Педагогика «Монтессори», как метод обучения и воспитания детей
материал

Турьянская Наталья Сергеевна

Методика Монтессори – программа раннего развития, где ребёнку отводится ведущая роль. Малыши любого возраста сами выбирают себе вид деятельности. Несомненный плюс также в том, что в течение учебного дня дети обслуживают себя полностью самостоятельно. Разумеется, преподаватели и воспитатели в первый раз будут рядом, чтобы объяснить, как правильно, далее ребёнок учится сам справляться с простейшими бытовыми заданиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_montessori.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38»

(МБДОУ №38)

Сообщение на тему:

Педагогика Монтессори, как метод обучения и воспитания детей

Подготовила

Цветкова Н.С.

Солнечногорск 2023

Содержание:

  1. Краткая Биография Марии Монтессори
  2. Основные положения подхода Марии Монтессори.
  3. Предметно-развивающая среда, как основа системы Монтессори-педагогики.
  4. Заключение.

  1. Краткая биография Марии Монтессори.

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Кьяравалле, Италия. Её ранние школьные годы были «не особенно примечательны». Мария Монтессори в 1890 году поступила в университет Сапиенца на курс по естественным наукам и, сдав экзамены по ботанике, зоологии, экспериментальной физике, гистологии, анатомии, а также по общей и органической химии, в 1892 году получила диплом, который позволил ей в 1893 году поступить в том же университете в медицинскую школу. Мария была первой женщиной, поступившей в эту школу, ранее подобной практики не было, и встретила холодное, а порой откровенно враждебное отношение к себе со стороны некоторых однокурсников и профессоров. В последние два года обучения она изучала педиатрию и психиатрию и работала в службе скорой помощи и кабинете педиатрического консультирования, став экспертом в детской медицине. В 1896 году Мария окончила университет по специальности «доктор медицины», став одной из первых женщин в истории Италии, окончивших курс медицины и одной из первых женщин — докторов наук. С 1897 года Мария работала в университетской клинике и по долгу службы посещала детские приюты, где наблюдала детей с психическими расстройствами. Эти наблюдения создали хорошую основу для будущих трудов Монтессори. 1906 году Монтессори пригласили наблюдать за воспитанием группы детей в многоквартирном доме для малообеспеченных семей в римском районе Сан-Лоренцо. Монтессори приняла это приглашение, поскольку была заинтересована в применении своих методик к нормально развивавшимся детям. 6 января 1907 года состоялось открытие учреждения, которое Мария предложила назвать «Casa dei Bambini» («Дом детей»). В «Доме детей» обучалось 50—60 детей в возрасте от двух до трёх и от шести до семи лет. Наблюдения Монтессори легли в основу её метода обучения. Она обратила внимание на эпизоды глубокого внимания и концентрации детей, многократных повторений активности и их чувствительности к порядку в месте пребывания. Благодаря свободному выбору занятий дети больше интересовались практическими занятиями и учебными материалами Монтессори, нежели игрушкам, которые были в их распоряжении, и были удивительно равнодушны к сладостям и другим «наградам». Со временем Монтессори стала замечать у детей спонтанные проявления самодисциплины.

Основываясь на своих наблюдениях, Монтессори реализовала ряд практик, которые стали отличительными чертами её образовательной философии и метода. Так, она заменила тяжёлую мебель на детские столы и стулья, достаточно лёгкие для того, чтобы дети могли их передвигать, и положила детские материалы на низкие, доступные полки. Она расширила спектр практических занятий, таких как уход за собой и наведение чистоты в помещении, а также ввела большой набор упражнений по уходу за окружающей средой и личной гигиене, включая расстановку цветов, мытьё рук, гимнастику, уход за домашними животными и приготовление пищи. Классные комнаты были просторными, студийного типа, заполненные светом и воздухом, и дети на уроках могли перемещаться по комнате, как им удобно. В своей книге Монтессори так описывает типичный день занятий, начинающийся в 09:00 и заканчивающийся в 16:00.

2. Основные принципы Монтессори – педагогики.

Методика Монтессори – программа раннего развития, где ребёнку отводится ведущая роль. Малыши любого возраста сами выбирают себе вид деятельности. Несомненный плюс также в том, что в течение учебного дня дети обслуживают себя полностью самостоятельно. Разумеется, преподаватели и воспитатели в первый раз будут рядом, чтобы объяснить, как правильно, далее ребёнок учится сам справляться с простейшими бытовыми заданиями.

Можно выделить основные принципы педагогической системы Монтессори:

1) Ребенок активный, а не пассивный ученик.

2) Центром –является ребенок.

3) Взрослый помогает, только если ребенок просит.

4) Метод – презентации.

5) Индивидуальная работа с детьми.

6) Ребенок учится в процессе собственной деятельности.

7) Педагог не делает за ребенка, то , что он может делать сам.

8) Отсутствие оценок взрослого.

9) Отсутствие соревновательного мотива.

10) Доступность и удобство мебели и материалов.

11) Группа разного возраста «0-3»(с мамой), «3-6».

12) Четкое выполнение правил группы, как детьми , так и взрослыми.

13) Всегда говорим тихо.

  1. Предметно-развивающая среда, как основа системы Монтессори-педагогики.

Все материалы удобно расположены для ребенка, полочки –невысокие, соответствующие росту. Материал хорошо просматривается, находится на своем месте в идеальном порядке. Каждый обучающий материал находится на отдельном подносе. Мебель –детская, легкая, неяркая, удобная и тоже соответствующая росту ребенка. Для индивидуальных занятий в группе-монтессори обязательно находятся небольшие коврики, где можно разложить материал. На начальном этапе можно брать только 1 материал. Если у ребенка появляются спонтанные желания- предлагаем материал, соответственно этим желаниям ( Пример: если ребенок стучит чем-то – можно предложить молоточки).

Зоны в предметно-пространственной среде Монтессори для группы «0-3»

  1. Зона развития крупной моторики.

Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность. Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, мышц, ловкости, гибкости, координации движений.

  1. Зона причинно-следственной связи.

Модульное оборудование дает возможность установить причинно-следственные связи.

  1. Зона сенсорного развития.

Все материалы сенсорной зоны, устроены так, что в них изменяется только один параметр ( Размер, форма, структура поверхности, длинна, ширина, цвет, звук, температура поверхности). До 3 лет акцент делается на развитие зрения (форма, цвет, размер). Идет подготовка к восприятию ребенком математических понятий.

  1. Зона упражнений с сыпучими материалами

Ребенок в возрасте 1,5- 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам, На основе этого строится работа , связанная с манипуляциями с мелкими предметами: пересыпанием, сортировкой, классификацией и т. д.

  1. Зона упражнений с водой.

Зона служит для развития моторики, сброса напряжения, развитие усидчивости и внимания. Иногда является подготовительным этапом перед освоением других материалов.

  1. Зона продуктивной ИЗО деятельности.

Различные материалы для рисования, лепки и т.д. Обилие и разнообразие упражнений в свободном доступе.

  1. Зона развития речи

Материал, которые дает новые ощущения, понятия, впечатления.

Зоны в предметно-развивающей среде в группе «3-6».

  1. Зона упражнений практической жизни.

Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Работая в практической зоне, у детей развивается глазомер, совершенствуется движения мелкой моторики, вырабатывается умение и желание доводить начатое до конца. Все предметы, которыми пользуется ребенок, не игрушечные, а настоящие. В монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьез.

  1. Зона сенсорного воспитания

Эта зона предназначена, для развития и утончения органов чувст. Материалы для развития зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, для различения теплопроводимости, веса.

  1. Зона математики.

Обучение математике проходит очень естественно - ребенок просто живет в подготовленной среде, пропитанной математикой. Зона математики содержит необходимое, для того чтобы ребёнок научился: вычитанию, сложению, умножению, делению, порядковому счету, познакомился с многозначными числами.

  1. Зона русского языка.

В зоне русского языка ребенок получает возможность расширить словарный запас, изучить написание букв, научиться составлять слова, научиться самостоятельному чтению.

  1. Зона космоса.

Зона, которая помогает создать целостную картину мира.

  1. Заключение

Труды Марии Монтессори являются очень интересными для воспитателей и педагогов разных направлений. Политика Монтессори бережет личные границы ребенка, дает возможность получить качественные знания о мире, без вреда для психики и здоровья. Изучение рекомендаций и теории о развитии психики дошкольника будут полезны всем, кто имеет отношение к детям в любой деятельности.

Список литературы:

  1. Монтессори М. - Мой метод – М.: Астрель: АСТ, 2006
  2. Монтессори М. - Помоги мне это сделать самому – М. : Изд-во Карапуз, 2006
  3. Монтессори М. - Впитывающий разум ребенка - СПб.: Благотоврительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009
  4. Монтессори М. - Как развить внутренний потенциал человека - СПб.: Благотоврительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обучения и воспитания для педагогов и родителей детей с РАС

Занятия с аутичным ребёнком сильно отличаются от занятий с другими детьми. Для того чтобы занятия были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при вы...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям  младшего дошкольного  возрас...

Методы обучения и воспитания в дошкольной педагогике

Процесс обучения и воспитания представляет собойцеленаправленный и организованный процесс формирования:-знаний, навыков, умений-воспитания отношений, навыков и привычек поведения. Строится на осн...

Игра как форма и метод обучения и воспитания детей

Игра – это элемент своеобразного творчества. Уже в самых первых своих играх ребенок развивает свое зрительное внимание и мышление. Особенно сейчас,когда так велико многообразие им...

Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации от 15.01.2021г. ООО "Центр Развития педагогики" г. Санкт- Петербург. "Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей" (108часов)

Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации от 15.01.2021г. ООО "Центр Развития педагогики" г. Санкт- Петербург. "Преподавание музыки в дополнительном образовании: мет...

Дидактическая игра, как метод обучения и воспитания детей

Что такое игра для ребенка?  В игре у ребенка формируются познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление, воображение...В игре у ребенка формируются нравственные представления о бе...

Игра как форма и метод обучения и воспитания детей.

Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила повед...