Педагогический проект для старших дошкольников «Мозаика Поволжья»
проект (старшая, подготовительная группа)

Лазарева  Наталья Анатольевна

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость  они приобретут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozaika_povolzhya.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411»  городского округа Самара

Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22

тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru

                                   

Педагогический проект для старших дошкольников «Мозаика Поволжья»

Составила: Лазарева

Наталья Анатольевна

Самара, 2023

Дружелюбие, уважение к людям разных

национальностей не передаются по наследству.

в каждом поколении их надо воспитывать

вновь и вновь, и чем раньше начинается

формирование этих качеств, тем большую

устойчивость  они приобретут.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

        Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

        Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

        О важности приобщения  дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

        Актуальность: в настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно-нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как они обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

        Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

        Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью ее сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры.

        Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.

        Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа,  доступное их возрасту.  Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.

        Данный проект направлен на формирование у детей представлений о богатой народной культуры, знакомство с этнографией и фольклором народов Поволжья.

        Тип проекта: познавательно-творческий, информационный, долгосрочный

        Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, узкие специалисты ДОУ, родители

        Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.

        Задачи:

Образовательные:

- формировать представления о культуре и традициях народов Поволжья;

- формировать толерантность, чувство уважения к народам Поволжья и их традициям;

- сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.

Развивающие:

- развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей, коммуникативные навыки и умения

Воспитательные:

- воспитывать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

- воспитывать патриотизм, любовь к народному творчеству

Этапы реализации проекта

        1 этап – подготовительный

- изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы;

- подбор различных игр;

- анкетирование родителей по теме проекта;

- оформление уголка «Культурные традиции народов Поволжья»

        2 этап – основной

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Беседы о народах Поволжья и их костюмах, «В чем сходство народных костюмов», «Обряды и праздники, связанные с жизнью человека», «Как появилась кукла», «Во что играли прабабушки и прадедушки», «Как жили наши предки»

- Просмотр презентаций «Национальные костюмы народов Поволжья», «Национальные блюда», «Национальные праздники»

- ООД «Народная игрушка – деревянная  игрушка», «Какие народы живут у реки Волга», «Когда мы едины, мы непобедимы»

- Посещение парка Дружбы народов

- Рассматривание иллюстраций «Народы Поволжья: их жизнь и быт»

- Рассматривание кукол в национальных костюмах

Образовательная область «Речевое развитие»

- Чтение сказок народов Поволжья

- Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов

- Чтение национальных стихов

- Выставка книг «Мир сказок разных народов»

- Рассказ о народных умельцах, которые создают красивые вещи

- Д/и «Загадай, мы отгадаем», «Отгадай слово»»

- Развивающий диалог «Празднование Нового года в культуре разных национальностей»

- Фольклор от самой колыбели «Колыбельные народов Поволжья»

- Викторина «Путешествие по сказкам народов Поволжья»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Конкурс детского творчества «Мы рисуем сказку»

- Рисование «Золотая осень в Поволжье», «Человек в национальном костюме»

- Аппликация «Орнаментация каймы скатерти», «Укрась узором», «Орнаментация платка», «Укрась тюбетейку»

- Лепка «Подарок для мамочки»

- Д/и «Угадай народный промысел», «Одень куклу в национальный костюм», «Укрась полотенце, поясок, платок», «Найди и назови национальный музыкальный инструмент», «Собери национальный музыкальный инструмент»

- Выставка рисунков «Головные уборы народов Поволжья»

- Рассматривание на репродукциях картин художников элементов исторических национальных костюмов

- Прослушивание национальных песен, пение русских народных песен

- Изготовление посуды и ее роспись национальным орнаментом

- Работа с раскрасками «Национальные костюмы»

- Изготовление из бумаги женских головных уборов «кокошник» и мужского татарского национального головного убора «тюбетейка»

- ООД «Мир национальных узоров», «Музыка народов Поволжья»

- Разучивание русских и татарских национальных танцев

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- С/р/и «Путешествие  по деревням Поволжья», «Мастерская по росписи посуды», «Магазин посуды», «Ателье», «Построим избу»

- Д/и «Третий лишний», «Составь узор», «Чей костюм?»

- Развлечение «Масленица»

Образовательная область «Физическое развитие»

- Знакомство с подвижными играми народов Поволжья

- Спортивные развлечения «Зимние забавы», «Осенины», «Мозаика Поволжья»

-Пальчиковая гимнастика

Взаимодействие с родителями

- Папка-передвижка «Воспитание любви к малой родине», «Обряды: вчера и сегодня», «Традиции народов Поволжья»

- Оформление альбомов «Национальный костюм»

- Консультации «Приобщение детей к народным традициям», «Как играть в народные игры»

- Анкетирование родителей «Приобщение детей к традициям народов Поволжья»

- Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народных традиций»

- Чаепитие в русских и народных традициях

- Конкурс стенгазет «Праздники нардов Поволжья»

- Создание книжек-малышек «Сказки народов Поволжья» и картотеки национальных пословиц и поговорок

        3 этап – заключительный

        Развлечение «Дружно мы живем в краю нашем родном»

        В ходе реализации проекта созданы условия для формирования нравственного сознания и чувства уважения к традициям и обычаям народов. Дети приобщены к семейным нормам и ценностям, национальным обычаям и традициям.

Литература

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2009
  2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – М.: Издательство Детство-Пресс, 2002
  3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду/М. Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003
  4. Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт.-сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для старших дошкольников "Безопасный дом"

Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома...

Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»

Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк.          Мы живем во в...

Педагогический проект для старших дошкольников «Зеленая аптека »

Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Лекарственн...

Педагогический проект для старших дошкольников «Воспитание мужеством»

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошко...

Педагогический проект для старших дошкольников «Новый год шагает по планете»

Новый год - самый любимый праздник у детей и взрослых. Письма Деду Морозу, украшение дома, наряженная елка, подарки. Всё это создает особую атмосферу. Однако, в результате опроса выяснилось, что дети,...

Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Камни – д...