Педагогические условия включения родителей в планирование воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
статья

Налимова Елена Анатольевна

МАтериал будет полезен для педагогов ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия включения родителей в планирование

воспитательного процесса в дошкольном образовательном

 учреждении

Реализация на современном этапе Федеральных государственных образовательных стандартов выдвигает новые задачи перед дошкольными образовательными учреждениями. Взаимодействие с семьей выступает важнейшим требованием организации образовательного процесса в ДОУ. В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что родители, являясь первыми педагогами, обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, стать активными участниками образовательно-воспитательного процесса во взаимодействии с педагогами ДОУ. Реализация этой важнейшей задачи связывается с возрождением и всемерным укреплением социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы российского общества.  

Семья является благоприятной средой для воспитания, развития нравственного сознания, эмоционально-волевой сферы детей. Семья – первый коллектив для ребенка, который дает ему представления о жизненных целях и ценностях, определяет его нравственные ориентации. Понимание значимости семьи, обоснование необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей было осуществлено великими педагогами и мыслителями еще в прошлых столетиях. Эти идеи развиваются в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Флебеля, наших соотечественников А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Учеными доказано, что именно в семье на этапе дошкольного детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в даль¬нейшем (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.Ф. Вишнякова, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Ф.Лазурский, Н.С.Лейтес, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова, СЛ. Рубинштейн и др.).

        Современное дошкольное образовательное учреждение, признавая семью базовой основой социокультурного становления личности, не в полной мере использует в воспитательном процессе педагогический потенциал семьи. Это объясняется тем, что включение родителей в планирование и организацию воспитательного процесса требует особых усилий от педагогов: необходимость совершенствования форм и методов сотрудничества ДОУ с семьей с учетом изменяющихся социальных реалий, разработок вариативных программ и воспитательных мероприятий в соответствии с запросами родителей как заказчиков образовательного процесса, развития умений педагогического консультирования и взаимодействия с родителями как партнерами по воспитанию детей. Анализ работ по педагогическому взаимодействию (Л.В. Байбородовой, В.Н. Белкиной, Ю.А. Конаржевского, Е.В. Коротаевой, Г.Г. Кравцова, В.Д. Шадрикова) показывает, что основное внимание ученых направлено на изучение проблем взаимодействия семьи и школы. Предложенные ими технологии не в полной мере учитывают специфику дошкольной образовательной организации. На сегодняшний день актуализируются задачи методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений в русле единой государственной политики.

Проведенный нами анализ исследований по проблеме включения родителей в планирование и организацию воспитательного процесса в ДОУ позволяет нам сделать вывод о недостаточной изученности данной проблемы в настоящее время. Анализ этой проблемы на практике работы ДОУ показывает, что включение родителей в планирование воспитательного процесса чаще всего не носит планомерного и целенаправленного характера и проявляется обычно как результат индивидуальных интересов и интуиции педагогов и руководителей ДОУ, а не как результат реализации научно-обоснованных педагогических подходов.

Таким образом, возникают противоречия между:

- ориентацией государства на вовлечение родителей в воспитательный про-цесс и неготовностью дошкольных образовательных организаций к решению этой задачи;

- возможностью планирования и организации воспитательного процесса на основе активного сотрудничества педагогов и родителей и недостаточностью теоретических исследований данного взаимодействия;

- востребованностью потенциала семьи в воспитательном процессе ДОУ и недостаточностью методических разработок по включению родителей в планирование и этого процесса в практике современного образования.

Выявленные противоречия легли в основу разработки модели включения родителей в планирование воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Модель включает в себя взаимообусловленные компоненты: целевой, теоретико-методологический, содержательный, технологический и результативно-оценочный.

Целевой блок – представляет цели и задачи включения родителей в планирование воспитательного процесса ДОУ. Стратегический вектор связан с возрождением и укреплением социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы российского общества. Цель – теоретически обосновать и апробировать на практике условия включения родителей в планирование воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Теоретико-методологический блок модели связан с выбором в качестве ведущего аксиологического подхода к решению проблемы включения родителей в планирование воспитательного процесса в ДОУ, что обеспечивает  продуктивное сотрудничество семьи и ДОУ в воспитании детей на основе базовых национальных ценностей в соответствии с требованиями ФГОС

Содержательный блок модели описывает программно-методический комплекс, ориентированный на активизацию ценностных установок детей и родителей через совместную деятельность в различных мероприятиях и на основе интерактивных форм и методов организации педагогического взаимодействия субъектов воспитательного процесса.

Технологический блок модели представляет используемые педагогами современные формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ в сочетании с основами семейной педагогики и активным профессиональным общением с семьями дошкольников.

Результативно-оценочный блок модели связан с анализом результатов теоретического и практического исследования избранной проблемы, выявлением критериев, показателей и уровней включенности родителей в планирование воспитательного процесса в соотнесенности с динамикой освоения детьми нравственных ценностей.

Остановимся более подробно на технологическом блоке модели, в котором представлены предусматриваемые нами формы и методы организации взаимодействия ДОУ с семьей.

Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей  дошкольное образовательное учреждение опирается на следующие принципы:

- организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

- организация совместного творчества  воспитателей, детей и их родителей.

Взаимодействие ДОУ и семьи – это взаимосвязь педагогов,  детей и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие ДОУ и семьи - источник и важный механизм их развития.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

Они делятся на традиционные и инновационные:

Традиционные

Инновационные

Родительское собрание

Самоуправление

День открытых дверей

Семинары для родителей

Совместные дела семьи и учреждения

Групповые тренинги

Опосредованное

взаимодействие

Семейный клуб

Родительские конференции, сходы, съезды

Родительский клуб

Консультации

(тематические и индивидуальные) 

Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг

Семейные праздники 

Социально-психологические тренинги

Посещение на дому

Диспут-размышление

Анкетирования родителей

Творческие встречи педагогов и родителей

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития свободной  личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, детского сада и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.

День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.

Совместные дела семьи и учреждения– это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.

Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.

Педагогу нужно учитывать, что необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению их физического и психологического состояния, повышенной раздражительности, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставится как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Совершенно очевидно, что приход педагога в семью может быть только по приглашению. Известны воспитатели, которых все родители приглашают и с удовольствием ждут этой встречи. Почему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за советом к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и воспитании  ребенка, в работе с коллективом.

Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.

Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.

Семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок – необходимый элемент работы клуба.

Родительский клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.

Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:

- тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);

- семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);

- практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);

- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;

- познавательные экскурсии в музей, цирк и зоопарк;

- традиционные праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»;

- организация и посещение выставок (районная, городская, областная декоративно-прикладная выставка, выставки художников);

- благотворительные акции («Рождественский подарок – каждому ребенку» и др).

- мастер – класс («Как организовать праздник в семье»).

Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из  жизни группы, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.

Родительские конференции, сходы, съезды. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Успех конференции зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценить воспитательный процесс. К ним готовятся выставки работ воспитанников, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», « Духовно-нравственное воспитание  детей в семье», «Хорошие родители. Кто они?» и т. п.

Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье,  детском саду. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДОУ, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.

Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.

Анкетирования родителей проводитсяс целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет  ребенка.  

Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, соответствующая стилю и духу дополнительного образования, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников  воспитательного процесса.

        Обобщим сказанное в выводе.

1. Планирование воспитательного процесса в современном ДОУ рассматривается нами с позиций аксиологического подхода как совокупность направлений практических мероприятий по воспитанию у детей базовых национальных ценностей в условиях взаимодействия педагогов и родителей в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Включение родителей в планирование воспитательного процесса в ДОУ возможно посредством разработки модели, структура которой взаимообуславливает и интегрирует целевой, теоретико-методологический, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты. Целостность модели  определяется ценностным ядром, обуславливающим характер взаимодействия всех ее компонентов.

3. Реализация модели включения родителей в планирование воспитательного процесса в ДОУ обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями: использование аксиологического подхода, стимулирующего продуктивное сотрудничество родителей и педагогов в воспитании у детей базовых национальных ценностей; разработка и внедрение программно-методического комплекса, ориентированного на активизацию ценностных установок детей и родителей через совместную деятельность в различных мероприятиях и на основе интерактивных форм и методов организации педагогического взаимодействия субъектов воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция «Педагогические условия эмоционально – нравственного развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении», методический материал для педагогов ДОУ

        Актуальность  Развитие личности ребенка  требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному...

"Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении"

Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении....

статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха....

Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...

«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн

laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...

Педагогические условия полоролевого воспитания детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения

ВведениеОгромная роль дошкольного детства для формирования личности ребенка является общепризнанной. Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения, завязываются первые отношения, формируют...