План по самообразованию педагога Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)

Фоменко Оксана Геннадьевна

План по самообразованию педагога Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        План по самообразованию педагога

                 «Нравственно-патриотическое воспитание детей

                             старшего дошкольного возраста»

                                            (2021-2022 учебный год)

                                                               

                                                                                              Выполнила:

                                                                                              воспитатель Фоменко О.Г.

                                                       г. Ставрополь.


Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Фоменко О.Г.

2021-2022 учебный год г. Ставрополь.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить учебную, справочную и научно- методическую литературу по данной теме. Систематизировать работу по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в.

Задачи:

Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Воспитывать уважение к труду.

Развивать интерес к русским традициям и промыслам. Формировать элементарные знаний о правах человека. Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы и творческие способности, иметь личное время для занятий любимым делом.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Актуальность

Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей,

направленное на раскрытие и формирование

общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.

Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс.

В основе его лежит развитие нравственных, чувств.

Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед

собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны,

любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к, доступным ребенку, явлениям общественной жизни.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Формы работы с детьми:

совместная деятельность воспитателя с детьми :

индивидуальная работа с детьми

свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

анкетирование родителей консультации

индивидуальные и групповые беседы

оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)

привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей (с использованием ИКТ).

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей :

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,

пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников : повышение педагогической компетенции по теме самообразования; пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы; повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в

контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

План самообразования воспитателя

Содержание работы Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».

Зацепина М. Б «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание».

Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».

Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. Изучение нормативных документов, периодических изданий. Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет - ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях. Участие в профессиональных конкурсах. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. Освоить формы работы с родителями. Проведение анализа. Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

Работа с детьми по теме самообразования

Месяц Название темы Задачи

Содержание работа с детьми работа с родителями

Сентябрь- Изучение литературы по нравственно –патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Уточнить средства, методы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно- патриотическому воспитанию. Рассматривание иллюстраций, фотографий Ставропольского  края.

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Беседы на тему «Моя малая Родина г.Ставрополь», «Моя семья». Беседы с родителями о необходимости познакомить детей с родным городом, растительным и животным миром края.

Октябрь- Патриотический центр

"Мы живем в России" Обогатить развивающую среду в группе, а именно патриотический центр. Создание мини –музея «Моё - родное Ставрополье».

Подобрать и разместить в центре игры (настольно печатные, дидактические, альбомы (фото (природа, животные) и иллюстрации). Рассматривание альбомов, разучивание стихотворений, чтение сказок.

Создание фотоальбома «Достопримечательности родного города». Демонстрация презентаций «Символы России» Создание фотоальбома «Моя малая Родина» Проведение мероприятия  (флешмоб) «День Отца».

Ноябрь- «Хорошо у нас в саду» Упражнять детей в проявлении сострадания внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам. Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге; Формировать чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Рассматривание иллюстраций в книжках, фотографий игр и занимательной деятельности. Беседы о культуре поведения в детском саду. Беседы о детском саде, экскурсия по территории детского сада «День туриста», посещение выставок. Беседа с родителями о необходимости познакомить детей с правилами поведения, общения со сверстниками. Папка передвижка «Правила поведения для воспитанных детей»

Декабрь- «Зимние забавы» Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Развивать творческие способности; Выставка поделок «Зима –волшебница».

Расширять представления о животном и растительном мире родного края. Рассматривание иллюстраций. Ознакомление с традициями и играми русского народа, родного края. Проведение подвижных, музыкальных и малоподвижных игр. Совместное развлечение «Зимние забавы».

Январь - "Папа, мама я и ты мире доброты" Подвести детей к анализу, что добро побеждает зло, и что для добрых поступков, достаточно иметь желание и смелость.

- дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа. С помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать, оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей, отражать свои впечатления в рисунках. Чтение и пересказ сказки «Заюшкина избушка» Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты для драматизации известных русских народных сказок. Дидактическая игра ««Оцени поступок» Создание книжек малышек на тему: "Что такое хорошо –что такое плохо". Совместное творчество с родителями.

Февраль - «Наши защитники» Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. Пополнить уголки творчества (музыкально –театральный,

изо) шаблонами, раскрасками, трафаретами – узорами, костюмами, элементами костюмов) – для самостоятельной деятельности. Беседы «Кто такие защитники», Создание стенгазеты «Мой папа-герой».Чтение художественной литературы. Создание альбома «Семья и спорт» Спортивное развлечение « Весёлые старты с папами » Выставка поделок «Подарок защитникам» Привлечь родителей к оформлению альбома «Семья и спорт»,

Март - «Мой дом – моя семья» Воспитывать привязанность детей к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Развивать самопознание и воспитывать уважение к себе. Беседа «Я и моя семья» Праздничный утренник.

Рассматривание иллюстраций о семье, составление рассказов о маме, бабушке. Чтение стихотворений о членах семьи. Привлечь к участию в выставке поделок, созданию альбома «Моя семья», «Генеалогическое древо моей семьи».

Апрель -  «День Земли»

Формировать бережное отношение к природе, понимание значимости в жизни человека. Познакомить с правилами поведения на природе.

Коллективная работа «Наша планета»

Посадка семян цветов, наблюдение за ростом, наблюдение за веточкой в вазе.

Консультация: «Знакомим с миром природы». Привлечь к оформлению плакатов «Береги планету нашу»

Май «День победы» Познакомить детей с историей праздника 9 мая. Формировать чувство уважения к подвигу людей, ветеранов. Способствовать развитию у детей понимания общечеловеческих ценностей Рассматривание иллюстраций о воинах.

Слушание военных песен. Беседы о подвигах людей. Чтение художественной литературы.

Предложить родителям побеседовать с детьми о Великой отечественной войне.

Оформление папки -передвижки "Победе -75 лет"

Список литературы:

Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».

Зацепина М. Б «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание».

Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».

Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С.

// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

План по самообразованию педагога. Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала».

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно м...

План по самообразованию По теме: «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» На 2022 -2023 учебный год

План по самообразованиюПо теме: «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»На 2022 -2023 учебный год...