КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « Музыкально-дидактические игры для детей с проблемами в интеллектуальном развитии»
консультация (младшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 7
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« Музыкально-дидактические игры для детей с проблемами в интеллектуальном развитии»
Подготовила: музыкальный руководитель
Левчикова П.Э
г. Калининград, 2023
« Музыкально-дидактические игры для детей с проблемами в интеллектуальном развитии»
В современном обществе детей с отклонениями в развитии становится все больше. Умственно отсталые дети - это особая категория детей, которая требует большого внимания и своевременной помощи со стороны педагогов.
У детей с умственной отсталостью отмечается недоразвитие всех психических процессов. Среди проблем можно назвать: непроизвольность движений (ребенок делает то, что хочет); боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми; речевые нарушения и отсутствие речи; замкнутость, неактивность у аутичных детей.
Музыкальная деятельность очень актуальна для развития детей данной категории, т.к. в процессе музыкальных занятий у ребенка развивается слуховое внимание, память, мышление, ритмический слух, так же двигательные навыки, координация, ориентировка в пространстве; происходит постановка правильного дыхания; снимается напряжение и повышается работоспособность.
Игра у умственно отсталого ребенка является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире.
Особое место занимают музыкально-дидактические игры, т.к. они являются важным средством сенсорного развития, в частности развития у детей слуховых ощущений. Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. В доступной игровой форме педагог помогает детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний.
Целью использования музыкально-дидактических игр является формирование у детей музыкальных способностей, умению применять свои знания в повседневной жизни.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.
Работа с умственно отсталыми детьми имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся нарушений у детей. Все применяемые на музыкальных занятиях игры адаптированы для данной категории детей. Во всех возрастных, группах проводят специальные музыкально-дидактические игры, направленные на ознакомление умственно отсталых детей с различными средствами выразительности музыки.
В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырёх важных свойств музыкальных звуков
- Высота звуков
Цель: развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.
- ритмические отношения, (ознакомление с длительностью звучания и темпом) Цель: развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.
- тембровая окраска (игры на ознакомление с тембром. окраской звука)
Цель: дать детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.
-динамические оттенки (ознакомление с характером музыки с силой звучания)
Цель: развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов
На одном занятии проводят две игры, чтобы дети более осмысленно воспринимали различные средства выразительности, улавливали изменения звучания по выделенным параметрам, отражая это в деятельности. Поэтому в приложении подобраны музыкально -дидактических игры актуальные и эффективные в работе с данными детьми.
Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков. Умение вслушиваться, различать тот или иной музыкальный звук является показателем определённого уровня музыкально-сенсорного развития у умственно-отсталых детей. А это в свою очередь даёт детям возможность использовать игры в самостоятельной музыкальной деятельности.
Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда педагог сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, дети должны легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.
Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.
Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.
Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.
Четвёртый этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.
На практике, при использовании музыкально-дидактических игр можно утверждать что, решение коррекционных задач в игровой форме создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, развивает ребенка.
В процессе игры дети не только приобретаются специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности.
Результаты работы:
Актуальность данного вида деятельности в том, что на занятиях
с использованием музыкально-дидактических игр появляются хорошие результаты. Сочетание музыки и игры – очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются очень многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.
Уже сейчас можно видеть, что:
а) в эмоциональном плане дети более устойчивы, у детей появляется желание вступать во взаимодействие друг с другом и взрослыми, подражать действиям окружающих;
б) наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто выполняет движения, а только когда играет музыка, выполняет то, что просит музыкальный руководитель, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность аутичных детей и сдержанность гиперактивных
в) решается и задача развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. видны изменения в развитии слухового восприятия, памяти, внимания;
д) именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью.
Таким образом, можно говорить о роли именно музыкальных игр в общей положительной динамике состояния умственно-отсталого ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
В приложении представлены музыкально-дидактические игры, пособия, способствующие повышению уровню музыкального развития и коррекции имеющихся у детей нарушений.
I (*) уровень низкий. Ребенок неэмоционально и не всегда адекватно реагирует на музыку. Часто отказывается от участия в музыкальной деятельности. Не узнает знакомые песни. Без удовольствия слушает музыку, не может адекватно передать характер музыкального произведения. Работа с детьми данного уровня предполагает индивидуальную работу по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.
II (*) уровень средний. Ребенок эмоционально, но не всегда адекватно реагирует на музыкальное звучание. С помощью взрослого передает различный характер музыкального звучания в движении. Узнает знакомую мелодию, песню. Не может правильно воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 23 звуков после неоднократного ее прослушивания. Неправильно интонирует мелодию, неточно различает тихую и громкую музыку, тембровые свойства звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие и двигательные навыки сформированы недостаточно.
III (***) уровень выше среднего. Ребенок эмоционально и адекватно реагирует на музыкальное звучание различного характера. Узнает знакомые мелодии с помощью взрослого. Различает двухчастную форму музыкальной пьесы (с помощью взрослого). Воспроизводит хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 23 звуков после неоднократного ее прослушивания. Чисто интонирует мелодию, подпевая голосу взрослого. Различает с подсказкой тихую и громкую музыку, тембровые свойства музыкальных звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие навыки сформированы недостаточно.
Солнышко и тучка» **
Цель. Развивать у учащихся представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).
Дидактический материал. Три карточки из картона с изображением: на одной сияющего солнышка; на другой – солнышко, чуть прикрытое тучкой; на третьей – тучка с дождём.
Методика применения. Число участников определяется количеством комплектов пособия. Учащимся раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать музыкальные произведения. Учащиеся поочерёдно определяют характер каждого из них и поднимают нужную карточку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели матем...
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ.
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ....
Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры"
laquo;Музыкально-дидактические игры»...
Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры"
Консультация для педагогов о музыкально-дидактических играх, их значении в формировании музыкальных способностей у дошкольников....
Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры"
Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное ...
Консультация для педагогов "Викторина, как одна из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
Консультация предназначена для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по ипользованию викторин, как одной из эффективных форм игровых технологий....