Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
консультация

Сальникова Наталья Васильевна

В наше время одной из важнейших сторон воспитания в дошкольных учреждениях является трудовое воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитатель Сальникова Н.В.

В наше время одной из важнейших сторон воспитания в дошкольных учреждениях является трудовое воспитание.

Как ни странно современные родители не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат, как правило, трудовые умения и навыки, воспитывающие целеустремлённость, самостоятельность, помогают ребёнку гораздо быстрее и легче адаптироваться в социуме.

Основной целью трудового воспитания является формирование положительного отношения детей к труду.

Задачи:

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Особенности возрастного взаимодействия  с ребенком по трудовому воспитанию

2—3 года — терпеливое обучение;

3—4 года — продолжать знакомить, разъяснять;

4—5 лет — добиваться качества выполнения;

         5—6 лет —  закреплять навыки;

6-7 лет — совершенствовать навыки.

Развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в нескольких направлениях:  

  • самообслуживание,
  • хозяйственно-бытовой труд
  • труд в природе
  • ручной и художественный труд

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, культурно - гигиенические процедуры).

С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию дети приучаются с раннего детства. Значение самообслуживания состоит в жизненной необходимости. Навыки ежедневной повторяемости очень прочны. С самообслуживания начинается трудовое воспитание детей.

Хозяйственно – бытовой труд - этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любые нарушения порядка в групповой комнате и на участке и по собственной инициативе самостоятельно устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и связан с дежурством в группе. Это может быть дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.

Труд в природе - предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитание бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Но особенно положительно труд в природе влияет на нравственно – социальное становление личности ребенка, дает возможность увидеть красоту природы, сезонные изменения, постичь особенности цветовой гаммы растений, создавая прекрасное в детском саду из природного материала.

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани т.д. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Организация труда является ведущим средством трудового воспитания.

В процессе труда происходит накопление практического опыта;

  • формирование навыков и умений;
  • формирование представлений о трудовой деятельности;
  • формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий);
  • расширение кругозора;
  • расширение словарного запаса;
  • ощущение радости от результата труда,
  • проявления внимания к партнерам по труду.

Формы организации труда:

Поручения. Могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; По продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или разовыми; По содержанию - соответствовать видам труда.

Дежурство. Предполагает труд одного или нескольких детей в интересах (дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Коллективный труд (труд всей группой) - Труд направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Радость труда – могучая воспитательная сила. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо уделять должное внимание развитию трудолюбия у детей в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, формированию трудолюбия.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста

Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей по трудовому воспитанию дошкольников....

Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Статья о трудовом воспитании детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

                                      Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.Воспитание до...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...