Семинар –практикум для воспитателей на тему «Метод экологической идентификации»
материал

Булгару Анна Ивановна

семинар –практикум для воспитателей на тему «Метод экологической идентификации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-praktikum.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Рябинка»

Семинар –практикум  для воспитателей на тему «Метод экологической идентификации- отождествление себя с каким-либо природным обьектом или явлением, игровой прием, превращения в образы животных, растений, действия от их имени».

                                                                                                                             

                                         Подготовила воспитатель: Булгару Анна Ивановна

                                                                                                      Мегион 2020г.

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности.
Задачи:

1.        Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);
2.Умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности;
3.Развивать познавательный интерес у педагогов;
4.Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

     Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.
На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение — он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.
 Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

        Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы.
Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии 
(1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:

  1. Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
  2. Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.
  3. Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
  4. Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
  5. Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы. 

Давайте проведем  экологическую разминку
«Экологическая разминка»

Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
Почему красную книгу называют красной , а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
Кого называют листопадничками? (зайчат,  родившихся осенью)
Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
У кого уши на ногах? (у кузнечика)
Какую траву любят кошки? (валериану)Самая высокая трава? (бамбук)
Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)

«Народные приметы»

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
Ворона кричит зимой – к метели
Лягушки квакают – к дождю
Воробьи в пыли купаются – к дождю
- Около луны звезда народилась – к потеплению
Собаки катаются – к пурге.

     В соответствии с тремя задачами экологического воспитания дошкольников выделяются три группы методов:

1. Методы формирования адекватных экологических представлений.
2. Методы формирования субъективного отношения к природе.
3. Методы формирования практических умений и навыков разнообразной деятельности в природе.

К методам формирования субъективного отношения к природе относятся методы: экологической идентификации, эмпатии и рефлексии.

Один из методов  формирования субъективного отношения к природе
-это
  -Метод экологической идентификации (от лат. identificare отождествлять) заключается в педагогической актуализации постановки ребенком себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в ситуацию, обстоятельства, в которых он находится. Этот метод стимулирует процесс моделирования состояния природных объектов, способствует лучшему пониманию этих состояний, углубляя тем самым представления личности о данном природном объекте. Кроме того метод экологической идентификации актуализирует соответствующее поведение по отношению к природным объектам.
Использование данного метода можно проиллюстрировать следующей педагогической ситуацией. Детям предлагают вспомнить участок осенью во время дождя, как он выглядит, что на нем находится и выбрать один из объектов (мокрое дерево, пожухлый листок, капелька дождя, большая лужа, нахохлившийся воробей и т.д.), представляя себя на его месте. Предлагают рассказать, что ощущает каждый объект во время дождя, передавая его настроение и эмоции. Можно организовать диалог между двумя объектами на участке (капелька и дерево, листочек и ветер, дерево и воробей и т.д.).
При изучении жизнедеятельности рыб в зимний период, детям предлагают сжать пальцами нос и, не открывая рта продержаться, сколько можно, затем отпустить один палец и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственные ощущения переносятся на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены лунки во льду.. Например, обыгрывание ситуации «Я- цветок… », «Я -сломанная ветка… », «Я- муравей… », «Я-ручей» ,»Я скамейка. Я качели...помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением.
А сейчас предлагаю решать  педагогические ситуации.

1.Педагогическая ситуация

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
И попробуйте перевоплотится в гусеницу.

2.Педагогическая ситуация

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Варианты ответов
Перевоплощение в ромашку.
Этот метод помогает развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, развивать  чувство природно-прекрасного , способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Предлагаю  картотеку игр, мини-этюдов для вашей педагогической копилки.
«Представь себе, что ты паучок»

Игра-беседа проводится после наблюдения за местом обитания, особенностями поведения паука. Воспитатель предлагает ребенку вспомнить мультфильм про паучка, у которого не было друзей, потому что все его боялись и считали некрасивым. Помнишь, как мы наблюдали за жизнью паучка, а Маша хотела его раздавить. Давай подумаем, почему я ей не разрешила это сделать. Что ты знаешь о паучке? Давай с тобой поиграем?

«Представь, что ты маленький паучок».

У тебя восемь ножек, и ты, ловко перебирая ими, ползешь по травинкам и даже по ровной стене. А еще ты умеешь плести паутину. Она у тебя такая легкая, ажурная, воздушная, как кружево. Иногда на нее попадают капельки росы и блестят на солнце. Тогда твоя паутинка становится еще красивее. Твоя паутинка расположена в очень тихом и уютном месте. Ты любишь раскачиваться на ней, когда дует легкий ветерок.

 Что ты можешь рассказать о себе, паучок? С кем из насекомых ты дружишь?  Когда в твою паутину попадают другие насекомые — это хорошо или плохо? А если бы никто не попался в твою паутинку, что бы было с тобой? Как ты думаешь, если бы тебя и других паучков не было бы на Земле, чтонибудь бы изменилось? Кого ты боишься? Как ты относишься к тому, что многие люди тебя боятся и не любят? Что ты чувствуешь, когда твою паутинку смахивают веником? В каком месте ты любишь строить-плести свою паутинку? О чем ты мечтаешь, когда отдыхаешь на ней? Ты знаешь, что люди бывают красивые и некрасивые? Ты же не будешь убивать и обижать некрасивых людей, ведь они не виноваты в том, что они такими родились. Так и животные, в том числе и насекомые, бывают красивые и некрасивые. Мне кажется, что каждый красив по-своему, нужно только очень внимательно присмотреться. Да и нет на Земле бесполезных животных. Ты посмотрел на мир глазами паучка. Теперь, я думаю, ты никогда не убьешь и никому не позволишь уничтожать паучков.

«Если бы ты был бабочкой»

Игра-беседа проводится после наблюдения за бабочками, рассматриванием иллюстраций, коллекций бабочек, чтения книг. — Помнишь, малыш, мы наблюдали за бабочками на лугу? Какие они были красивые, разноцветные! Со стороны может показаться, что у них все хорошо и легко в жизни. Как ты думаешь, это так? Весна. В коре одного из деревьев лежит куколка-личинка бабочки. Пригрело весеннее солнышко, из куколки вылезла бабочка, погрела на солнышке свои крылышки, расправила их и полетела в неведомый для нее мир.

 А теперь представь, что эта бабочка — ты. Каким тебе представился мир, в который бабочка попала в первый раз? Расскажи, каким был твой первый день в солнечную погоду? А в дождливую? А в ветреный день? Прекрасный солнечный день. Ты на лугу, где много цветов с таким ароматом, что кружится голова, и вкусным нектаром. Вокруг тебя множество насекомых: комаров, жучков, стрекоз, пчел, шмелей и других бабочек. Как ты думаешь, найдешь ли ты на этом лугу себе друзей? С кем бы ты хотела дружить? Почему? Тебе весело, радостно? Отчего? 30 Но вот налетел ветер, началась гроза. Ветер сорвал тебя с цветка и понес вдаль, такую слабую и беспомощную. Что ты чувствуешь в этот момент? Ветер принес тебя в лес. Между ветками большого куста сплел свою паутину паук. Порыв ветра бросил тебя именно на эту паутину. Ты пытаешься вырваться, но еще больше запутываешься в сеть. Что ты чувствуешь в это время? Что будешь делать, чтобы спастись? О чем думаешь, когда опасность так близко? Какое счастье, что тебе все-таки удалось вырваться! Ты полетела быстрее, прочь от страшного места, на полянку. Только с облегчением вздохнула, но тут увидела детей, которые бегали по полянке с сачками и ловили бабочек. Если бы ты умела разговаривать, что бы сказала этим детям? Однажды в магазине я видела коллекцию бабочек. Их было много в коробке за стеклом. Все они были очень красивые, но мертвые, наколотые на булавки. Хотела бы ты попасть в коллекцию? Почему? Но ведь люди собирают коллекции, чтобы изучать бабочек. Как ты думаешь, а как бы можно было изучать бабочек, не убивая их? Ты такая красивая, изящная, нежная. Так хочется взять тебя в руки и поближе рассмотреть. А почему тебя нельзя брать в руки? Как ты сама относишься к своей красоте? Чего бы ты больше хотела: стать снова куколкой-личинкой или остаться бабочкой? Почему? Спасибо тебе, бабочка, за беседу. А теперь превращайся в ребенка. Что ты понял, когда был бабочкой?

«По муравьиной тропе»

Малыш, мы вчера наблюдали за муравьями. Ты увидел, какие они трудолюбивые, дружные. Ты никогда не задумывался, как живет маленький муравьишка? Сейчас я дотронусь до тебя волшебной палочкой, скажу заклинание, и ты превратишься в муравья. Не боишься? Расскажи мне, муравьишка, какую пользу ты приносишь людям? Природе? Ты такой маленький. Как бы ты чувствовал себя, если бы тебя никто не замечал? Ты бежишь по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он заносит свой башмак над тобой. Что ты чувствуешь в этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? В чем упрекнуть? О чем попросить?  Ты со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда муравейник был наконец построен! Но вот какойто мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями. Что бы ты чувствовал по отношению к этому разрушителю? За что бы на него обиделся? О чем бы ты ему рассказал, чтобы он никогда такого больше не делал? Муравейник закрывается на ночь. Скоро-скоро он закроется, а ты еще далеко. Что ты почувствовал бы, опаздывая в муравейник? Кого бы ты попросил помочь тебе добраться поскорее до дома? В лес часто приходят туристы. Они любят разводить костры. Как бы ты себя почувствовал, если бы костер развели прямо около муравейника? О чем бы пошептал на ушко таким туристам? В твоем мире много насекомых. С кем из них ты дружишь? Как ты защищаешься от врагов? О чем ты мечтаешь вечером после долгого трудового дня? Какие сны тебе снятся ночью? Превращайся обратно в ребенка! Вот ты и побывал муравьишкой. И теперь, увидев муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких, заботься о беззащитных, ведь они не могут ничего сказать, попросить. «Лягушкой была даже царевна» Ребята, я часто слышу, как люди говорят о лягушках с презрением, боятся брать их в руки, дразнятся их именем. Помните сказку «Царевна-лягушка», в ней тоже люди чуть не загубили царевну из-за того, что Кашей превратил ее в лягушку. А вам жалко лягушек? Смогли бы вы взять лягушку в руки? А кто вам больше нравится, лягушата или мама-лягушка? Давайте представим, что вы маленькие лягушата, а я ваша мама-лягушка. Расскажите мне, как вы живете в пруду? В какие игры играете? С кем из обитателей пруда вы дружите? Кого боитесь? Как спасаетесь от своих врагов? Если бы жарким летом пересохла вся вода в пруду, как бы вы себя чувствовали? О чем бы попросили людей? Вы боитесь людей? Почему? Часто на пруду можно услышать лягушечий хор. Когда вы поете радостно, а когда грустно? 32 Где бы вы хотели жить: в болоте, на пруду или в огороде, саду? Почему вам для жизни обязательно нужна вода? Что бы вы почувствовали, если бы вас поймали, посадили в маленький аквариум с растениями и даже мухами и комарами на обед, но за стекло, чтобы познакомиться с вами поближе? Хотелось бы вам вернуться домой? Почему? Почему раньше в деревнях лягушек опускали в молоко и воду? О чем мечтают лягушата, желая скорее стать взрослыми? Если бы вы встретили волшебника, какие три желания вы бы ему загадали? Если бы вас не стало, что случилось бы в природе? Что вы хотели бы сказать людям, которые говорят, что вы очень некрасивые и даже противные? Как и все живое на Земле, лягушки имеют право на нашу заботу, ласку, помощь, защиту. Расскажите всем, какие полезные, симпатичные и совсем не страшные лягушки. А теперь давайте устроим лягушачий хор. Пусть все слышат, какие мы веселые.

«Если бы ты был горным цветком»

Мы рассматривали на клумбах множество разных цветов. А когда ты был в деревне или на даче, то на лугу или лесной полянке мог подойти к любому цветку, понюхать, полюбоваться и даже набрать небольшой букет. Но бывают цветы, которые растут в горах, до них очень трудно добраться, и видеть их могут только самые смелые альпинисты. В горах очень красиво. Помнишь, мы рассматривали картины? Представь, что ты красивый горный цветок. Растешь на самой вершине горы. Вокруг только небо и облака, да гордые орлы изредка навещают тебя. Расскажи, какой ты? (Какого цвета лепестки, серединка, какой стебель, какой формы листья.) О чем ты думаешь, гладя вниз с высокой горы? Какими тебе сверху кажутся люди, машины? О чем ты мечтаешь, когда мимо тебя проплывают облака, светит солнышко? А когда дует сильный ветер, идет дождь? Что тебе хочется тогда сделать? Что ты чувствуешь, когда прямо над тобой сверкает молния и гремит гром? Хотелось бы тебе, чтобы на вершину взобрались люди, сорвали тебя и отнесли к себе домой? Почему? Что помогает тебе выжить в таких суровых условиях? Ты гордишься тем, что так высоко растешь? Зазнаешься? Почему? Ты хотел бы иметь крылья, как у птицы? Куда бы ты тогда слетал? Что посмотрел? Сверху тебе видно, как некоторые люди собирают цветы большими охапками. Цветы быстро засыхают, потому что они не садовые. Полевых и луговых цветов становится все меньше, многие из них занесены в «Красную книгу» охраны природы. Что бы ты хотел сказать по этому поводу людям? Ты побывал горным цветком, а как ты ведешь себя, когда оказываешься на природе? Красотой на Земле должны любоваться все люди. Они должны беречь ее, преумножать. Никогда не срывай цветок просто так. Пусть цветет и радует красотой всех вокруг.

«Представь себе, что ты — качели»

 Малыш, ты любишь гулять во дворе? А в твоем дворе есть качели? Какие они? Любишь ли ты на них кататься? А ты когда-нибудь задумывался, как им живется в вашем дворе? А теперь закрой глаза и представь, что ты и есть эти самые качели. Уважаемые качели, расскажите, пожалуйста, о себе. Какой вы формы? Какого цвета? В каком месте двора вы стоите? Кто катается на вас? В какие дни у вас бывает радостное настроение? Когда вы так долго висите на руках, вам не больно? Почему вы начинаете скрипеть? О чем вы тогда хотите попросить мастера? Как вы себя чувствуете, когда на вас садится тяжелый взрослый человек? Вам нравится, когда на вас встают ногами? Почему? Что вы испытываете, когда мальчики сильно раскачиваются и спрыгивают с качелей? Вам не страшно? Если бы вы умели говорить, что бы вы сказали людям, качающимся на вас слишком долго? Чего вы больше всего боитесь? О чем вы мечтаете по вечерам, когда все расходятся по домам? Что вам снится по ночам в пустом дворе? За что вы бы хотели сказать людям спасибо? Что бы вы хотели изменить в своей жизни? Спасибо вам, уважаемые качели, за общение. Пора превращаться вам в ребенка. Ну вот, дружок, теперь мы с тобой так много 37 знаем о жизни качелей. Когда придешь во двор, посмотри на них внимательно, может, им надо помочь. Пошепчись с нами, может, они тебе расскажут много интересного?

«Ты — скамейка в парке»

Малыш, садись рядом со мной поудобнее. Я знаю очень интересную игру. Хочешь со мной поиграть? Сегодня мы с тобой будем маленькими волшебниками. Представь себе парк или сквер. Кругом много деревьев, кустарников, цветов. А вот и липовая аллея. Вдоль по аллее расставлены скамейки, чтобы на них могли отдохнуть люди. Помнишь, как мы ходили в парк и тоже отдыхали на скамеечке? Я сейчас произнесу заклинание, и мы превратимся в подружек, а эти подружки — скамеечки в парке. Расскажи мне немного о себе. Я долго была в ремонте, а потом меня поставили в другой парк. Какой ты формы? Какого цвета? Какого размера? В каком месте парка ты теперь стоишь? Какие деревья растут около тебя? Какие цветы распустились на клумбе около тебя? Где ты была зимой? Что с тобой делали мастера весной? С нами в жизни все бывает. Как бы ты себя чувствовала, если бы на тебе ножиком вырезали чье-то имя или плохое слово, или просто так испортили от нечего делать? А если бы на тебе красивую резьбу сделал мастер? На скамейку садятся разные люди, с кем тебе приятнее общаться? Почему? Какое время года ты больше всего любишь? Почему? Есть ли у тебя друзья, кто они? В каком окружении ты хотела бы находиться? Как ты относишься к тому, что рядом с тобой стоит урна? А что бывает, когда ее нет? Как работники парка заботятся о тебе? А бывают случаи, когда все про тебя забывают? Что ты при этом чувствуешь? Я желаю тебе, моя подруга-скамеечка, чтобы все тебе были рады, чтобы не обижали, ухаживали, не мусорили около тебя, не вставали на твое платьице ногами. Ну, как, малыш, тебе понравилась моя игра? Думаю, что теперь, проходя мимо любой скамейки, ты внимательно посмотришь на нее и, если надо, поможешь ей, никогда не обидишь.

«Из семени в дерево».

Воспитатель«(изображает садовника; предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко: сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к ним, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает расти. (Дети поднимаются.) У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяться им, слегка дотрагивавается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянутся до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло. Скоро опять наступит весна, и оно оживет

«Представь себя камнем у дороги»

Мы много раз проходили около разных предметов, совсем не замечая их. Недавно я переходила дорогу и споткнулась о камень, который около нее лежал. Я хотела заругаться на него, но потом подумала, что он ни в чем не виноват. Присмотревшись повнимательнее, я увидела, что камень очень интересной формы, гладкий, розоватого цвета. Откуда он, как оказался на дороге? Давай поиграем? Ты станешь этим камнем и расскажешь о себе. Что ты чувствуешь, лежа у дороги, когда машины обдают тебя грязью и газом? А какое настроение у тебя в жаркую погоду, когда пыль всего заполняет тебя? Какие машины, которые проезжают мимо, тебе больше всего нравятся? Как ты себя чувствуешь, когда дождик умоет тебя? 39 Дворники тебя не обижают? О чем бы ты хотел их попросить? Часто об тебя спотыкаются люди? Что бы ты хотел им посоветовать? Как ты попал на дорогу? Где ты раньше жил? Хотелось бы тебе, чтобы тебя отвезли в родное место? О чем ты мечтаешь? Хотел бы ты попасть к хорошему мастеру-скульптору? Что из тебя можно сделать? Мы желаем тебе хорошего новоселья.

 «Представь себя облаком, плывущим по небу»

 Мне так понравилось наблюдать за облаками! Какие они красивые! Когда я за ними наблюдаю, мне кажется, что попадаю в сказочную страну. Жалко, только поговорить с облаками нельзя, они бы рассказали о своих путешествиях. Давай ты станешь облачком? У тебя белоснежное воздушное платье. Оно меняет свой цвет в зависимости от освещения. Когда светит солнышко, оно становится золотистым, когда заря освещает его, оно становится розовым, а заход солнца окрашивает его даже в красный цвет. Где ты летало, облачко? Что ты видело интересного? С кем ты познакомилось? На что тебе нравится смотреть сверху? Что тебя огорчает внизу? Что бывает, когда ты ссоришься с другими облаками? Какой формы ты бываешь? Можно узнать погоду по твоей форме? В какие игры ты любишь играть? С кем? Тебе нравится отдыхать на самой высокой горе? Легко ли тебе дышится над городом? Деревней? Лесом? Морем? Тебе не мешают самолеты, птицы? Как ты к ним относишься? Спасибо, облачко. Может, мы когда-нибудь прилетим к тебе в гости на самолете, вертолете, дельтаплане или волшебном ковре-самолете.

«Все когда-то мечтают стать птицей»

 Везде рядом с человеком живут птицы. Одни из них полностью зависят от ухода за ними людей, другие живут самостоятельно и не очень любят, когда человек вмешивается в их жизнь. Птицы могут летать, об этом мечтает каждый. Сколько интересного можно увидеть сверху! Люди даже придумали самолеты, вертолеты, дельтапланы. Чтобы хоть чуть-чуть побыть на месте птиц. Представь себе, что у тебя выросли крылья. Теперь ты можешь летать, где захочешь, увидеть весь мир! Птичка, расскажи мне, как ты живешь! Где бы ты хотела жить? (Лес, луг, горы, море, деревня, город, юг, север...) Где бы ты хотела свить гнездо: на траве, на дереве, в кустах, на воде, в песке?.. Почему? Какие у тебя соседи? Чем бы ты хотела питаться? Как бы ты себя чувствовала, если бы мальчишки стреляли в тебя из рогаток? Как бы ты к ним относилась? Ты долго высиживала яйца, чтобы из них вылупились птенцы. Вот они и появились, такие маленькие, беззащитные. Ты улетела за кормом, а когда вернулась, увидела, что гнездо разорено. Что бы ты почувствовала в этот момент? Ты очень оберегала яйца с будущими птенцами, согревала их, но проголодалась и пришлось улететь за кормом. Прилетела назад, а на дереве сидит мальчик и берет в руки яйца, рассматривает их. Что бы ты почувствовала в этот момент? Что бы сказала этому мальчику? Представь, что тебя поймали и посадили в клетку. Правда, клетка красивая, просторная, тебя кормят и ухаживают. О чем бы ты думала, мечтала, сидя в клетке? Как бы тебе жилось в месте, где много машин, заводов, фабрик? Как бы ты себя чувствовала, если бы, искупавшись в реке, увидела, что все твое оперенье покрылось нефтью? В какой воде ты хотела бы купаться, какую воду пить? Каким воздухом ты хотела бы дышать? Что бы ты хотела сказать всем людям? Жаль, что мы не можем в жизни превратиться в птицу, но так приятно помечтать и заодно понять, как надо относиться ко всем птицам.
 
Литература:
Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. – М., 1978. – 49с.
Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.
Е.А. Алябьева "Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста" учебно-методический материал по ... Конспект для детей старшего дошкольного возраста
интернет ресурсы :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».

План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Основные методы и приемы в обучении дошкольников рисованию"

Материал полезен начинающим старшим воспитателям для пополнения картотеки консультаций, а также молодым воспитателям, которые проводят занятия по ИЗО-деятельности самостоятельно....

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия, методы и приемы речевого развития детей в ДОУ"

АктуальностьДетсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В эт...

Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Экологический мост»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сот...

Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Экологическая компетентность»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность            в сфере экологии; повысить  профессиональное мастерство педагог...

Семинар практикум для воспитателей по теме: «Повышение экологической компетенции педагогов»

План семинара-практикума:Экологический тренинг для педагогов.«Экологическая разминка»Игра «Ассоциация»Решение педагогических ситуаций.«Загадки — иллюстрации»...

Сценарий семинара-практикума для воспитателей ДОУ "Поисковые методы в детском саду"

Семинар-практикум «Поисковые методы обучения в детском саду» направлен на освоение организации поисково-исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в...