Семинар – практикум «Успешный педагог»
консультация

Панкрушина Татьяна Сергеевна

Цель: Активизация и развитие специальных педагогических знаний, умений, навыков, значимых личностных свойств и ценностных ориентиров.

Задачи:

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • создание условий для формирования уверенности в собственных силах;
  • создание условий для развития и саморазвития профессиональной компетентности, рефлексии и профессиональной успешности педагогов;
  • поддержка молодых педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_seminar_-_praktikum_uspeshnyy_pedagog.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Подснежник» городского округа Рефтинский

Семинар – практикум «Успешный педагог»

Автор: Панкрушина Т.С. – воспитатель высшей квалификационной категории.

Цель: Активизация и развитие специальных педагогических знаний, умений, навыков, значимых личностных свойств и ценностных ориентиров.

Задачи:

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • создание условий для формирования уверенности в собственных силах;
  • создание условий для развития и саморазвития профессиональной компетентности, рефлексии и профессиональной успешности педагогов;
  • поддержка молодых педагогов.

Ход семинара-практикума:

Приветствие педагогов, информирование о теме семинара – практикума.

Прошу внимание на экран (просмотр мультфильма)

Что такое «Успешный педагог»?

Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.

Ведь профессиональная адаптация молодого специалиста заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, её тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

В течение всего дошкольного детства одним из основных «авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель. Это, прежде всего личность, со своими желаниями и особенностями, способностями и талантами.

Экспресс – диагностика «Букет настроения»

Прислушайтесь к своему внутреннему состоянию и возьмите из вазы тот цветок, который соответствует вашему настроению (педагоги берут один цветок, ведущий озвучивает значение настроя молодых педагогов).

Итак, если вы выбрали красный цветок, то вы активны, энергичны.

Если вы выбрали жёлтый цветок, то вам весело, вы радостны.

Если вы выбрали синий цветок, то вы чувствуете усталость, вам грустно.

Ну а если вы выбрали белый цветок, то вы спокойны, умиротворены.

Теперь предлагаю соединить выбранные вами цветы в один букет.

Что можно сказать о настроении нашей группы? (оно у всех разное)

Так и в детском коллективе каждый ребёнок со своими мыслями и рассуждениями, со своими особенностями желает быть понятым и принятым. И от того, как правильно и насколько быстро молодой воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать жизнь детей в условиях дошкольного учреждения, зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, общительными и любознательными, или же они вырастут беспокойными, импульсивными, настороженными, замкнутыми.

В связи с этим возникает вопрос о формировании творческой личности воспитателя. Творческая личность воспитателя может быть сформирована только при условии развития профессиональной педагогической культуры.

Перед вами на слайде изображена модель педагога и те компетенции, которых от педагога требует ФГОС ДО и профессиональный стандарт педагога.

Профессиональная педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения – интегративное качество личности, представленное единством когнитивного, ценностного, инновационно-технологического, личностно-творческого компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры:

  1. Когнитивный компонент.

Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Воспитатель должен четко знать концептуальные основы воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Развитие когнитивного компонента способствует освоению современных форм, средств, методов и технологий осуществления педагогической деятельности.

Конструктивные умения – умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы в работе с детьми, соблюдать принципы деятельностного подхода в реализации образовательного процесса.

Исследовательские умения – умение изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка, результативность образовательного процесса (педагогическая диагностика).

Проектировочные умения – умение разрабатывать рабочие программы, разрабатывать и писать планы, проекты, сценарии.

Мобилизационные умения – умение находить в себе силы в сложных ситуациях, и выходить с честью и достоинством, быстро и рационально решать.

Коммуникативные умения – умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием, общение с детьми, родителями, коллегами.

Организаторские умения – умение включать детей в различные виды деятельности, соответствующие их возрасту и психологическим особенностям.

Аналитические умения – умение анализировать свою деятельность.

  1. Ценностный компонент.

В качестве основных педагогических ценностей выделяются:

человеческие – ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;

духовные – совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;

практические – способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой воспитательно-образовательной системы, педагогические технологии, включающие обучающихся в различные виды деятельности;

личностные – индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.

  1. Инновационно-технологический компонент.

Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования.

Для успешной реализации образовательной программы в ДОУ внедряются здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологии детского экспериментирования и осуществления проектной деятельности. Воспитатель должен четко знать эти технологии, их цели, задачи, содержание, условия внедрения в образовательный процесс, эффективность предполагаемого результата.

  1. Личностно-творческий компонент.

Педагогический труд не творческим не бывает, творческие люди проявляют способности во всем. И не обязательно осваивать профессию художника или скульптора, чтобы быть оригинальным и креативным человеком. Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Творческий воспитатель – это профессионал способный создавать в педагогическом процессе качественно новые материальные и духовные ценности. Творческой личности воспитателя присущи: особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда.

Необходимыми качествами воспитателя, работающего с дошкольниками, должны быть: уравновешенность, высокая мобильность нервной системы, эмоциональная устойчивость, хороший уровень интеллектуального развития, высокий уровень воображения.

В современных условиях все больше появляется педагогов-мастеров своего дела... Что же может выступать источниками творчества? (Ответы педагогов)

  • анализ учебно-воспитательного процесса, выявление «узких мест» и «западающих» проблем;
  • изучение опыта коллег;
  • чтение научной литературы;
  • картотека интересных фактов, высказываний;
  • вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;
  • общение с коллегами, друзьями, воспитанниками.

Единство ценностного, когнитивного, инновационно-технологического и личностно-творческого компонентов обеспечивают в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, воображения. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей способностью человека. А с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Сейчас мы проверим это на практике.

Методика «Дорисовывания фигур»

Предлагаю определить уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы по методике дорисовывания фигур Ольги Михайловны Дьяченко, доктора психологических наук.

Необходимо данные фигуры превратить, например, в подарки для детей.

(время работы 2-3 мин., звучит спокойная музыка)

Интерпретация методики

Оценить вы себя сможете самостоятельно.

Показатель гибкости воображения – изображения не должны повторяться.

Показатель проработанности изображения, степень его детализации – количество дополненных элементов (норма для 7 лет – 4-5 элементов).

Показатель оригинальности изображения.

Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

«Каждый воспитатель – артист». Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. С какой интонацией педагог может говорить?

Тихо, громко, требовательно, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно.

Упражнение «Азбука Эмоций»

У успешного педагога должна быть высокая мобильность нервной системы, эмоциональная устойчивость. Сейчас я предлагаю вам взять задания. Прочитав его, вам требуется изобразить эмоции разными частями тела, а коллегам догадаться.

Обида – голова, любопытство – нос, грусть – губы, злость – пальцы, восторг – ноги, руки, гордость – плечи, радость – ноги, страх – колени, удивление – глаза, стыд – руки.

И всё же, что же такое успех?

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. Может ли успех быть одинаковым для всех? Нет.

Мы довольно часто употребляем это слово в разговорах, но порой не задумываемся, что каждый под этим подразумевает исключительно свое определение. А как вы считаете, что такое успех? (Ответы педагогов).

- «Это когда ты на минуту останавливаешься и думаешь: «А я доволен собой!».

- «Успех – это когда можно реализовывать свое реальное (формировать свое тело, накапливать свое имущество, получать признание в обществе, власть)».

- Мужчины расценивают успех как количество машин, домов, заключенных сделок, а многие женщины ко всему этому добавляют – создание семьи.

- Для одного педагога успех, если ребенок пришел в детский сад с радостью, а для другого победа в международном конкурсе.

Итак, «Успех в жизни – это достижение своих истинных, настоящих целей и устремлений».

Формулы успеха нет. Для каждого человека она индивидуальна. Как и сам человек. Что же необходимо для достижения успеха?

Это качества характера и свойства личности, присущие всем успешным людям.

1.Вера в себя

Тот, кто верит в свое «предназначение», позитивно и трезво оценивает свои возможности, уже обладает неплохим потенциалом для достижения своих целей.

2. Открытость и стремление к новому, желание учиться и развиваться.

Многие люди старшего поколения по абсолютно непонятным причинам отказываются пользоваться интернетом, сколько ни убеждай их и не показывай примеров практической выгоды. Они просто:

а) не стремятся понять что-то новое, считая это ерундой;

б) они руководствуются в жизни эмоциями и стереотипами, даже не пытаясь взглянуть на ситуацию как-то по-новому и более широко.

А вот успешные люди, наоборот, открыты к новым знаниям, идеям и технологиям, новым людям. Что позволяет им легко ориентироваться в меняющейся обстановке и налаживать деловые контакты с другими людьми.

3. Трезвый и ясный взгляд на окружающую действительность.

Пожалуй, не помешает даже КРИТИЧНЫЙ взгляд на вещи. Вы должны видеть, как ваши усилия меняют жизнь и что нужно сделать, чтобы ее изменить. Обязательно надо уметь планировать и анализировать свои действия.

Эти качества - обязательный фундамент, но еще не успех. Не ждите от судьбы подарков. Помните, алгоритм успеха очень прост. Захотел – Спланировал – Сделал.

Что же объединяет успешных людей? Дело не только в таланте и врожденных способностях.

Давайте разберёмся вместе. Вам предложены качества, отличающие успешных людей и описание к ним. Ваша задача их сопоставить и озвучить.

Качества успешных людей

Отличительные особенности

1. Активность

Ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу

2. Креативность

Рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их

3. Ответственность

Готовы отвечать за свои поступки и решения

4. Уверенность

Верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере

5. Коммуникабельность

Умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи

Успеху можно научиться. Для этого надо смотреть внутрь себя. Искать своё предназначение, свои таланты и «изюминки». Использовать грамотно свои качества и быть похожим только на себя самого, любую информацию пропускать через фильтр «а насколько это подходит именно мне?»

На этом пути очень много шансов не только достигнуть успеха, но и стать счастливым.

В нашем разговоре об успешности хотелось бы познакомить вас притчей.

Притча «Бабочка»

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка всё также рвалась к свету. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял ножичек и разрезал кокон. Бабочка тотчас вылетела. Но её тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но этого не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла взлететь.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас.

Упражнение «Сосуд радости»

Можно ли назвать педагога успешным, когда дошкольная жизнедеятельность приносит ребенку огорчение?

Какие условия необходимо создавать, чтобы образовательный процесс был радостным для ребенка? (Ответы участников)

  • видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё («Все дети талантливы»);
  • создавать ситуации одобрения, поддержки, доброжелательности, любить детей;
  • понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
  • вовлекать детей в разные виды деятельности, помогать им реализовать себя («В каждом ребенке - чудо, ожидай его»), делать образовательный процесс интересным, окружить ребенка творчеством;
  • больше играть с детьми, создавать ребенку среду для положительных эмоций, организовывать для детей праздники и развлечения;
  • постоянно пополнять развивающую среду ДОУ.

Педагога можно назвать успешным, когда он создает ситуации успеха в образовательном процессе и видит положительные результаты своего труда.

Игра «Пирамида успешного педагога» (построить из кубиков пирамиду с необходимыми качествами успешного педагога)

Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить полученную информацию. Попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Данная линия действий может в этом помочь. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

Упражнение: «Мыльные пузыри»

Сейчас я предлагаю вам проанализировать сегодняшний семинар – практикум. На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вправо и влево летят мыльные пузыри с вашими мыслями. На пузырях справа напишите положительные моменты от сегодняшнего семинара-практикума, а на пузырях слева – отрицательные».

Упражнение: «Ресурсный мешочек»

У каждого человека есть свой собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.

И чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я со своими ребятами приготовили для вас ресурсный мешочек. Пусть этот талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом и педагогическом потенциале. Вы можете его поместить на свой педагогический стол, чтобы он вам постоянно напоминал о том, что у вас есть свой собственный внутренний ресурс.

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.

Всем спасибо за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов "Как успешно провести родительское собрание"

Сценарий семинара - практикума для педагогов "Как успешно провести родительское собрание"...

Семинар-практикум для педагогов «Как успешно провести родительское собрание»

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья, именно от неё зависит, каким вырастет человек.За воспитание и развитие детей несут ответственность родители, а все другие социальные и...

Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реал...

Семинар практикум "Взаимодействие педагогов и семьи по вопросу успешной адаптации детей к детскому саду".

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е...

Семинар— практикум для педагогов: «Использование технология «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.Задачи:Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.Познакомить с принципами...

Семинар-практикум для педагогов "Формирование совладающего поведения у педагогов, способствующее успешной реализации своей профессиональной деятельности, в контексте психолого-педагогического сопровождения.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах совладающего поведения, профилактика синдрома эмоционального выгорания.Задачи:познакомить с понятием, компонентами, стратегиями...

Семинар-практикум для педагогов "Секреты успешной работы с родителями"

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:-Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимоде...