Проект мини – музей «Игрушки наших мам и бабушек»
учебно-методический материал (средняя группа)

Чеботарева Марина Владимировна

В современных условиях жизни общества одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное воспитание. Наши дети живут в очень сложное время, когда перекраивают ход истории, когда отклонения становятся нормой. Сохранить все человеческое в детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, вот главные идеи воспитания духовно - нравственных чувств дошкольников. Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М. В. Чеботарева,

воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида

№ 18 п.Разумное Белгородского района Белгородской области»

Проект мини – музей «Игрушки наших мам и бабушек»

В современных условиях жизни общества одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное воспитание. Наши дети живут в очень сложное время, когда перекраивают ход истории, когда отклонения становятся нормой. Сохранить все человеческое в детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, вот главные идеи воспитания духовно - нравственных чувств дошкольников. Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям.

Актуальность данной темы заключается в том, что воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры и ее ценности.

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Поэтому мы решили реализовать в нашей группе проект мини – музей «Игрушки наших мам и бабушек», который создавался совместно с родителями.

 Цель проекта: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно игрушки.

Задачи проекта:

  • Дать представления об игрушке и элементарное представление об истории возникновения игрушки.
  • Знакомить детей с материалами, из которых могут быть изготовлены игрушки.
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.
  • Воспитывать интерес к игрушке, развивать любознательность.
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Тип проекта: познавательный.

Длительность проекта: 2 недели.

Участники: дети, воспитатель, родители.

Возможные риски при реализации проекта:

изменение сроков запланированных работ в связи с:

- проведением на базе МДОУ №18 внеплановых мероприятий;

- периодом массовых заболеваний (карантин);

Методы исследования:

-фондовая;

- поисковая;

-научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Ожидаемый результат:

-развитие интереса к игрушке;

-развитие любознательности;

-умение работать в группе активно, сообща;

-формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

Реализация проекта:

I Этап Подготовительный (организационный)

- Разработка проекта;

- обозначение темы проекта;

-  разработка анкеты для родителей «Посещаете ли Вы музеи с ребенком?»;

- оформление консультаций для родителей;

- разработка памятки для родителей «Какую роль играет игрушка в жизни ребенка»;

- подбор и изучение методической литературы по данному вопросу;

- организация предметно-пространственной среды;

- подбор дидактических игр, стихотворений, сказок, рассказов, мультфильмов по данной теме;

- сбор экспонатов;

- оформление мини-музея.

Второй этап. Практический (деятельностный)

Дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

17.03.

-Экскурсия в музей детского сада «Быт русской старины»;

-Знакомство: с музеем; с названием музея; экспонатами музея;

-Беседа: «Что такое игрушка?».

(Приложение, слайд 2-3)

18.03.

-Просмотр презентации: «Русская народная игрушка»;

-Танец-игра с матрешками (по показу воспитателя) русская - народная "Пляска";

-Игра «Собери матрешку»;

-Рисование «Платочек и платье для матрешки».

(Приложение, слайд 4)

19.03.

-Познавательное занятие «В мире пластмассы»;

-Отгадывание загадок по теме;

- Игра «Тонет- не тонет»;

-Игра: «Расскажи Незнайке о предмете».

(Приложение, слайд 5)

22.03.

-Познакомить детей с материалом: дерево;

-Знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой;

-Показ презентации: «Как делали свистульки?»;

- Рассматривание свистульки и игры с ней.

(Приложение, слайд 6)

23.03.

-Познакомить детей с материалом: резина;

- Отгадывание загадок по теме;

- Игры с шариками;

- Опыт «Тонет – не тонет».

(Приложение, слайд 7)

24.03.

- Познакомить детей с природным материалом — соломой, ее особенностями;

-Образовательно-познавательная деятельность «Необычные куклы из соломы»;

-Чтение стихотворения А. Тарханова:

«Вырастут в поле и рожь и пшеница…»;

- Коллективная аппликация «Растет в поле колосок».

(Приложение, слайд 8)

25.03.

-Знакомство детей с куклой – самокруткой;

- Рассматривание тряпичной куклы и игры с ней;

-Прослушивание пьесы «Новая кукла», П. И. Чайковского;

-Просмотр сказки «Болезнь куклы»;

- Игра «Назови имя ласково».

(Приложение, слайд 9)

26.03.

- Закрепление представлений о различных видах развивающей игрушки;

- Игры: «Волшебный мешочек», «Пирамидка»;

-Отгадывание загадок по теме;

-Танец «Весёлые матрёшки».

(Приложение, слайд 10)

15.03.

Анкета для родителей «Посещаете ли Вы музеи с ребенком?»

16.03.

Опрос родителей «Во что и как играют дети дома»

17.03.

Беседа с родителями «Важная особенность мини - музеев».

(Слайд11)

18.03.

Памятка для родителей: «Роль игрушки в жизни ребенка».

(Слайд11)

19.03.

Консультация «Для чего предназначены мини – музеи в детском саду».

23.13.

Рекомендации для родителей: «В музей с ребенком».

24.03.

Мастер – класс для родителей «Изготовление куклы - самокрутки».

(Слайд12)

25.03.

Совместное изготовление (детей и родителей) кукол – самокруток.

(Слайд13)

III Этап Заключительный (итоговый).

-Выставка экспонатов мини-музея (Слайд14);

- проведение экскурсий для других групп детского сада (Слайд15).

 Главным итогом работы над проектом  явилось активное и заинтересованное отношение детей к опытно – исследовательской, музыкальной образовательной деятельности, развитие эмоциональной сферы воспитанников.

· Каждый ребенок положительно переживал свое участие в организованных видах познавательной активности.

· Каждый воспитанник, совместно с родителями, смог сделать презентацию творческих  работ (создание куклы-самокрутки).

· Каждому желающему родителю была предоставлена возможность принять активное участие в подготовке и проведении итогового мероприятия по проекту (учить тексты песен и стихотворений, проведение опытов в домашних условиях, подготовить атрибуты).

· Совершенствовались  знания, полученные в результате совместной работы,  по подготовке и участия в проекте развивались навыки общения и коллективного творчества.

Таким образом мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребятам из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками, экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Важная особенность этих элементов развивающей среды- участие в их создании детей и родителей.

Список литературы:

  1. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, февраль 2013 г.
  2. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3, март 2013 г.
  3. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4, апрель 2013 г.
  4. Мини – музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008. 256 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чеботарева М. В., в оспитатели МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 п.Разумное Белгородского района Белгородской области» ПРИЛОЖЕНИЕ к п роекту мини – музей «Игрушки наших мам и бабушек»

Слайд 2

Второй этап. Практический (деятельностный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музей игрушки "Киндер-сюрприза"

Музей - это учреждение, занимающее собиранием, изучением, хранением предметов, выставляя экспонаты на обозрение публики, которые рассказывают о развитии деятельности человечества и представляющих исто...

Мини – музей «Игрушки наших Бабушек и мам»

   Пока ребенок маленький, с ним играют взрослые – рассказывают сказки, поют колыбельные песни, читают ему стихи, потешки, пеструшки, загадки. Когда ребенок немного подрастет, он испо...

Презентация мини- музей "Игрушки наших мам"

Воспитание у дошкольников музейной культуры, расширение кругозора.Укрепление сотрудничества педагогов, детей и родителей...

Паспорт Мини-музея "Игрушки наших мам и бабушек"

Мини-музей в рамках программы "Социокультурные истоки"...

Методическая разработка для детей раннего возраста «Мини-музей игрушки наших мам и пап»

Проект для детей раннего возраста разработан с целью формирования у них познавательных интересов путем использования игрушки....

Мини-музей " Игрушки наших родителей" в первой младшей группе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22935512","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Мини музей создан в группе с основной целью: Проявить у детей любознательность,интере...

Мини-музей "Игрушки наших родителей"

.Наш мини музей создавался согласно возрастным особенностям воспитанников. Так как наша группа является младшей, мы решили создать мини-музей «Игрушки наших родителей».Актуальность. Всем р...