Организация и проведение игр во второй младшей группе детского сада
материал

Меньшикова Кристина Викторовна

Основной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает источник знаний, а также развивает физически и духовно. Поэтому организации и проведению разных видов игр в дошкольном учреждении уделяется пристальное внимание. Особенно если речь идёт о воспитанниках младших групп, которые только начинают знакомиться с детским садом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение игр во второй  младшей группе детского сада

Подготовила: Меньшикова Кристина Викторовна

Основной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает источник знаний, а также развивает физически и духовно. Поэтому организации и проведению разных видов игр в дошкольном учреждении уделяется пристальное внимание. Особенно если речь идёт о воспитанниках младших групп, которые только начинают знакомиться с детским садом.

Теоретические аспекты организации игровой деятельности во второй младшей группе ДОУ

Игровая деятельность в детском саду — это форма общественной жизни малыша, которая:

определяет направление его физического, психологического, интеллектуального роста;

формирует волевые, нравственные качества личности;

помогает раскрыть творческие способности.

Игра — это бесценный опыт социализации для малышей.

Цели

Как и любой другой вид деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), миссия игры заключается в сочетании трёх видов целевых компонентов:

  • Дидактические (обучающие):
  • Многолетняя практика показывает, что в игре проще организовывать познавательную деятельность детей. Так, в первой младшей группе через игру с переодеванием куклы ребята знакомятся с понятиями смены времён года, погодой, а также усваивают порядок одевания на прогулку и переодевания после неё.
  • Игры расширяют кругозор детей. Например, складывая пазлы, малыши второй младшей группы знакомятся с представителями домашних, диких животных, птиц, насекомых.
  • Игры способствуют формированию трудовых навыков и умений. К примеру, если перед завтраком во второй младшей группе объявлен день чистых столов, то ребята не только будут стараться аккуратно кушать, но и помогут няне убрать посуду.
  • Развивающие:
  • Тренировка внимания. Эта цель особенно актуальна для второй младшей группы, где ребята всё больше играют друг с другом, а не только с игрушкой, как это было в прошлом году. Взаимодействуя с другими участниками игрового процесса, ребёнок учится наблюдать и фиксировать действия партнёра, соперника по игре.
  • Развитие памяти. Участие в игре требует запоминания не только самой сути игры, но и правил, атрибутов.
  • Работа над развитием речи. Это основополагающая развивающая цель для младших групп, так как в первой детям важно «разговориться», а во второй — совершенствовать полученный навык. Кроме того, малыши пополняют пассивный и активный словарный запас, воспринимают взрослого как некую речевую модель, стараясь повторить не только интонации, но и слова, высказывания педагога.
  • В игре дети постигают основы сравнения, сопоставления, анализа, то есть развивают мыслительные способности.
  • Развитие фантазии. Игры с куклами, игрушками, природным материалом позволяют находить новые способы взаимодействия с объектами, примерять на себя разные роли: учителя, врача, мамы или папы и т. д. Игры развивают воображение малышей
  • Стимуляция мотивации учебной деятельности. В игре ребёнок с удовольствием узнаёт новую информацию и выполняет задания.
  • Воспитательные:
  • В игре малыши учатся самостоятельно находить решение той или иной образовательной задачи. Например, если из кусочков картинки нужно сложить цельный образ льва (собаки, цветка и пр.), ребёнок сам определяет, с какого места он будет собирать изображение.
  • Воспитание саморегуляции. В младших группах этот компонент вписывается в игры с переодеванием, конструктором, мозаиками — дети учатся терпеливо выполнять весь порядок действий, не поддаваться эмоциональным порывам.
  • Формирование открытой коммуникативной позиции. Ребёнок через игру учится быть общительным, открытым людям.
  • Установка на сотрудничество. Ребята младшего дошкольного возраста учатся делиться игрушками, играть вместе.
  • Воспитание нравственных, эстетических представлений.

Задачи

Для реализации поставленных целей в младших группах ДОУ педагогу требуется решить ряд задач:

  • Приобщение ребят к эвристическому подходу получения новых знаний: дети, задавая вопрос «Почему?», получают не мгновенный ответ, а направление для поиска ответа. Например, если малыша интересует вопрос, какие животные домашние, а какие — дикие, воспитатель не перечисляет представителей того и другого вида, он даёт маленькой почемучке книгу с большими картинками или наборы карточек, разложенные по видам зверей: отдельно дикие, отдельно домашние, птицы и т. д.
  • Работа над развитием воображения. Например, во второй младшей группе уже можно просто предложить ребятам роль мамы, доктора, продавца, не вдаваясь в детали образов, а предоставив детям самим показывать характерные черты героев.
  • Тренировка мелкой моторики и координации. Удобными и увлекательными видами игр для младших дошкольников являются всевозможные шнуровки, мозаики. В первой младшей группе это могут быть картинки-основы, которые подкладываются под игровое поле и выкладываются подходящими по цвету фишками. Тренировке мелкой моторики в играх уделяется особое внимание, поскольку это способствует развитию речи
  • Воспитание дружественного отношения к другим детям.

Приёмы

При организации игровой деятельности с младшими дошкольниками педагог использует ряд приёмов.

Словесные

Ключевое значение для развития речи малышей играет то, как часто и в каком объёме они слышат звучащую речь. Именно на вербальном факторе основывается подражательность в мимике, жестах, которые вскоре составят индивидуальный речевой образ ребёнка.

Словесные приёмы подразделяются на:

  • Объяснения. Педагог подробно описывает детям каждое игровое действие, направляет деятельность малышей в ходе проведения игры. Важно, чтобы указания были чёткими, доступными для ребят, без сложных предложений и непонятных слов.

Каждое действие педагог сопровождает пояснениями

  • Загадки. По мнению большинства методистов ДОУ, это самый удачный мотивационный приём для младшего дошкольного возраста. В своей практике при работе с сериями игр с Лисичкой, Зайчиком, Петушком и др., когда все игры предлагаются этими персонажами, именно с помощью загадок я объясняю детям, как выглядят зверушки, основные особенности их образа жизни. В первой и второй младшей группе загадки используются в основном с договорками, то есть ответы на них подбираются не только по смыслу, но и, прежде всего, по рифме:
  • Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый — краса!
    Как зовут её? (Лиса).
  • Растут на макушки,
    Длинненькие ушки.
    Он хоть и мальчишка,
    А такой трусишка!
    Ну-ка угадай-ка,
    Как зовётся? (Зайка).
  • Кто кричит во дворе,
    Будит нас на заре?
    У него есть перья, пух!
    И зовут его … (Петух).
  • Короткие сказки. Через этот приём педагог представляет малышам сюжет игры.

Например, в своей практике, когда я знакомлю малышей с геометрическими фигурами, в частности, с кругом, мы, конечно, вспоминаем сказку про Колобка. А перед тем как представить детям новую фигуру — квадрат, я рассказывают историю о том, что и в нашем детском саду живёт Колобок. Как-то он пошёл гулять и забрёл на футбольное поле, на котором мальчики играли в мяч. Колобок засмотрелся на игру и не заметил, как мяч у ребят улетел далеко-далеко. Они начали искать второй и заприметили Колобка. Наш круглый друг испугался, что его за мячик примут, но вдруг вспомнил, что у него есть носовой платочек. Он им прикрылся, мальчики его не заметили и пошли искать свой мячик. В результате мы с ребятами по примеру Колобка играем с платочками: прячем голову под платочком, прикрываем лицо под рифмовку. В некоторых случаях игры представляются героями — гостями занятия, приглашающими малышей в свой «Играй-город», где каждый этап путешествия — игра.

  • В работе с младшими дошкольниками ещё один словесный приём — чтение — применяется педагогом в процессе знакомства с героями игр (например, животными, растениями), историями, связанными с традициями народных игр. При этом именно в игровой деятельности он используется не слишком часто, так как малыши должны быть полностью вовлечены в процесс подготовительного этапа игры, а сами они ещё не читают. То есть пока педагог будет читать, внимание может быть потеряно.

Словесные приёмы — самые продуктивные для повышения мотивации воспитанников

Наглядные

Наглядно-образное мышление дошкольников обуславливает то, что для любого вида деятельности им важно видеть:

  • картинки (исходя из характера активности — с изображениями детей, выполняющих игровые действия);
  • демонстрационные материалы (это могут быть видеоролики, презентации для знакомства, к примеру, с правилами народных игр, или «проигрывание» воспитателем всех действий игры).

Практические

Ребята выражают свои игровые образы, впечатления от игры в продуктах творческой деятельности:

  • рисунках (для первой младшей группы в виде раскрасок с героями игры, для второй подойдёт обведение картинок по контуру);
  • аппликациях (из заготовок, сделанных педагогом);

Процесс игры — самый важный продукт этого вида деятельности

  • лепке (с помощью простых элементов — «колбасок», «блинчиков», «шариков» из пластилина).

Виды игровой деятельности младших дошкольников в детском саду

В методической литературе можно найти несколько видов классификации игровой активности малышей. Однако в ДОУ общепринятой считается группировка игр, сочетающая содержание, форму организации игр и степень самостоятельности ребят.

Дидактические игры

Такие игры используются при:

  • знакомстве с новым обучающим материалом (например, в процессе рассмотрения особенностей разных времён года дети складывают пазлы из четырёх крупных элементов с изображениями картин природы);
  • закреплении полученных знаний, умений и навыков (к примеру, соединяя две части картинки, одна из которых — отличительный знак сезона, а вторая — подходящая для этого времени года одежда, малыши закрепляют темы «Времена года», «Сезонная одежда»).

Дидактические игры имеют:

  • чётко обозначенные игровые действия для каждого участника;
  • правила;
  • цель и предполагаемый конечный итог.

Группировка дидактических игр основывается на нескольких принципах.

По содержательному компоненту

По своему содержанию дидактические игры могут быть:

  • Логические или математические. В младшем дошкольном возрасте дети получают первичные представления о простых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), поэтому этот вид игр представлен в основном играми со счётными палочками, которыми малыши выкладывают изученные формы, а также составляют с их помощью домики для игрушек, посетивших занятие.
  • Сенсорные. Для первой младшей группы это особенно важный вид игр, ведь с его помощью дети знакомятся с названиями цветов, размерами. Так, в игре «Собери урожай» малыши в разноцветные ведёрки собирают элементы конструктора подходящего цвета, а для усложнения — ещё и определённой формы или размера.
  • Словесно-речевые. Для малышей два вида дидактических игр объединены в один, так как в чистом виде ребятам, которые ещё не знакомы с буквами и закономерностями составления предложений, эти игры не по силам. А вот такие игры, как, например, «Обвожу и называю», когда малыши обводят детали игрушек, машинок на картинках и называют, что это, вполне доступны для понимания 2–4-леток.
  • Музыкальные. Эти игры применяются чаще всего именно на музыкальных занятиях. Они направлены на развитие чувства ритма, слуха у малышей, а также знакомство со звуками природы. Примером может быть игра «Курица, цыплята, петушок»: ребята первой младшей группы угадывают, кто как «говорит», ориентируясь на издаваемые педагогом звуки.
  • Природоведческие. Поскольку эти игры имеют характер опытов, то проводить их начинают обычно со второй младшей группы. К примеру, при знакомстве со свойством песка принимать форму ёмкости, в которую его насыпают, малыши экспериментируют с разными формочками для куличиков.

Природоведческие игры знакомят ребят с объектами и явлениями природы

  • Для ознакомления с окружающим миром. В младшем дошкольном возрасте эти игры связаны, как правило, с освоением разных видов деятельности. Так, дети, рассматривая картинки, отбирают те, на которых персонажи отдыхают, играют, работают.

В эту же классификацию включены деловые игры как форма организации учебной деятельности с целым рядом особенностей проведения, благодаря которым некоторые методисты относят такие игры не к видам игровой деятельности, а к типу занятий. В любом случае в младшем дошкольном возрасте деловые игры не проводятся.

По дидактическому материалу

Эта классификация разделяет обучающие игры на:

  • манипуляции с предметами и игрушками (в частности, когда роль персонажей выполняют природные материалы — каштаны, шишки и пр.);
  • настольно-печатные (пазлы, лото, домино); пазлы для ребят младшей группы должны быть с крупными элементами
  • интерактивные, подразумевающие использование интерактивной доски (не во всех детских садах материально-техническая база позволяет приобрести такое оборудование).

Некоторые методисты придерживаются мнения, что игры с предметами, игрушками относятся к сюжетно-ролевым играм. Однако есть одно характерное отличие: по содержанию игровой деятельности дидактические игры, и с предметами в том числе, направлены на обучение, а сюжетно-ролевые — на развитие (воображения, фантазии и т. д.).

Сюжетно-ролевые игры

Эти игры требуют от дошкольников определённого социального и игрового опыта. Поэтому в первой младшей группе они используются редко и проводятся в тех случаях, когда общее развитие детей находится на достаточном уровне и только с непосредственным участием воспитателя. Обычно сюжетно-ролевые игры вводятся в образовательный процесс во второй младшей группе. Среди наиболее доступных для понимания детей 3–4 лет форм такого вида игровой деятельности:

  • бытовые (малыши знакомятся со статусными ролями в семье, например, в игре «Дочки-матери»); сюжетно-ролевые игры сначала проводятся под руководством взрослого, постепенно его участие сводится к минимуму
  • профессиональные (играющие примеряют на себя роли доктора, продавца);
  • игры на патриотические темы (войнушки, стрелялки у мальчиков);
  • игры по мотивам сюжетов просмотренных мультфильмов, когда ребёнок действует от имени персонажа.

Сюжетно-ролевые игры, как правило, носят характер самостоятельной деятельности, но в младшей группе проводятся под руководством педагога, направляющего и объясняющего игровую суть по ходу дела.

Подвижные игры

Самый любимый у детей любого возраста вид занятий. Подвижные игры не только способствуют укреплению здоровья, но и развивают внимательность, память, ловкость, а также помогают разнообразить виды активности на занятиях.

Среди применяемых в работе с детьми младшего дошкольного возраста подвижных игр можно выделить:

  • подражательные, требующие попрыгать «как зайчики», потопать «как медведь» и т. д.;
  • сюжетные (к примеру, «Гуси-лебеди», «Лохматый пёс»), требующие от детей знания сюжета литературного произведения, на основе которого игра придумана;

В сюжетных подвижных играх очень важно донести до ребят фабулу истории, которую они будут разыгрывать

  • с правилами («Прятки», «Салки» и др.) — бессюжетные игры с правилами;
  • соревновательные — в беге, прыжках (проводятся, начиная со второй младшей группы, когда ребята уже имеют некоторые представления о том, что значит состязание);
  • хороводные (большинство народных игр, например, «Ручеёк»).

Театрализованные игры

Театрализованная игровая деятельность может проходить в виде:

  • драматизации, то есть малыш выступает в роли артиста, создающего образ вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • режиссёрской игры, начиная со второй младшей группы (ребёнок выступает в роли кукловода плоских, объёмных игрушек).

Драматизация в первой и второй младшей группе представлена в форме:

  • имитации (когда дети показывают животных, например);
  • инсценировки (малыши показывают отрывки изученной сказки).

Сюжеты известных сказок — самый благодарный материал для ролевых сценок

Режиссёрские игры, как уже было отмечено, подразумевают руководящую роль ребёнка. При этом они основываются на владении куклами разных видов театра. Поэтому в силу возраста дети второй младшей группы осваивают лишь:

  • кукольный (ребята показывают элементарные сюжеты пальчиковыми куклами, бибабо);
  • театр на фланелеграфе (персонажами являются фигурки из фетра, которые липучками крепятся на доску);
  • баночный (герои постановки — стаканчики, баночки, ложки, то есть «артисты», сделанные из подручного материала).

В ряде методической литературы говорится о досуговых играх, организуемых на прогулках, в процессе проведения утренников и развлечений. К этой группе относят народные игры, а также некоторые подвижные игры.

Игры-упражнения для пальчиков

Пальчиковая гимнастика в младшем дошкольном возрасте играет ключевую роль для развития мелкой моторики, стимуляции речевого развития. Эти игры проводятся как в качестве физкультпауз на занятиях, так и в виде отдельных упражнений до или после выполнения режимных моментов, на прогулке. Тематика игр подбирается обычно под тему занятия, на котором проводится.

Пальчиковая гимнастика — обязательный элемент любого занятия в младшей группе

Примеры пальчиковых упражнений:

  • Осень.
    Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
    Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)
    Птицы к югу полетели, — (Изображаем крылья)
    Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши).
  • Овощи.
    В огороде много гряд, (Сжимаем и разжимаем пальцы)
    Тут и репа, и салат, (Загибаем пальцы поочерёдно)
    Тут и свёкла, и горох,
    А картофель разве плох?
    Наш зелёный огород (Хлопаем в ладоши)
    Нас прокормит целый год.
  • Домашние животные.
    Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя)
    И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди)
    В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд)
    А цыплятки не нырнут. (Грозим пальчиком).

Проведение игр в первой и второй младших группах ДОУ

В игре дошкольники усваивают правила поведения в обществе, проигрывают различные роли.

Принципы организации игр

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) установлены требования к организации и проведению игр любого вида в детском саду:

  • Принцип активности. Это требование считается основным для игровой деятельности, нуждающейся в проявлении физической и интеллектуальной инициативы играющих.
  • Принцип открытости и доступности. Все игры в детском саду должны быть понятными целевой аудитории. То есть выкладывание замысловатых картинок мозаикой для воспитанников первой младшей группы будет ещё сложно, а вот повторение готового рисунка элементами этой игрушки — вполне по силам.
  • Принцип динамичности. В младшем дошкольном возрасте ребята могут концентрировать внимание не более 15 минут. Такой хронометраж не отменяет необходимость смены видов деятельности на занятии.
  • Принцип наглядности. Заключается в том, что малыши должны видеть игровые действия, которые они будут выполнять. Например, в подвижных играх действия каждого играющего показывает воспитатель. Как вариант, все зрительные иллюстрации могут быть представлены на картинках, разложенных или висящих на уровне глаз ребёнка.
  • Принцип положительной эмоциональности. Только дружелюбное, открытое отношение к детям способно увлечь их общим видом активности.
  • Принцип коллективности. В младшей группе этот принцип реализуется тем, что дети заняты выполнением единого задания, но при этом работа осуществляется индивидуально каждым воспитанником.

Дети выполняют одинаковые задания, но в индивидуальном темпе и с помощью воспитателя при необходимости.

Принцип индивидуальности. В 1,5–4 года у малыша уже есть какие-то любимые виды занятий. Поэтому педагогу важно найти «ключик» к каждому воспитаннику.

Принцип состязательности. Дети 1,5–3 лет с трудом дают себе отчёт о том, что такое соревнование. Поэтому педагог знакомит малышей с этим понятием постепенно через оценку: сначала положительную всех воспитанников без исключения, а затем переходя к выделению наиболее успешных.

Принцип повторяемости. Обучающие и подвижные игры для знакомства с правилами и отработки игровых действий проводятся 3–4 раза в неделю, а для повторения — один.

Принцип самостоятельности. В младшем дошкольном возрасте это требование условно и возможно только в случаях, когда игра уже хорошо знакома детям.

Так, в игре с куклой «Оденем Зину по погоде» малыши первой младшей группы каждый день перед прогулкой вместе с воспитателем одевают куклу и к середине второго полугодия с этой задачей смогут справляться уже самостоятельно.

Повторяемость позволяет увеличивать степень самостоятельности детей при выполнении игрового задания

Принцип проблемности. В игре ребята учатся видеть решение проблемы там, где это незаметно сопернику. Например, сортируя картинки/игрушки/детали конструктора по цвету, дети сами ищут подходящие по цвету контейнеры.

Этапы организации игры

И в первой, и во второй младшей группе игры организуются по плану, соблюдение которого является залогом успешного проведения игры, без проволочек и сбоев. Воспитатель руководит игрой младших дошкольников следующим образом:

  1. Обеспечивает игру дидактическим материалом и необходимыми атрибутами.
  2. Расширяет представления детей об окружающем мире, мотивирует их к игровой деятельности.
  3. При необходимости повторяет правила игры (если игра новая, знакомит ребят с ними).
  4. Использует прямой метод руководства — показ.
  5. Даёт словесные указания, направляет игру.
  6. Побуждает дошкольников взаимодействовать друг с другом.
  7. Подводит итоги игры, проводит рефлексию (понравилось детям или нет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых педагогов "Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду"

Праздники - это важная составная часть воспитательного процесса. Она воздействует на формирование личности дошкольника....

Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду»

Детство – самая счастливая, но, к сожалению, необратимая пора жизни.Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь....

Подготовка, организация и проведения праздников и развлечений в детском саду

Консультация для педагогов«Подготовка, организация и проведение праздников и развлеченийв детском саду» Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздник...

Консультация для воспитателей «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду»

Консультация для воспитателей «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду»....

Организация и проведение прогулок в подготовительной группе детского сада "Родничок".

Актуальность темы:В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберега...

Организация и проведение «Часа свободного творчества» в детском саду.

Организация и проведение «Часа свободного творчества» в детском саду. Творческая активность, как качество личности проявляется уже в раннем детстве, когда ребенок настойчиво ищет и са...