварить»

  • Обыгрывание песенки.

ДЕКАБРЬ

  • Инсценировка по сказке «Кошкин дом» (по безопасности)
  • Выставка: книжка-малышка «Сказка моей семьи»
  • Пальчиковый театр «Теремок»
  • Игра для развития мимики «Люблю – не люблю»
  • Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки»
  • Танец-инсценировка «Шёл весёлый дед мороз»

ЯНВАРЬ

  • Сценка сказки: «Колобок»
  • Пальчиковая гимнастика: «Мизинчик»
  • Консультация для родителей «Сказочные герои, глазами детей»

ФЕВРАЛЬ

  • Показ воспитателями настольного театра по сказке «Три медведя» для детей
  • Драматизация русской народной сказки «Заяц – хвастун»
  • Игровая ситуация с жестами «Считалочка»
  • Папка раскладушка: «Домашний театр»
  • Язычковая гимнастика: «Путешествие язычка. У кого какие песенки»

МАРТ

  • Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа»
  • Театрализация сказки «Теремок»
  • Консультация для родителей: «Играйте вместе с детьми»

АПРЕЛЬ

  • Зарядка для языка «Конфетка» «самый длинный язычок»
  • Театрализация сказки: «Колобок» с использованием кукол би-ба-бо
  • Сюжетно ролевая игра «Театр»
  • Консультация для родителей на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Май

  • Постановка сказки родителями «Без воды нет жизни»

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»

Сказка - это одно из самых прекрасных творений русского народа. Мы помним сказки с детства. И во взрослом возрасте найдется много людей, читающих сказки. Сказкой всегда называли все, что несет в себе вымысел. Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Слово сказка известна с 17 века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать», «рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые».  Но ученые предполагают, что этот термин употреблялся еще раньше. В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать, Сказка складка, а песня быль, Сказка складом, песня ладом красна, Ни в сказке сказать, ни пером описать, Не дочитав сказки, не кидай указки, Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка  вымысел, произведение народной фантазии - «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты.

Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Их национальный характер выражается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской.

Композиция сказки:

Зачин. ( «Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве»),

Основная часть. ( Интересное, непредсказуемое развитие сюжета),

Концовка. (Кульминация, с непременно торжествующим добром)

Самыми распространенными в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата, 33 года и т.д. В конце сказки, как правило, употребляют присказки: «и я там был, стали они жить-поживать и добра наживать».

Особенности русских народных сказок:

В русских сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные. Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное; сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко.… Все это делает пересказ плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то, Пойду-ка я направо, Что за чудо).

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.

Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых сказка дошла до него. Эти традиции  создавались многими поколениями сказочников.

Русским народным сказкам присущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.

Сказке, как жанру фольклора, свойственны все черты искусства, традиционно сообща творимого народом. Это есть то общее, что объединяет сказку с любым видом фольклора. Сказочники нарушают правдоподобие. Смещение реального плана в изображении - отличительная черта всех сказок. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери. В волшебных сказках свои чудеса: скатерть- самобранка, волшебный клубочек, живая и мертвая вода, гребешок, превращающийся в дремучий лес, молочные реки в кисельных берегах, ковер-самолет и т.п. В бытовых сказках присутствует своя фантастика: батрак Иван умудряется собрать оброк с чертей; прилипчивое горе-горемычное; журавли, которые уносят мужика на небо вместе с лошадью и телегой и другие. Одним словом, сказки воспроизводят невероятные события, дела, поступки. В сказке реальность представлена неправдоподобно.

Сказочная фантастика выражает стремление устремления народа, его мечты, желания, надежды. В этой фантастике воплощалось все, что волновало сердце и ум народа. Глубокая народность - естественная особенность такого вымысла. Сказочный вымысел служит раскрытию жизненной правды. В этом состоит специфика сказки.

Условно сказки подразделяются на волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные)

Беседа  с детьми «Путешествие в мир сказок»

Образовательная область: познавательное развитие 

Тип деятельности: интегрированное

Интеграция областей: речевое развитие, социально  - личностное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Возраст детей: 5-6 лет

Формы организации:  группа.

Задачи:

Обучения:

1.Расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение.                                                                                                                       2. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи.                                                                                                         

3.Формировать художественно-речевые исполнительские способности.                        

Развития:                                                                                                                                       1.Развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе беседы, 2.Развивать воображение, память, внимание;                                                                                3.Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения. 

Воспитания:                                                                                                             1.Воспитывать любовь к художественной литературе; побуждать  детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок.                                                                  2.  Воспитывать у детей готовность к взаимодействию, предлагая сказочные ситуации, обращаясь к положительному опыту персонажей, который они могут использовать в жизни.                                                                                                                                                                                            

Предварительная  работа

Организация “Книжного марафона”. Дети и родители предварительно за 2-3 недели начитывают дома детские художественные произведения: русские народные, авторские, волшебные сказки.  К каждой сказке рисуют картинку.. Изготовление портретов сказочных героев, вылепленных фигурок сказочных животных.  Изготовление костюмов сказочных персонажей.  

Материал к занятию: диапроектор, слайды сказок («Колобок», «Маша и медведь», «Гуси лебеди»

Методические приемы: беседа, объяснение, игра, загадки.

Ход беседы. 

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по русским народным сказкам. Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет. Русская народная, но доселе модная!
Ребята, вы любите сказки? (Да). 
— В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… А кто же там жил? (Ответы детей). 
— Где же это сказочное царство, где же это небывалое государство? Может быть, его можно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные следы. Вот и первый след. Куда он указывает, там и находится царство-государство. Ну, что ж, в путь! (По следам дети доходят до музыкального зала, видят и угадывают, чьи следы (нога человека, след утюга, птицы, лап животных)). 
Воспитатель. Ой, ребята, да мы уже у самых ворот волшебного царства-государства. (Раздаются голоса птиц, дверь в комнату сказок открывается.)
— Здравствуй, лес, дремучий лес, 
Полный сказок и чудес! 
Всё открой, не утаи, 
Ты же видишь, мы свои.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько в сказочном лесу тропинок! Как вы думаете, кто из сказочных героев пробегал по ним? (Ответы детей: колобок, заяц, лиса.)
(Звучат голоса птиц, Колобок игрушка).                                                                                   Воспитатель. Добрый день, красны девицы да добры молодцы. Я из сказки (Иллюстрация из сказки «Колобок»)! Спешу сообщить вам, что у меня появился ларец волшебный, а в нём богатства несметные. Только отдам их тем, кто все сказочные препятствия пройти сумеет.
Воспитатель. — И где же нам искать ларец?  Колобок- А вот и клубочки волшебные. Я думаю, что они нам помогут. Задание: Кто вперёд клубок перемотает и записку прочитает. Дети перемотали клубочки. Читаем записку
« Чтобы увидеть ларец, нужно попасть в тридевятое царство, тридесятое государство». 
Воспитатель. Как?. Колобок-  А фантазия на что? Глаза закроете и до трёх посчитаете. Раз, два, три…  Вот мы и в сказочном царстве. На экране появляется изображение яблони.
Яблоня . — Сорвите скорей мои яблочки, а то совсем тяжко мне, ветки к земле склонились.
Воспитатель. Посмотрите, яблоки волшебные, (показываем сказку «Гуси лебеди»)  Из какой сказки эти иллюстрации?                                                      

Дети угадывают- «Гуси лебеди» и рассказывают фрагмент сказки.
Воспитатель. Послушайте пословицу: «В тесноте, да не в обиде». Из какой это сказки (Показывают слайд из сказки «Рукавичка») Дети называют сказку «Руковичка».

Восп. – молодцы! Правильно назвали сказку. Давайте назовем всех героев сказки и изобразим их.

Дети называют.                                                                                                                    Воспитатель. Макар будет  медведем. Саша – лисичкой, Вика мышкой. Дети изображают всех животных сказки- прыгают  как зайчики, скачут как лягушки. Вы хорошие артисты. Слушайте дальше
Воспитатель. Чьи хоромы, того и хлеб. ( показываем фрагмент сказки «Три медведя») Дети называют.

Восп. Давайте с вами изобразим как ходят медведи. Какое лицо было у Маши когда она проснулась и увидела медведя. Дети изображают.

Восп. Молодцы хорошо изобразили.
Воспитатель.. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (показываем фрагмент сказки «Лиса и заяц) Дети называют сказку.

Восп. Правильно. Давайте вспомним кто помог зайчику прогнать лису .Дети- петушок. Воспитатель. Что говорил петушок лисе? Дети говорят все вместе..  Маша. Скажи это так , чтобы лисичка испугалась. Маша отвечает.
Воспитатель. Старый друг лучше новых двух. («Пузырь, соломинка и лапоть») Дети – это сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».

Восп. Давайте, представим, что мы с вами переходим по узкому мостику речку. Дети идут друг за другом расставив руки в сторону.

Восп. Вспомните как переходили реку «пузырь, соломинка и лапоть». Дети- они переходили по соломинке. Что случилось с героями сказки. Дети- они упали в реку.
Появляется колобок фрагмент сказки « Колобок». — Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки.
Воспитатель. Ты обещал нам подарить ларец.
Колобок.
— Я весёлый колобок, 
У меня румяный бок. 
Вам, ребята, очень рад. 
Колобок. — Отгадайте для начала мои загадки, может, и помогу вам.
Только прыг через порог, 
И пошёл гулять без ног. (Дети -Колобок)
Самовар она купила, 
Тараканов пригласила. 
«Именины отмечаю, 
Приходите выпить чаю». (Дети - Муха-Цокотуха) — Молодцы. 
Колобок.— А вот и волшебный ларец. Здесь какая-то записочка… 
« Молодцы, ребята. Вы справились со всеми  заданиями. Нашли волшебный ларец.  (Колобок открывает ларец и достаёт детям угощения)

Воспитатель 
Чтобы сказки не обидеть, 
Надо их почаще видеть, 
Их читать и рисовать,                                                                                                       

   Итог занятия.                                                                                                    Воспитатель. Подошло к концу наше путешествие. Давайте, поблагодарим Колобка за угощение и  вспомним с какими сказками мы повстречались.  Дети – называют сказки «Маша и медведь, «Гуси лебеди».. Восп. Правильно. Что вам понравилось в нашем путешествие. Дети – смотреть  сказки и отгадывать загадки. Попрощаемся с колобком и отправимся по следам в детский сад. Дети – до свидание колобок! По следам возвращаемся в детский сад.

Консультация для родителей                                                                                      «Расскажите детям о русских сказках»

 

«И нельзя без сказок

Нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще нам найти

Слова для любимых деток или малыша».

 

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно.

ЧТО ДАЁТ СКАЗКА?

Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. «Мальчик с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.

В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества. Также она корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.

Сказка – это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо.

Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

КАК ЧИТАТЬ СКАЗКУ?

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.

Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции.

После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.

Уважаемые родители, помните, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека, библиотека жизненных ситуаций.

Успехов Вам  и Вашему ребенку!

Упражнения на развитие дыхания и дикции ребенка.

1. «Егорки».

Определение индивидуальных особенностей речевого выдоха. После произнесения детской считалочки: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», - глубокий вдох. На выдохе - счет. «Раз Егорка, два Егорка…..»,- и т.д., до полного использования воздуха. Последний счет - показатель распределения и емкости дыхания.

2. «Вежливый поклон».

Позиция первая: поднимитесь на носки, руки - в стороны (вдох); позиция вторая: медленно склоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. При поклоне произносите растянутое на звуке «с» слово «здрассссссссссте».

3. «Перекличка».

Называйте фамилию школьника, изучите его взглядом , постарайтесь запомнить его особенности, посадите на место. Перед каждой фамилией делайте вдох. Затем ведите перекличку, распределяя выдох на 3- 4 фамилии.

4. «Пятачок» (тренировка губных мышц). Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх; повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать упражнение слева направо.

5. «Скороговорки».

В работе над скороговорками нельзя просто пробалтывать слова, нужно найти в них определенный смысл. Начинать работу над текстами скороговорок нужно в медленном темпе, предварительно потренировавшись в произнесении наиболее сложных сочетаний слов отдельно. Затем можно  постепенно ускорить темп произнесения скороговорок, не забывая о логических ударениях.

«Ткет ткач ткани на платок Тане».

«Осип охрип, Архип осип».

6. «Работа над гласными звуками» (изучение положения речевого аппарата при образовании гласных звуков).

«Звук а». Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних зубов, губы образуют ровный овал, небная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют.

«Звук о». Челюсть опущена на расстоянии меньше , чем при произнесении звука а - на полтора пальца; губы несколько вытянуты вперед и округлены; кончик языка опущен вниз и оттянут от нижних передних зубов; задняя часть языка несколько приподнята к мягкому небу.

Пальчиковый игротренинг.

Тема «Фрукты»

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз —

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка

(сопряженная гимнастика)

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

Яблоки кислые.

Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.

Яблоки соберем в корзины.

Пальцы рук переплести «корзинкой». Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».

Дома сварим из яблок варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра «Варим мы компот»

Используется пособие «Клавиатура» (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха: Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)

Тема «Грибы»

Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками

На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальцаПравая рука:

Вылезли на кочке

(мизинец)

Мелкие грибочки:

(безымянный палец)

Грузди и свинушки,

(средний палец)

Рыжики, волнушки.

(указательный палец)

Даже маленький пенек

(большой палец)

Левая рука:

Удивленья скрыть не мог.

(растирают большой палец)

Выросли опята,

(указательный палец)

Скользкие маслята,

(средний палец)

Бледные поганки,

(безымянный палец)

Встали на полянке.

(мизинец)

Театр пальчиков и языка

(сопряженная гимнастика)

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

На опушке — большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.

Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).

Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).

У других грибов ножки тонкие.

Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).

Дерево растет.

Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.

Грибы растут.

Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть «чашечкой».

Соберем грибы в корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык — «чашечкой».

Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Игра «Хоровод»

Используется подставка под горячее с клеточками. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихо-творение, делая по шагу.И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы

стоят.

(Грибы.)

Рисование (пальчиками, пуговицами)

Тема «Овощи»

Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.Левая рука:

Вырос у нас чесночок,

(Дети разминают указательный палец)

Перец, томат, кабачок,

(средний палец)

Тыква, капуста, картошка,

(безымянный палец)

Лук и немного горошка.

(мизинец)

Правая рука:

Овощи мы собирали.

(разминают мизинец)

Ими друзей угощали,

(безымянный палец)

Квасили, ели, солили,

(средний палец)

С дачи домой увозили.

(указательный палец)

Прощай же на год,

Наш друг-огород.

Театр пальчиков и языка

(сопряженная гимнастика)

Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Подошли к огороду.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.

На опушке леса растут помидоры.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.

Помидоры соберем в корзину.

Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык — «чашечкой».

Пальчиковая игра «У Лариски две редиски»

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («подушечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения: У Лариски — две редиски,

У Алешки — две картошки,

А у Вовки — две морковки,

А у Петьки — две редьки.

Игра «Капуста»

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем-жмем.

Рисование (косточками, семенами арбузов, дынь, тыквы, веревочками)

Тема «Ягоды»

Самомассаж рук.

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.

На полянке растет малина.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.

Собираем малину в корзину.

Переплести пальцы «корзиной». Язык — «чашечкой».

Дома сварим из малины варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.

Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра «В лес идем мы погулять»

Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.Раз, два, три, четыре, пять.

В лес идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

Подборка игр – этюдов и игр превращений для старших дошкольников

Игра – этюд « Что случилось?»

Цель: развитие воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.

Ход игры. Дети садятся на ковер. Каждому ребенку предлагается выбрать картинку, на которой изображен человек с ярко выраженными внешними характеристиками ( высокий, низкий, худой, толстый, старый ит.д.), испытывающий какую – либо эмоцию ( радость, грусть, злость, боль, страх, удивление и т.д.).

Дети не должны показывать картинки друг другу. После рассмотрения картинки каждый ребенок ( по очереди) без использования слов показывает изображенного человека и эмоцию, которую этот человек испытывает, а остальные дети отгадывают, что показывал ребенок. Если ребенок затрудняется в показе или другие дети не могут отгадать, что он изобразил, то педагог подсказывает ребенку, как лучше выполнить задание.

Игра – этюд «Герои сказок оживают»

Цель: Развивать воображение в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.

Ход игры. Дети садятся полукругом на ковер. Им предлагается выбрать себе сказочный персонаж, который изображен на картинке ( Колобок, Машенька, Буратино, Мальвина, Елена Премудрая, Баба Яга). Каждый ребенок изображает выбранный персонаж, при этом наделяет его каким – либо характером ( добрый, злой, вредный, веселый, неуклюжий, драчливый, трусливый и т.д.). Остальные дети отгадывают персонаж и дают характеристику действиям героя, объясняя, почему он так поступает ( Незнайка – врун или фантазер? На самом деле Баба Яга злая, или она просто обижена на кого – то? Всегда ли Буратино поступает правильно?

Игра – этюд «Угадай, что я делаю?»

Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Игра – этюд «Одно и то же по – разному»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

1 группа. Задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

2 группа. Задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

3 группа — задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

4 группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

5 группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

Игра – этюд «Кругосветное путешествие»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

«Грибы»

Белый гриб

Воспитатель: Кто знает, как выглядит белый гриб? Его называют королем грибов. Какая у него ножка? Круглая, крепкая, беленькая. А шляпка коричневая, бархатистая, закругленная. Какой у него характер? Он серьезный, важный, гордый, любит покрасоваться, любит, когда им восхищаются. Кто покажет белый гриб?

Сыроежка

Воспитатель: Как выглядит сыроежка? Она маленькая, хрупкая, с красной или желтой шляпкой, похожа на маленькую девочку. А какой у нее может быть характер?

Она добрая, скромная, веселая, со всеми дружит. Часто сыроежки растут вокруг других грибов. Может быть, они любят водить хороводы? Кто сможет показать маленькую сыроежку? А теперь несколько сыроежек заведут хоровод. Молодцы!

Лисички

Воспитатель: Почему эти грибы так называются? Они очень похожи на настоящую лису рыжим цветом. У лисичек тонкая ножка, шляпка волнистая, как будто с воланами, — лисички настоящие модницы. А какой у них характер? Они хитренькие — прячутся в траве под листочками, не каждый сможет их заметить. Лисички — любопытные хулиганки: осторожно выглядывают из своего укрытия, чтобы ничего не пропустить. Они растут большими семьями, часто по две, по три из одного корешка, как будто построились, чтобы танцевать. Как можно показать лисичек? Давайте покажем большую семью лисичек. Кто хочет быть родителями-лисичками? Все остальные будут детками-лисичками. Как мы можем ручками показать, какая шляпка у лисички? Молодцы!

Маленький молодой гриб и старый сморщенный гриб

Воспитатель: А теперь представьте, что дедушка-гриб гуляет с грибочком-внуком. Как можно показать маленький грибок? Присесть на корточки, сжаться в комочек. А как можно показать большой, старый, сморщенный гриб? Расслабить руки и ноги, сморщить лицо. Какая походка будет у маленького гриба? Маленькие шажки. А у большого гриба? Небыстрая походка, ему трудно быстро ходить, может быть, он немножко шаркает ногами. Давайте покажем.

«Разные собаки»

Воспитатель: Каких собак вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А как можно назвать одним словом собак, которые живут дома?

Дети: Собаки, которые живут дома, называются домашними.

Воспитатель: А тех, которые выступают в цирке?

Дети: Собаки-артисты.

Воспитатель: Эти собаки называются цирковыми. А как можно назвать всех собак, которые помогают полицейским, в МЧС, на границе?

Дети.: Таких собак можно назвать служебными.

Воспитатель: Каких вы знаете служебных собак?

Дети: Овчарки.

Воспитатель: А что делают служебные овчарки?

Дети: Овчарки в аэропорту обнюхивают чемоданы.

Воспитатель: Овчарки на границе ведут себя так же, как и в аэропорту?

Дети: Они обнюхивают землю, деревья, нюхают воздух.

Воспитатель: Кто сможет показать нам разных овчарок?

Дети показывают разных овчарок.

Воспитатель: А какие бывают цирковые собаки?

Дети: Пудели, болонки, есть еще маленькие пудели.

Воспитатель: Кто сможет показать нам, как ведут себя маленькие карликовые пудели? А большие пудели двигаются так же, как и маленькие?

Дети: Маленькие пудели бегают очень быстро и смешно прыгают, а большие ходят не очень быстро, высоко поднимают лапы.

Дети показывают разных пуделей.

Воспитатель: А каких вы знаете домашних собак?

Дети: Овчарка, пекинес, колли.

Воспитатель: Правильно, дома могут жить разные собаки. Кто сможет показать, какая собака живет у него дома? А мы попробуем отгадать.

Подумайте, ребята, какую собаку показывает нам Алена? Посмотрите, как она идет: тяжело, медленно. Это большая собака, может, овчарка. Мне кажется, что Алена пытается показать нам, какая морда у ее собаки.

Дети: Это, наверное, Бетховен, потому что он большой, у него большие щеки висят и еще он пускает слюни.

Воспитатель: Правильно, эта собака называется сенбернар.

А теперь Паша хочет показать свою собаку. Посмотрите, как она идет, какая у нее морда: идет быстро, маленькими шагами, морда смешная. Кто это может быть?

Дети: Маленькая собачка, может быть, пудель.

Воспитатель: Паша, а какая шерсть у твоей собаки?

Паша. Длинная.

Воспитатель: А может быть, у нее есть какое-нибудь украшение?

Паша в уголке ряженья берет бантик на резинке, надевает на волосы.

О л я. Я знаю эту собаку, только не знаю, как она называется.

Воспитатель: Такая собака называется пекинес.

Кто еще хочет показать какую-либо породу собак и их действия?

Дети показывают собак разных пород.

Воспитатель: Молодцы.

«Семья ежей»

Воспитатель: Посмотрите на картинку, кого вы видите?

Дети: Это семья ежей.

Воспитатель: Как вы догадались, что это семья?

Дети: На картинке два больших ежа и два маленьких.

Воспитатель: Какие особенности у ежиков?

Дети: У них вместо шерсти колючки.

Воспитатель: Для чего ежам колючки?

Дети: Чтобы защищаться от врагов.

Воспитатель: Что делают ежики в момент опасности?

Дети: Ежики сворачиваются в клубок, прячут нос и выставляют иголки.

Воспитатель: А как ежики ходят?

Дети: Они быстро бегают, все время сопят, и еще у них получается смешной звук, как будто «пых-пых-пых».

Воспитатель убирает картинку.

Воспитатель: Давайте представим, что мы семья ежиков. Сначала придумаем им характеры. Как ежи выходили из норки? Кто первый? Почему папа? Что он сделал? Как это показать? Второй вышла мама. Кто хочет показать ее? А за ней два ежонка. Мы решили, что у них разные характеры, а значит, они и из норки выйдут по-разному. Как появится осторожная девочка-ежонок? Как выскочит смелый малыш-ежик?

Дети отвечают на вопросы и показывают ежиков.

Воспитатель: Зачем ежики вышли? Просто погулять или по делу? Какие дела могут быть у ежей? Как они это делали? Что могло случиться неожиданного? Увидели людей, может быть грибников? Что ежи могут сделать? Опасность миновала! Но пошел дождик! Сначала маленький, потом сильнее! Скорее домой, в норку! Как семья помогает малышке быстрей бежать? Хорошо придумали!

Дети отвечают на вопросы и показывают ежиков.

Воспитатель: Молодцы!

«Журавль»

Воспитатель: Мы прочитали сказку «Лиса и журавль», а теперь поиграем. Представьте, что вы журавли. Как выглядит журавль?

Дети: У него длинная шея, длинные ноги, он ходит медленно, высоко поднимает ноги.

Воспитатель: Молодцы! А теперь представьте: журавль идет в гости. Что он чувствует, какая у него походка?

Дети: Он радуется, надеется на угощение, он торопится: голова высоко поднята, шаги широкие.

Воспитатель: Что случилось в гостях?

Дети: Лиса обманула журавля: размазала еду по тарелке, и он совсем не наелся.

Воспитатель: Что он чувствовал, когда шел обратно?

Дети: Он был обижен, расстроился.

Воспитатель: Изменилась ли его походка?

Дети: Он пошел медленно, голова опущена, ноги высоко не поднимает.

Воспитатель: А теперь мы сами станем журавлями. Давайте покажем, как мы идем в гости к лисе. А теперь — как мы возвращаемся из гостей.

Дети показывают журавля.

Воспитатель: Молодцы!

«Лисичка»

Воспитатель: В каких сказках встречается лиса?

Дети: «Лисичка со скалочкой», «Снегурушка и лиса», «Лиса и козел»…

Воспитатель: Давайте вспомним, какая лиса?

Дети: Она хитрая, ласковая, тихая, добрая, юркая, модная.

Воспитатель: А давайте подумаем: лиса себя считает красивой? Почему вы так думаете?


Ответы детей.

Воспитатель: Представьте, что мама купила вам новое платье (костюм, наряд), и вы стоите у зеркала. Рассматриваете свое отражение, оно вам очень нравится. Вам очень нравятся рукава, воротничок. Тихонько пальчиками трогаете пышные рукава, боитесь их помять, испачкать. А этот наряд вам так идет. Покрасуйтесь перед зеркалом.

Дети «красуются перед зеркалом».

Воспитатель: Лисичка тоже любит красоваться. Она любит свою шубку и боится ее испачкать или помять. Как она должна ходить?

Дети: Лисичка должна ходить аккуратно, тихонько.

Воспитатель: Чтобы всем показать, какая у нее красивая шубка?

Дети демонстрируют.

Воспитатель: Молодцы, у всех хорошо получается!

А теперь каждый загадает лисичку из какой-либо сказки и вспомнит ситуацию, в которой она идет куда-нибудь, покажет нам свою героиню, а мы отгадаем образ.

Желающий показывает свою лисичку, а остальные дети отгадывают ее образ.


«Разный снег»

Воспитатель: Представьте, что пошел первый снег. Какой он?

Дети: Легкий, пушистый, белый, быстро тает.

Воспитатель: Давайте покажем, как снежок падает на землю; то медленно, то быстро опускаются на землю снежинки.

Дети показывают, как падает снежок. Можно выполнять движения под музыку «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

Воспитатель: А что вы чувствуете, когда выпадает первый снег?

Дети: Кто-то радуется, а кто-то грустит, потому что любит лето.

Воспитатель: Давайте покажем, как мы встречаем первый снег.

Дети показывают встречу первого снега.

Воспитатель: Когда выпадает много-много снега, что тогда получается?

Дети: Сугробы.

Воспитатель: А как можно показать сугроб?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Можно показать нескольким детям: присесть или прилечь рядом. Можно и одному показать сугроб: расставить ноги, развести руки немного в стороны и свесить вниз, сгорбиться, свесить голову.

А легко по сугробам ходить?

Дети: Нет. Ноги проваливаются, застревают в снегу, нужно высоко их поднимать.

Воспитатель: Покажите, как вы пойдете по глубокому снегу. А через сугробы? А если ледяная горка встретилась? Вот и выбрались на утоптанную дорожку, как пойдем теперь?

Дети показывают, как они пробираются по снегу.

Воспитатель: А теперь вспомним, как по заснеженному лесу пробирается падчерица из сказки «Морозко». Сначала расскажите, как вы это представляете, а потом покажите в сценке.

Дети рассказывают, а потом показывают сценку.

«Чайник»

Предварительно воспитатель обсуждает с детьми разные виды чайников (по форме, деталям, материалу).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем изображать чайник, да не простой, а умеющий думать. Попробуем? Давайте вспомним, какие чайники бывают?

Дети: По материалу чайники бывают стеклянные, металлические, пластмассовые, по форме — круглые, продолговатые и пр.

Воспитатель: Наш первый чайник вообразил себя стеклянным. Он не совершит ни одного резкого действия — он боится, что его заденут и разобьют. Идет, опасаясь наткнуться на что-нибудь. Осторожно укладывается в постель. Предупреждает всех знакомых и незнакомых о своей особенности, чтобы они не разбили его случайным движением, ведь не все знают, что он стеклянный. Слишком горячий чай нашему чайнику вреден — он может лопнуть. Походите по комнате так, как если бы вы были стеклянным чайником!

Дети показывают, как может ходить стеклянный чайник.

Воспитатель: Лучше всего получилось у Вани и у Ани. Покажите еще раз, а мы посмотрим. Какие интересные движения, мимику использовали ребята, чтобы показать характер этого объекта? Кто хочет рассказать про эти чайники? Они одинаковые или чем-то различаются?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь задумайте свой чайник: какой он по характеру, из какого материала сделан, какой формы? Помните: ваш чайник должен быть неповторимым.

Дети по очереди показывают свой образ. Выделяются, лучшие или наиболее понравившиеся.

Воспитатель: Мы с вами создали целую страну чайников, вам понравилось?

Дети: Да!

Варианты усложнения

1. На основе реальной жизни: чайник кипит, свистит, наливает чай, разбился, используется не по назначению и пр.

2. На литературной основе: «Вспомните, мы недавно читали сказку Г.-Х. Андерсена, где главным героем был важный чайник. Покажите нам его,отразив характер этого необычного героя»

Анкета «Любите ли Вы театр?»

Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей и с искусством театра.

1. Были ли вы со своим ребенком в театре?

___

2. Вызывают ли эмоциональный отклик у ребенка кукольные спектакли?

___

3. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

___

4. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?

___

5. Какой вид театра Вам нравится больше всего:

— кукольный;

— настольный;

— театр теней;

— театр марионеток;

— опера и балет;

— другой.

6. Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?

___

7. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:

— изготовление кукол;

— пошив костюмов для театральных постановок;

— изготовление декораций;

— личное участие в постановках.

8. Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду___

Благодарим за сотрудничество

Консультация для родителей

«Как устроить домашний театр для детей»

Все дети любят играть «в дом», «в магазин» и прочие игры, которые педагоги называют сюжетно-ролевыми. Дети участвуют в них сами от своего имени или от имени кого угодно. Уже в три года малыш хочет побыть и продавцом, и мамой-папой, и дракончиком, и доктором в белом халате… Но совсем другое дело – театр. Это не просто игра в лицах – это игра на зрителя. В театре нет такой спонтанности, как в обычной игре – актёру приходится выучить роль, следовать ходу пьесы и стараться, чтобы всё было слышно и видно зрителям, а не только партнёрам по сцене.

Театр-игра.

К пяти годам ребёнок уже может справиться с настоящей «актёрской работой», т.е. разучить свою роль и сыграть её в спектакле для публики. Для какой публики? А для родных бабушек с дедушками, дядями и тётями, для соседских ребят и их родителей.

Технология проста. Собираете несколько детей (если своих недостаточно, зовёте товарищей по детскому саду и других), выбираете сказку (желательно короткую, желательно смешную или с элементами таинственности), распределяете роли. Если в сказке имеются какие-нибудь ночные гномы, домовые или колдунья в чёрном – это то, что нужно! Вполне подойдёт одна из басен Крылова, например, «Стрекоза и муравей». Там мало действующих лиц, и в то же время имеется диалог. Но помните, что главное для спектакля – действие. Если сказка кажется вам слишком затянутой, – сокращайте. Особенно безжалостно сокращайте слова повествователя – оставляйте минимум, необходимый для разъяснения действия.

Распределение ролей.

Дети примеряют на себя свои роли слишком буквально. Поэтому девочки очень любят играть принцесс и добрых хозяйственных падчериц. Но кто-то должен играть и мачех, и мачехиных дочек. Что же делать? Постарайтесь преподнести отрицательных персонажей с юмором, сделайте их забавными. Превратите театр в веселье. К слову сказать, мачеху вполне может сыграть мальчик. Это всегда получается очень смешно.

Затем остаётся выучить реплики. Дети обычно запоминают их быстро. Если участвуют товарищи по детскому саду или по подъезду, попросите их родителей хотя бы разок повторить реплики дома. Для себя вы можете оставить роль сказочника – должен же кто-то вести повествование: «Жили-были старик со старухой…» Выходить на сцену не обязательно – читать этот текст можно из-за кулис и там руководить всем процессом: следить за выходом артистов, подсказывать слова, если кто-то разволнуется и всё перезабудет.

Реквизит.

Разумеется, нужно подготовить костюмы. Для этого сгодятся подручные средства: из собственной летней юбки можно смастерить платье до пола. Не нужно ничего резать: где-то подколоть булавками, где-то прихватить ниткой. Крылышки для стрекозы легко сделать из проволоки и тюля (на плечах конструкция закрепляется с помощью резинок, как рюкзак) – что-то подобное продают в магазинах в преддверии Нового года.

С гримом тоже всё понятно: у вас есть косметичка, а в ней тени, румяна и прочее. Если вас это не устраивает, можно купить грим для детского театра в магазине.

Старайтесь обойтись минимальным набором декораций. Понятно, что роль трона может исполнить обычный стул. Он же годится на роль собачьей конуры и даже рояля. Ваша выдумка решит все проблемы.

Сцена.

Даже если у вас однокомнатная квартира – это не повод отказываться от постановки. Гости рассаживаются на диване, а в центре комнаты происходит действие. Дверь в прихожей – это кулисы, за которыми толпятся артисты. Летом можно устроить представление на свежем воздухе, среди зелени.

Этот праздник – детский. Вы можете фонтанировать самыми необычными идеями. Но помните: этот театр – не для вас. Он – для детей. Не пытайтесь добиться стопроцентной слаженности и актёрской отдачи. Дети – не актёры. Им не интересно работать над ролью бесконечно. Старайтесь не перестараться! Иначе дети потеряют всякий интерес к вашей затее.

Есть ещё одна проблема. Некоторые дети наотрез отказываются играть в постановке, потому что хотят смотреть. Выход простой. Пусть кто-нибудь из взрослых заснимет весь спектакль на видеокамеру. Или на фотоаппарат. И тогда дети не только смогут посмотреть на себя со стороны, они почувствуют себя киноартистами.

Возможно, такой домашний театр – дело хлопотное. Но оно того стоит. Это не только решение дидактических задач – ваши дети получат опыт публичного выступления. Не говоря уже о том, что это просто праздник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80Тема оп...

Методическая разработка по направлению познавательного развития детей «Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования»

Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован с 1 января 2014 года на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования,  в которых указано на необходимость « ...

ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...