Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников.
статья (подготовительная группа)

Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_troitskaya_l.v.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст считается периодом активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому актуальность нравственного воспитания (доброты, сочувствия, милосердия, чувства долга, чести, достоинства и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности еще в дошкольном возрасте. Это возможно осуществить специальными средствами организованного нравственно-этического воспитания и образования, органически вплетенного в деятельность дошкольников.

Одним из основных средств формирования нравственных качеств у дошкольников является художественная литература, поскольку она формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства у детей дошкольного возраста. 

Многочисленными исследованиями таких авторов, как М.М. Конина, Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.Н. Виноградова, Р.С. Буре, подтверждается тот факт, что художественная литература - это могучее действенное средство нравственного воспитания детей, поскольку дети в связи со своими возрастными особенностями, живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им произведения.

Ребёнок представляет в своём   воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, видит, слышит, обоняет и осязает прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

При чтении художественной литературы в основу формирующейся личности ребенка закладываются основные понятия о нравственных нормах. Через художественные образы у ребенка постепенно начинает формироваться определенная модель мира, частью которого является он сам. Нравственность, морально- ценностные ориентиры формируются под воздействием знаний и представлений, которые ребенок дошкольного возраста может узнать из прослушивания художественной литературы, а впоследствии бесед со взрослыми, которые позволяют понять мораль, скрытую в произведении. Так ребенок постепенно накапливает «моральный» багаж, который будет сопровождать его всю взрослую жизнь и который постепенно формирует определенную систему моральных ценностей.

 Особое отношение к прочитанному само по себе не возникает. Оно зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

 Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в нравственном становлении ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

Сказки, рассказы, басни являются одним из составляющих факторов социализации дошкольника, в которую входят системы запретов и поощрений, понятия дружбы и конфликта, доверия и осмотрительности. В качестве примера хотелось бы привести такие сказки, как «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка». Их объединяет то, что в каждой из них заложен запрет на нарушение правил, устанавливаемых взрослым. В сказке «Гуси-лебеди» затрагивается тема ответственности старшего ребенка перед младшим.  А в сказке «Иван Царевич и серый волк» главной негативной чертой характера является чрезмерное любопытство и пренебрежительное отношение к советам волка, что впоследствии будет стоить главному герою жизни.

Тем не менее стоит заметить, что в большинстве своем критические ситуации обратимы. У главных героев есть шанс исправить положение через собственно осознание своих ошибок и в итоге прийти к положительному результату. А испытания, через которые проходит герой, являются способом понимания негативных черт характера и своего рода необходимым испытанием для достижения счастья и гармонии с собой. В большинстве сказок, рассказов в мироощущение ребенка закладывается основа интуитивного благополучия личности: что он - самый лучший, самый хороший. И если случится что-то непредвиденное и трудное, то ему обязательно помогут и придут на помощь. Недаром в большинстве сказок и рассказов прямо или косвенно присутствует какая-то высшая сила, которая может подразумевать образ сильного взрослого, который обеспечивает своей житейской мудростью, прозорливостью и личностным опытом эмоциональную стабильность ребенка, который поможет выйти из трудной ситуации, подскажет советом или даст шанс на исправление ошибки. Последнее, наверное, стоит отметить особо, так как, став взрослым, он будет чувствовать себя увереннее, подсознательно ощущая то, что имеет право на ошибочное действие, которое можно впоследствии исправить, не боясь осуждения со стороны окружающих

В работе над художественным произведением для дошкольников можно определить   следующие задачи нравственного воспитания:

  • формировать желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами;
  • развивать способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;
  • формировать умение анализировать текст, давать оценку героям произведений, оценивать их поступки.

Эта работа строится поэтапно. На первом этапе формируется умение   чётко понимать, кто является главным героем произведения – носителем нравственных качеств, которые подвергаются анализу; идёт формирование    механизма анализа характера героев, выделение основных нравственных норм.

На этом этапе можно использовать небольшие по объёму произведения (короткие стихи, сказки, небольшие рассказы, басни, «вредные советы»); яркое, противоположное проявление нравственных качеств, не предполагающее неоднозначной трактовки; близость к опыту и интересам самих детей.

Наиболее значимым результатом этого этапа можно выделить сформированный алгоритм анализа характера героя.  В нем для каждого героя берётся   пять взаимосвязанных вопросов. Именно взаимосвязанность позволяет использовать ответы на одни вопросы для следующих суждений. Детям становится ясна логическая цепочка рассуждений, и задача перестает быть трудной. Это следующие вопросы: вопрос о действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).

На втором (основном этапе)  необходимо развивать мыслительные способности, стимулировать проявления желания иметь свою точку зрения, формулировать и отстаивать её, аргументируя и обосновывая; свободно оперировать нравственно – этическими понятиями, улавливать их нюансы и грани, многослойность и неоднозначность трактовки (добро с кулаками, ложь во спасение, унижающая жалость и т.д.); сопоставлять нравственные уроки, усвоенные в процессе изучения  образцов художественной литературы, и поступки героев одного нравственного направления из разных произведений.

Можно выделить следующие особенности литературных произведений для данного этапа: содержание произведения не позволяет дать однозначной оценки («хорошо», «плохо»); наличие в произведении процессов внутреннего борения героя с самим собой, с обстоятельствами, в которые он попал, с несправедливостью окружающей действительности, явного или скрытого  конфликта; возможность перенесения (наложения) нравственных уроков, полученных в результате работы над художественным произведением, в реальную жизненную ситуацию.  

Третий этап нацелен на развитие воображения, речевого творчества, активизацию проявления личностной и гражданской позиции; нахождение созвучности художественного произведения с музыкой, драматическим искусством, художественным творчеством; смешивание жанров, сюжетов, героев, их поступков, композиции, языка, внесение новых элементов в реальную жизнь и наоборот; видение результатов своей   работы и реальное их оценивание.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения, а также формирование нравственно-патриотических чувств. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе для него важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. И немаловажную роль в этом играет художественная литература.

Список литературы

  1.  Коневская Е. М. Формирование морально-ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С.31-34.  
  2.  Миронова Н.А. Учимся у книг: как помочь ребенку выбрать правильную линию поведения // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С.41-46. 
  3. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 5. - С. 16-17
  4.  Зябкина В.В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 59-62.
  5.  Ломбина Т.Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 68-88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Художественная литература как средство нравственного воспитания детей"

Проект направлен на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....

«Чтение художественной литературы как средство нравственного воспитания дошкольников»

quot;Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. . . "Эти слова выдающегося советского педагога В. А.Сухомлинского подчеркивают ве...

Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников».

Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». ...

Обобщение опыта по теме: «Художественная литература как средство нравственного воспитания»

нравственные качества необходимо формировать через чтение художественной литературы , так как испокон века книга растит человека...

Консультация для родителей: «Художественная литература, как средство нравственного воспитания дошкольника»

Консультация для родителей: «Художественная литература, как средство нравственного воспитания дошкольника»...

План работы по теме самообразования «Ознакомление с художественной литературой как средство нравственного воспитание дошкольников»

План работы с детьмиСентябрь«Я и моя семья»В.Осеева «Волшебное слово»-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;-развитие умений делать выводы;-воспитание...