Проект " Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников"
проект (подготовительная группа)

Толстова Наталья Анатольевна

Воспитывать интерес  и любовь к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud._lit-ra.pptx1.73 МБ
Файл proekt._hud._lit._kak_sred.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ №24 -4 Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников Проект для детей подготовительной группы. Подготовила: Толстова Н.А.

Слайд 2

Цель проекта: формирование у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческих заданий. Задачи проекта: 1. создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме; 2. пробудить желание к чтению книг; 3. развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки; 4. воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним; 5. обучить правилам обращения с книгой; 6. активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности, привлечь родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе; 7. поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов; 8. развивать память, речь, внимание, коммуникативные навыки.

Слайд 6

1- этап подготовительный 1.Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта. 3.Анкетирование на тему «Использование художественной литературы в семье». 4.Консультация для родителей. 5.Оформление книжного уголка. 6.Детям предложено совместно со своими родителями принести книги для выставок.

Слайд 7

2- этап проекта основной На улицах города В мире сказок Книжкина неделя

Слайд 8

3- этап- заключительный Анализ результатов проекта: 1. Выставка детских книг для данного возраста. 2. Выставка книг- самоделок, сделанных детьми совместно с родителями. 3.Конкурсы чтецов. Театрализованная деятельность. 4. Викторины по сказкам. Конкурсы рисунков. 5. Проведение праздников и досуговая деятельность.

Слайд 9

Работа с родителями Провели собрание с родителями по вопросу организации проекта в группе.

Слайд 10

Театрализованная деятельность «Муха Цокотуха»

Слайд 11

Месячник безопасности. « На улицах города» Чтение книг, встреча с сотрудниками ГИБДД, выставки книг, рисование безопасного маршрута

Слайд 12

НОД Художественный труд

Слайд 13

Конкурс для детей и родителей Книжки- малышки по правилам дорожного движения

Слайд 14

Уголок для родителей

Слайд 15

Книжкина больница Что случилось с этой книжкой? Изорвал ее мальчишка. Нужно книжечки помочь.

Слайд 16

Совместные праздники и развлечения Фольклорный праздник « Капустник»

Слайд 18

Показатели успешности литературного о бразования дошкольников служит Самостоятельное добровольное общение ребенка к книге. Заинтересованное слушание и участие в беседе. Умение общаться с книгой « один на один». Только совместная работа по принципу «педагог- ребенок- родитель» способствует достижению положительных результатов в литературном образовании дошкольников.

Слайд 19

СПАСИБО за внимание



Предварительный просмотр:

Проект на тему «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». Подготовительная группа


О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка - дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
И ещё. Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у детей резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.
Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать!
Проблема: непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;
незнание истории её развития и современного состояния;
поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой, не достаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям, замена книги на мультфильмы и компьютер, всё это приводит к серьёзной проблеме: у детей падает интерес книге, плохо развивается речь, познавательная активность. Полагаю, что партнёрское сотрудничество дошкольного учреждения и семьи поможет приобщить дошкольников к книге и процессу. Поэтому решила углубить работу в этом направлении.
В процессе беседы с детьми выявила, что дети не знают детских писателей и их произведений; не умеют выразительно рассказывать стихи, пересказывать знакомые произведения. Кроме того к большому нашему сожалению не все дети любят слушать, когда им читают, им интересны в основном иллюстрации. Если взять книгу со стихами или сказками, а на иллюстрации нет какого-нибудь героя, о котором идет речь, то книга становиться сразу "не интересная! " и дети категорически отказывается слушать! Что сделать для того, чтобы заинтересовать маленького слушателя?
Отсюда и возникла идея проекта «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». (Проект для воспитанников в подготовительной группе). В процессе проектирования происходит взаимодействие всех: и детей, и воспитателей, и взрослых. Начиная работу над проектами родители сами начинают включаться в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Паспорт проекта.

Вид проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, познавательно-игровой, творческий
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: 1.09.2020-30.09.2020
По профилю знаний: межпредметный
По типу объекта проектирования: социальный.
Продолжительность проекта – 1месяц
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Цель проекта: формирование у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческих заданий.
Задачи проекта:
1. создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;
2. пробудить желание к чтению книг;
3. развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
1. воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;
2. обучить правилам обращения с книгой;
3. активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности, привлечь родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
4. поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
5. развивать память, речь, внимание, коммуникативные навыки.
Разработка проекта:
• Донести до участников проекта важность данной темы;
• Создать развивающую среду: дидактические игры, иллюстрации, подобрать материал;
• Подобрать материал для продуктивной деятельности;
• Составить перспективный план работы.
Актуальность: В наше время приучить детей к книге, дать им возможность полюбить ее одна из задач стоящих перед педагогом, да и перед родителями! Ведь только хорошая книга научит ребят литературному русскому языку, она даст разыграться воображению ребенка, которое можно будет воплотить в художественной или музыкальной деятельности, создавая книжки иллюстрации и разыгрывая сцены из прочитанного произведения.
В наше время компьютеров и мобильных телефонов родители очень редко читают детям книги, легче включить мультфильм и ребенок смотрит, а родители занимаются своими делами. Поэтому в последнее время заметно снизился интерес к чтению у дошкольников. Современные дети проводят больше времени за компьютерными играми, телевизором, планшетами. Надо помнить, что дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Особое внимание следует уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
Поэтому мы решили разработать и провести данный проект в нашей группе.
Этот проект значим для всех участников проекта:
-У детей формируются навыки самостоятельности, активности по взаимоотношению с книгой.
Расширяются нравственные представления о содержании произведений детских авторов.
-Педагоги продолжают осваивать метод проектирования — метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
-Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Кроме того мы попытались распределить роли в проектной группе.
Воспитатель — организует НОД по произведениям детских авторов, оформляет фотовыставки по итогам проекта,
Дети — участвуют в познавательной деятельности, создают творческие работы.
Родители совместно с детьми — ищут произведения, читают, делают поделки своими руками.
Обеспечение проектной деятельности:
Материально — техническое: Аудиозаписи, мультфильмы, книги, иллюстрации, игры и игрушки, материал для творчества.
Диагностико — дидактический: конспекты непрерывной образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1.Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
2.Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
3.Повышение интереса к книге.
4.Дети знают и рассказывают об истории создания книги. Имеют представления о значении книги в жизни человека.
5.Знают и называют детских писателей и их произведения.
6.Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
Внешние продукты:
1. Выставка творческих работ детей (рисунки, поделки, книжки-малышки, отреставрированные книги)
2. Пополнение библиотеки группы

Внутренние продукты:
1.Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книг, понимают жанровые особенности книг.
2.Увеличилось количество заученного литературного материала.
3.Проявление потребности посещать библиотеку.
Формы работы:
- Беседы Презентации
- Развлечения                
- Выставки
- Консультации
- Экскурсии
- Совместная деятельность воспитателя и детей, воспитателя и родителей, родителей и детей
- Поисково – исследовательская деятельность
- Театрализованная деятельность

Технологичность проекта:
технология личностно – ориентированного взаимодействия;
технология игрового взаимодействия;
информационно – коммуникационная технология.

Этапы реализации данного проекта:
1 этап Подготовительный.
постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
подбор методической литературы для реализации проекта;
подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;
Анкетирование на тему: «Использование художественной литературы в семье»
Консультация для родителей «Прочитай мне сказку мама…», «Знакомство детей с художественной литературой», «Книга в жизни дошкольника», «Ребенок и телевидение: за и против».
Были предложены дидактические игры для проведения в домашних условиях «Я начну, а ты продолжи», «Угадай-ка», «Одним словом».
Родителям предложено совместно со своими детьми изготовить книжки-малышки «Мои любимые сказки», «Мои любимые стихи».
Оформление книжного уголка. Детям предложено совместно со своими родителями принести книги для выставок «Мои любимые сказки», «Мои любимые стихи», «Книги А. Барто», книжки по правилам дорожного движения.

2 этап Реализация проекта
Тема, цель и направления деятельности, сроки Мероприятия
01.09.2016-04.09.2016
«На улицах города».
Цель: способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Познание
Коммуникация
Социализация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество

1. Оформление уголка для родителей и детей с информацией о проекте.
2. Викторина по теме «Знаете ли вы ПДД? »
3. Беседы: «Знакомство с улицей», «Транспорт», «Светофор».
4.Рассматривание: грузового автомобиля, иллюстраций по ПДД, макета с изображением проезжей части улицы и тротуара.
5. Экскурсия в библиотеку.
6.Чтение художественной литературы:
1)В. Лебедев – Кумач «Про умных зверюшек»,
2)С. Маршак «Мяч», А.Северный«Светофор»,
3)В.Кожевников Светофор»,
4)С.Михалков «Бездельник светофор», загадки.
Целевые прогулки: Где мы гуляем, Рассматривание грузового автомобиля.
Экскурсия к перекрестку
«Зверюшки на дороге»
«Веселый светофор»
Аппликация «Грузовик»
Рисование «Светофор»
Лепка «Пешеходный переход»
07.09.2020 -17.09.2020
«В мире сказок»
Цель: расширять знания о русских народных сказках, о сказках А.С.Пушкина, учить передавать структуру сказки с помощью моделирования, оценивать характер героев
Познание
Коммуникация
Социализация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
1. Беседы: «Как появилась книжка», «Герои сказок добрые и злые», «Сказка ложь, да в ней намек»,
2. Экскурсия в библиотеку.
3. НОД «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций из сказок А.С. Пушкина знакомство с художественной литературой)
4. НОД «Нарисуй сказочного персонажа, а мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность)
5. НОД Игры дидактические «Кто есть кто?», «Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку», «Собери картинку»
6.Чтение художественной литературы (сказки А.С.Пушкина)
21.09.2020-30.09.2020
«Книжкина неделя»
Цель: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
«Книжкина неделя»
Познание
Коммуникация
Социализация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
1. Беседы: «Русский фольклор», «Сказки и былины», «Юмор в стихах и сказках» (знакомство с художественной литературой)
2. «Книжкина больница» Ремонт книжек
3.Чтение художественной литературы (список с.177 «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
4.Выставки книг
5.НОД «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций)
6. НОД «Нарисуй сказочного персонажа, а мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность)
7.НОД «Кто изготовил книгу?» (социальный мир)
8.НОД «В гости к литературным героям»
9.НОД Викторина «Дорогой сказок» (знакомство с художественной литературой)
10.НОД Игры дидактические «Кто есть кто?», « Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку».
11 НОД «Рукам забота – сердцу радость» «По страницам любимых сказок» (Лепка, аппликация)
3 этап Заключитель-ный этап Анализ результатов проекта
Выставки детских книг для данного возраста
Выставки книг-самоделок, сделанных детьми совместно с родителями
Викторина по сказкам
Показатели успешности литературного образования дошкольников служит:
Самостоятельное добровольное обращение ребёнка к книге
- Заинтересованное слушание и участие в беседе
- Умение общаться с книгой «один на один»
- Только совместная работа по принципу "педагог - ребенок - родитель" способствует достижению положительных результатов в литературном образовании дошкольников
Результат проекта:
1. В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Дети побывали в библиотеке, познакомились с разделами библиотеки.
2. Проект был связан и с безопасностью дорожного движения, т.к. сентябрь обычно в стране объявляют месячником безопасности, что способствовало развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
3.Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению.
4.Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества. Все участники проекта получили массу положительных эмоций.
Продукт детской деятельности:
1.Оформлены стенды.
2.Альбом “Книга – лучший друг” (пословицы, поговорки, загадки о книге);
3.Библиотечка в группе, в уголке для чтения
4.Разработаны и оформлены правила пользования книгой.
5.Изготовлены закладки для книг.
6.Выставки рисунков детей.
Ресурсы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-6-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-208с.
2. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги».
3. Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
4. Наглядно- дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
6. Ушакова О.С : « Развитие речи детей 5-7 лет». М.: Сфера, 2015
7. Ушакова О.С. « Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». М.: Сфера, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников".

Представляю Вам свой прект по теме: "Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании среднего дошкольного возраста"...

Проект "Художественная литература как средство нравственного воспитания детей"

Проект направлен на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....

«Чтение художественной литературы как средство нравственного воспитания дошкольников»

quot;Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. . . "Эти слова выдающегося советского педагога В. А.Сухомлинского подчеркивают ве...

Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников».

Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». ...

Консультация для родителей: «Художественная литература, как средство нравственного воспитания дошкольника»

Консультация для родителей: «Художественная литература, как средство нравственного воспитания дошкольника»...

Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников.

Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста....

План работы по теме самообразования «Ознакомление с художественной литературой как средство нравственного воспитание дошкольников»

План работы с детьмиСентябрь«Я и моя семья»В.Осеева «Волшебное слово»-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;-развитие умений делать выводы;-воспитание...