27.11.2023 Статья"Развития критического мышления"
статья

Козырева Марина Викторовна

Статья одля воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления у дошкольников.

Цель: дать представление о технологии развития критического мышления (ТРКМ) как технологии, ориентированной на компетентностное обучение.

Задачи:

— расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;

— применить на практике, изученные приёмы.

Современный мир представляет собой динамично развивающуюся систему, в которой каждый из нас занимает определенное место. Чтобы быть успешным и востребованным представителем в своей профессиональной и личной жизни, нам необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться. Не обладая навыками и умениями критического мышления, сделать это невозможно. Человек с хорошо развитым критическим мышлением поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко; собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать; приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам; думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская по необходимости их предположения, причастность и практическое соответствие; эффективно общается с другими при выработке решения

Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Выготский.

В России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Задачи критического мышления

• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями

• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем

• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

Технология критического мышления состоит из трёх этапов:

Первый этап – «вызов» - пробуждается интерес к теме. Эта стадия позволяет:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у ребенка знания по данной теме;
  • Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности;
  • Побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.

Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная. Стадия позволяет дошкольнику:

  • Получить новую информацию;
  • Осмыслить информацию;
  • Соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третий этап – «рефлексия» - размышления, формирование личностного отношения.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Стадия предполагает:

  • Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • Присвоение нового знания, новой информации ребенком;
  • Формирование у дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Результативность деятельности с детьми по технологии развития критического мышления включает в себя:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

В дошкольном возрасте возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления.

Стадия вызова:

1.«Прогнозирование» - активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

2. «Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

3. «Верные – неверные суждения». Детям предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание.

Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Какие из утверждений были верными можно узнать на стадии рефлексии. Еще этот материал можно использовать при проверке усвоенного материала. Причем ответ на суждение может быть как вербальным, так и сигнальным (сигнальные карты или тесты-раскраски).

Стадия осмысления:

1. «Логические цепочки» - развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т.д.

2. «Кубик» с вопросами – активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы. Вопросы на «кубике» даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем?

3. «Синквейн» («Пять строк») - развитие связной речи, расширение активного словаря.

Памятка «Правила написания синквейнов».

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора  к теме.

Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.

Так  как  дети  не  умеют  писать  и  читать, то  мы  стараемся составлять  синквейны  устно, а также    с  использованием условных  обозначений  предметов, схематических  записей.

                                                     Схема(пример синквейна)

Существительное  -      лиса 🦊   

Прилагательное     -  мохнатая,хитрая

Глагол.                   – охотиться, нападает.

Предложение.    -  хищник

Синоним к первой строке – дикое животное.

               

«Синквейн-загадки». 
Первое слово – тема не произносится  (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По  описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

4. «Верные и неверные суждения» («Плюс, минус») При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) моих утверждений.

7. Мнемотаблицы. Мнемотехника. - Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы, которые помогают развивать память (мнемотехники). Чаще всего используются мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов и т.п.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе, при проговаривании скороговорок, при разучивании стихотворений. Помимо этого, мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов, сказок.

Заключение.

Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.

1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации.

2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая).

3. С технологией нужно подробно ознакомиться, желательно пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.

4. Неправильное понимание стратегий и методов.

5. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.

6. Затруднения в  оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).

Плюсы в технологии  РКМ:

1. Активизирует мышление.

2. Учатся здоровой дискуссии.

3. Делать выводы.

4. Принимать продуманные решения.

5. Способствует активности в образовательной деятельности

6. Формируются коммуникативные навыки.

7. Учатся работать с большим объёмом информации.

8. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

9. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.

10. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.

11. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.

12. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.

13. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

14. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи.

Во-первых, делаем процесс обучения интересным.

Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха.

И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Таким образом, технология развития критического мышления даёт детям возможность размышлять, оценивать, критически анализировать информацию, классифицировать,  делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает речь дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ. Использование техники вопросов для развития критического мышления у дошкольников

Почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В совр...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Статья "Развитие критического мышления у детей старшего дошкольно возраста в условиях реализации ФГОС"

Статья полезна современным педагогам, использующим в своей работе инновационные методы образования детей дошкольного возраста....

МАСТЕР - КЛАСС на очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»

Мастер - класс «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений» направлен на знакомство коллег - воспитателей со своим опытом ра...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников

В материале рассказывается об опыте  использования в работе с детьми подготовительной группы  методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...