Педагогический проект для старших дошкольников «Мозаика Поволжья»
проект (старшая, подготовительная группа)
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru
Педагогический проект для старших дошкольников «Мозаика Поволжья»
Составила: Лазарева
Наталья Анатольевна
Самара, 2023
Дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей не передаются по наследству.
в каждом поколении их надо воспитывать
вновь и вновь, и чем раньше начинается
формирование этих качеств, тем большую
устойчивость они приобретут.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.
О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Актуальность: в настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно-нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как они обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью ее сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.
Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.
Данный проект направлен на формирование у детей представлений о богатой народной культуры, знакомство с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Тип проекта: познавательно-творческий, информационный, долгосрочный
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, узкие специалисты ДОУ, родители
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о культуре и традициях народов Поволжья;
- формировать толерантность, чувство уважения к народам Поволжья и их традициям;
- сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
Развивающие:
- развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей, коммуникативные навыки и умения
Воспитательные:
- воспитывать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- воспитывать патриотизм, любовь к народному творчеству
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы;
- подбор различных игр;
- анкетирование родителей по теме проекта;
- оформление уголка «Культурные традиции народов Поволжья»
2 этап – основной
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Беседы о народах Поволжья и их костюмах, «В чем сходство народных костюмов», «Обряды и праздники, связанные с жизнью человека», «Как появилась кукла», «Во что играли прабабушки и прадедушки», «Как жили наши предки»
- Просмотр презентаций «Национальные костюмы народов Поволжья», «Национальные блюда», «Национальные праздники»
- ООД «Народная игрушка – деревянная игрушка», «Какие народы живут у реки Волга», «Когда мы едины, мы непобедимы»
- Посещение парка Дружбы народов
- Рассматривание иллюстраций «Народы Поволжья: их жизнь и быт»
- Рассматривание кукол в национальных костюмах
Образовательная область «Речевое развитие»
- Чтение сказок народов Поволжья
- Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов
- Чтение национальных стихов
- Выставка книг «Мир сказок разных народов»
- Рассказ о народных умельцах, которые создают красивые вещи
- Д/и «Загадай, мы отгадаем», «Отгадай слово»»
- Развивающий диалог «Празднование Нового года в культуре разных национальностей»
- Фольклор от самой колыбели «Колыбельные народов Поволжья»
- Викторина «Путешествие по сказкам народов Поволжья»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Конкурс детского творчества «Мы рисуем сказку»
- Рисование «Золотая осень в Поволжье», «Человек в национальном костюме»
- Аппликация «Орнаментация каймы скатерти», «Укрась узором», «Орнаментация платка», «Укрась тюбетейку»
- Лепка «Подарок для мамочки»
- Д/и «Угадай народный промысел», «Одень куклу в национальный костюм», «Укрась полотенце, поясок, платок», «Найди и назови национальный музыкальный инструмент», «Собери национальный музыкальный инструмент»
- Выставка рисунков «Головные уборы народов Поволжья»
- Рассматривание на репродукциях картин художников элементов исторических национальных костюмов
- Прослушивание национальных песен, пение русских народных песен
- Изготовление посуды и ее роспись национальным орнаментом
- Работа с раскрасками «Национальные костюмы»
- Изготовление из бумаги женских головных уборов «кокошник» и мужского татарского национального головного убора «тюбетейка»
- ООД «Мир национальных узоров», «Музыка народов Поволжья»
- Разучивание русских и татарских национальных танцев
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- С/р/и «Путешествие по деревням Поволжья», «Мастерская по росписи посуды», «Магазин посуды», «Ателье», «Построим избу»
- Д/и «Третий лишний», «Составь узор», «Чей костюм?»
- Развлечение «Масленица»
Образовательная область «Физическое развитие»
- Знакомство с подвижными играми народов Поволжья
- Спортивные развлечения «Зимние забавы», «Осенины», «Мозаика Поволжья»
-Пальчиковая гимнастика
Взаимодействие с родителями
- Папка-передвижка «Воспитание любви к малой родине», «Обряды: вчера и сегодня», «Традиции народов Поволжья»
- Оформление альбомов «Национальный костюм»
- Консультации «Приобщение детей к народным традициям», «Как играть в народные игры»
- Анкетирование родителей «Приобщение детей к традициям народов Поволжья»
- Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народных традиций»
- Чаепитие в русских и народных традициях
- Конкурс стенгазет «Праздники нардов Поволжья»
- Создание книжек-малышек «Сказки народов Поволжья» и картотеки национальных пословиц и поговорок
3 этап – заключительный
Развлечение «Дружно мы живем в краю нашем родном»
В ходе реализации проекта созданы условия для формирования нравственного сознания и чувства уважения к традициям и обычаям народов. Дети приобщены к семейным нормам и ценностям, национальным обычаям и традициям.
Литература
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2009
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – М.: Издательство Детство-Пресс, 2002
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду/М. Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003
- Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт.-сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-496986-1515916650.jpg)
Педагогический проект для старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья "Книга для ума - что теплый дождь для всходов"
Познавательное развитие детей с ОВЗ посредствам художественной литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-420069-1394904230.jpg)
Педагогический проект для старших дошкольников "Безопасный дом"
Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-420069-1394904230.jpg)
Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»
Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк. Мы живем во в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-420069-1394904230.jpg)
Педагогический проект для старших дошкольников «Зеленая аптека »
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Лекарственн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-420069-1394904230.jpg)
Педагогический проект для старших дошкольников «Воспитание мужеством»
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-420069-1394904230.jpg)
Педагогический проект для старших дошкольников «Новый год шагает по планете»
Новый год - самый любимый праздник у детей и взрослых. Письма Деду Морозу, украшение дома, наряженная елка, подарки. Всё это создает особую атмосферу. Однако, в результате опроса выяснилось, что дети,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-420069-1394904230.jpg)
Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Камни – д...