Методическая разработка досуговой деятельности: Отечества достойные сыны: жизненный путь и духовное наследие святого Философа Орнатского для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Овсянкина Анна Юрьевна

Данное мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), проходит в виде досуга в любой временной период (утро или вечер). В ходе мероприятия используются следующие технологии: игровая, развивающая, здоровьезберегающая (подвижная игра, физкультминутка), формы работы: командная (групповая) и индивидуальная. В процессе досуга педагог использует такие методы работы как, наглядный, практический и словесный.

В процессе подготовки к досугу возможен выезд на экскурсию -"маршрут выходного дня" к Храму Воскресения Христова у Варшавского вокзала (ст. метро Балтийская)

Цель:воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств: сострадания, любви к ближнему,  и своей родине,  чувства духовности, приобщение к православным ценностям и традициям.

Задачи:

  • познакомить детей с жизнью и делами членов семьи Орнатских на благо Родины;
  • раскрыть главные высоконравственные черты характера членов семьи Орнатских (самоотверженность, отвага, доброта, честность, самопожертвование, отзывчивость, любовь, смирение, благородство, верность, великодушие, справедливость);
  • учить понимать смысл  словосочетаний служение Отечеству, духовная сила, любовь к Отечеству;
  • развивать умение слушать,  и излагать свои мысли;
  • развивать  психологические процессы: восприятие, память, внимание, воображение;
  • формировать у детей дошкольного возраста представления о значении нравственных норм и духовных ценностей для человека, семьи и общества;
  • воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны, чувство гордости за граждан своего Отечества.

Ожидаемые результаты:

  • наличие у воспитанников представлений о роли личности философа Орнатского и его семьи  в истории России, как пример служения Отечеству и народу в исторически тяжелые  и переломные моменты;
  • приобщение к духовно -нравственным и гражданским ценностям;
  • расширение кругозора;
  • развитие коммуникативных умений и речевых навыков;
  • развитие памяти, мышления, внимания.

Используемые средства:

  • Пк и мультимедийный проектор
  • Презентация к занятию
  • Музыкальный фрагмент "Аве Мария" И. Бах, звон колоколов
  • Кукла -ангел или актер в роли Ангела
  • Игрушечный медицинский чемоданчик и атрибуты для сюжетно - ролевой игры "Доктор" на 2 команды
  • Фотографии и вырезки газетных заголовков, для оформления газеты
  • Мяч
  • Развивающие игры В.В. Воскобовича "Чудо соты" и "Чудо -крестики"
  • Схемы с изображением Храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала
  • Палочки Кюзинера
  • Схемы"Здания технической средней школы"
  • Вырезки газеты "Санкт - Петербургский духовный вестник, заголовок с надписями "Пасха" и "Рождество"
  • Подарки детям (ангел)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ornatskie.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мероприятия:

Часть 1

Звучит отрывок из произведения И.Баха "Аве Мария", в группе появляется ангел(кукла за ширмой или актер)

Воспитатель читает стихотворение:

Я говорю сегодня с ангелом своим,
Хотя возможно он меня не слышит,
Но кажется, что кто-то рядом дышит,
И внемлет обращениям моим.

Прошу его защиты и покоя.
Немного вдохновенья и любви,
И слышу как мне ангел говорит:
«Ступай! Дерзай! Я путь тебе открою!»

Ребята, скажите пожалуйста кто это перед нами? (ответы детей)

Да, правильно...это ангел, а кто такой ангел? (ответы детей), где он живет и  что он  может делать? (ответы детей)

1 слайд

( иконописное изображение философа Орнатского и двух его сыновей )

Ангел: Ребята, я еще очень молодой ангел и много чего не знаю, вот например я знаю, что некоторых людей после их смерти называют святыми, они защищают людей живущих на земле! А вот каким должен быть этот человек и, что он должен сделать при жизни я не понимаю! Можетбыть вы  мне поможете разобраться?

(ответы детей)

Задание 1"Назови какой"

Воспитатель берет мячик в руки: Посмотрите пожалуйста, на это изображение, перед нами икона,  на которой  изображен Философ Николаевич Орнатский, мудрый, образованный человек и два его сына Бориса и Николая, а вы знаете,  что на иконе изображают тех людей, которых почитают как святых, и значит   при своей  жизни они обладали определенными качествами...А вот какими...давайте попробуем их назвать!

 Ребята, давайте вспомним, мы с вами говорили и о святом Александре Невском и об императоре Петре Первом и о защитнике Архангеле Михаиле, как вы думаете какими  они были, мы можем встать в круг,  и к кому попадает мячик, тот называет качество!

(мудрый, храбрый, смелый, отважный, добрый, любящий, умный, отзывчивый, искренний, верный, надежный, правдивый, скромный, трудолюбивый, честный)

Воспитатель: Ангел, ты понял какими качествами должен был обладать  человек, которого в его небесной жизни можно назвать - святым!?

(ответ ангела)

Часть 2

Воспитатель: Но недостаточно обладать  всеми  теми качествами , что мы с вами перечислили! Наверное надо, что то  сделать важное в жизни для людей и для своей Родины! Как же нам это узнать? Для этого нам с вами надо попасть в прошлое! А на чем мы можем попасть туда? (варианты ответов детей) Правильно на машине времени!

 Давайте произнесем волшебные слова:

Чтоб попасть нам в прошлый век,

нам не нужен тут билет!

1,2,3,4,5

на машине будем мы летать!

5,4,3,2,1

нам не нужен тут бензин!

Машина времени лети!

в прошлое нас унеси!

2 слайд

(изображение храма Воскресения Христова около Варшавского вокзала)

Воспитатель: Я расскажу вам немного о том, что же эти люди сделали для своей страны, для своего народа! Ты Ангел, тоже присядь и послушай эту историю...

Сам Философ Николаевич Орнатский был очень умным и грамотным человеком, он был священником, и решил помочь людям построить новую церковь на месте старой деревянной. Может мы ему поможем?

Задание 2 "Строительство  храма Воскресения Христова"

(дети выкладывают по схеме из развивающих игр В.В. Воскобовича "Чудо Крестиков 2,3" и "Чудо -сот 2" изображение храма.

Воспитатель: Ну что же, строители из вас получились очень хорошие! Продолжим! Нашему Ангелу, да наверное и вам тоже, очень хочется узнать, что сделал этот человек для своей Родины и своего народа?! Под руководством Философа Орнатского было построено еще одно здание, но не церковь, а школа.

3слайд

(изображение здания средней технической школы)

Воспитатель: ну раз мы с вами уже побывали строителями церкви, построить здание школы нам будет уже легче! Давайте потренируемся!

4слайд

(физкультминутка)

Физкультминутка "Строим дом"

Воспитатель: Отлично! Теперь приступим к строительству здания средней технической школы! А помогут нам в этом палочки Кюизенера - это строительный материал, и план - схема!

Задание 3 "Строительство средней технической школы"

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Быстро справились! Как вы думаете, строительство школы хороший поступок?

(ответы детей)

Ангел: Отец Орнатский сам заведовал этой школой, а так же работал в ней учителем.

Давайте продолжим наше путешествие...

5 слайд

Воспитатель: ФиолософОрнатский учил не  только детей, но и взрослых. Он был редактором газеты "Санкт - Петербургский духовный вестник", как вы думаете о каких событиях печатали в этой газете?

(ответы детей)

Ну что же,  а сейчас я приглашаю вас побыть редакторами,  и тоже издать номер такой газеты! Мы с вами поделимся на 2 команды, и сделаем 2 газеты. Дети при помощи считалочки делятся на 2 команды. Первая команда будет выпускать газету про православный праздник "РОЖДЕСТВО", а вторая про "ПАСХУ".

(дети делятся на команды)

Задание 4 "Выпуск газеты"

(на 2 больших листах формат А3, дети выкладывают изображения, заголовки фотографии связанные с конкретными церковными праздниками, приклеивают их, в конце задания дети рассказывают почему они именно так оформили этот выпуск газеты, в процессе выполнения задания воспитатель помогает одной команде, ангел - актер - другой)

Ангел: Ребята, вспомните икону, на которую мы с вами смотрели перед нашим путешествием, кто там еще был изображен? (ответы детей)

6 слайд

( иконописное изображение философа Орнатского и двух его сыновей )

Да, на иконе рядом с Философом Орнатским изображены два его сына: Борис и Николай. Николай был врачом, и служил в армии, а во время войны сам Философ Орнатский отдал свою большую квартиру под лазарет, госпиталь для раненых солдат. Если говорить современным языком - больница. Воспитатель предлагает разделиться на две команды ( как в предыдущем конкурсе), провести эстафету. Необходимо представить, что срочно нужно выехать на поле сражения и оказать помощь раненым солдатам.

Задание 5  - Эстафета"Собери чемоданчик для врача"

Ангел: Молодцы, ребят! Из вас получаться настоящие врачи в далеком будущем! Но я слышу звон колоколов! Пришло время возвращаться на небо! А вам обратно, в детский сад! Давайте прочитаем волшебные слова!

Часть 3

7 слайд

(изображение детского сада)

Воспитатель: Вот мы с вами и дома, в стенах родного нашего детского сада! Нам пора прощаться с Ангелом! Но мы не ответили на самый главной вопрос, почему же эти люди смотрят на нас с иконы!

(ответы детей)

 Эти люди за свою жизнь, как мы с вами убедились, сделали очень много хороших дел для людей и для своей страны, но к сожалению были убиты.  И после их смерти люди увековечили память о них! Они стали добрыми ангелами, которые охраняют нас, живущих на этой земле!

Ангел: Я все понял! Спасибо вам ребята, а на память я хочу оставить вам свое маленькое изображение! Ангелочка - который будет вас охранять и оберегать! До свидания! (дети прощаются с Ангелом)

Воспитатель: До свидания, Ангел! (под звон колоколов Ангел исчезает) Ребята, я думаю,  что Ангел еще к нам обязательно прилетит, и мы не раз попадем в прошлое на нашей машине времени!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения педагогической гостиной в рамках Международного Дня Семьи «Мастерская мечты» (для родителей и детей старшего дошкольного возраста)

С помощью приемов арт - педагогики способствовать развитию чувства самоидентичности, принадлежности к своей семье, способствовать гармонизации детско-родительских отношений, формировать  у детей ...

Методическая разработка проведения педагогической гостиной в рамках Международного Дня Семьи «Мастерская мечты» (для родителей и детей старшего дошкольного возраста)

С помощью приемов арт-педагогики способствовать развитию чувства самоидентичности, принадлежности к своей семье, гармонизации детско-родительских отношений, формировать у детей и родителей поним...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

Методическая разработка «Педагогическая находка» «Интерактивная тематическая папка («Лэпбук») как средство формирования познавательно- исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная запискаНемного предисловия: бродя по разным образовательным сайтам в бесконечной информационной путине «Интернета», с целью посмотреть опыт коллег и найти что-то интересное, ...

Методическая разработка на тему: "Офицерская полевая сумка -планшет.Тайны и секреты."(Выставка одного экспоната) для детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка представлена на городском конкурсе инновационных музейных технологий "Педагогический музей: пространство инноваций"Номинация: "Выставка одного экспоната". Т...

Методическая разработка Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышц...